Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 20 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

по делу №04-02-17-2017 об административном правонарушении

 

Резолютивная часть объявлена 12 января 2018 года

В полном объеме изготовлено 15 января 2018 года

                                                                                                                                             г. Курск

 

<…> - заместитель руководителя Курского УФАС России, рассмотрев протокол №04-02-17-2017 об административном правонарушении, составленный в отношении акционерного общества «Курские электрические сети» <…>, и приложенные к нему материалы, в присутствии представителя АО «Курские электрические сети» (по доверенности) <…>, при участии начальника отдела естественных монополий Курского УФАС  России <…>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление гр-на <…> с жалобой на действия АО «Курские электрические сети», выразившиеся в незаконном, по мнению Заявителя, навязывании сетевой организацией невыгодных условий договора №653/П об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям гаража №10 в ГСК №130, расположенного по адресу: <…>, в части места установки прибора учета электроэнергии.

Как установлено Управлением, гр-ну <…>. на праве собственности принадлежит гараж №10 в ГСК №130, расположенном по адресу: <…>.

29 июня 2017 года с целью электрификации указанного гаража гр-н <…> обратился в АО «Курские электрические сети» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям (запрашиваемая максимальная мощность – 7 кВт).

13 июля 2017 года АО «Курские электрические сети» гр-ну <…> был представлен для заключения проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям  гараж №10 в ГСК №130, расположенном по адресу: <…>, и технические условия к нему №653/П, согласно п.11.2 которых предусмотрена установка на фасаде гаража в закрывающемся на замок ящике вводного устройства с однофазным электросчетчиком.

            Гр-н <…>  договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям  гаража №10 в ГСК №130, расположенном по адресу: <…> в редакции АО «КЭС» не подписал, а направил сетевой организации предложение об изменении технических условий в части места установки прибора учета электроэнергии, предложив определить его внутри гаража, а не на фасаде.

            АО «Курские электрические сети» в письме от 01.09.2017г. №523/5 сообщило, что условия договора  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям  гараж №10 в ГСК №130, расположенном по адресу: <…>, и технические условия к нему №653/П остаются без изменений.

            Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения).

            Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

            Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Гр-н <…> относится к заявителям, соответствующим критериям,  указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

            Пункт 7 настоящих Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

   а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению №2 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению №3 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно п. 6 указанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению являются существенными условиями договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 25(1) Правил технологического присоединения определен закрытый перечень информации, которая должна быть указана в технических условиях для заявителей — физических лиц, присоединяемая мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт.

Так, пп. «в» указанного пункта Правил технологического присоединения установлено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

При этом, п. 25(1) Правил технологического присоединения не содержит требования об указании в технических условиях конкретного места для установки прибора учета электрической энергии.

Требования к установке приборов учета электрической энергии приведены в утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 г. «Правилах устройства электроустановок. Шестое издание» (далее — Правила устройства электроустановок).

Пунктом 1.5.27 Правил устройства электроустановок установлено, что счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C. Размещение счетчиков допускается в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 градусов по Цельсию.

В соответствии с ч. 1 ст. 442 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

П. 19 Правил технологического присоединения установлено, что запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

На основании вышеизложенного, указанные АО «КЭС» в п. 11.2 технических условий к проекту договора об осуществлении технологического присоединения требования не соответствуют императивным нормам законодательства РФ, в т.ч.:

  • пункту 25(1) Правил технологического присоединения, поскольку устанавливают конкретное место установки прибора учета электрической энергии, ограничивая право потребителя на самостоятельное его определение;
  • пункту 1.5.27 Правил устройства электроустановок, так как в характеристике предполагаемого места установки прибора учета отсутствует указание о необходимости стационарного утепления шкафа наружной установки на зимнее время.

Таким образом, закрепленное АО «КЭС» в технических условиях к проекту договора об осуществлении технологического присоединения условие об установке прибора учета электрической энергии на фасаде гаража в закрывающемся на замок ящике является невыгодным для гр-на <…> по следующим основаниям.

По причине включения в технические условия вышеуказанного требования                           гр-н <…> лишен предоставленного ему законом права распоряжения имуществом, находящимся в его собственности.

Необходимость оборудование специального ящика на фасаде гаража может повлечь для гр-на <…> дополнительные финансовые затраты. Кроме того, расположение прибора учета не внутри, а снаружи помещения может повлечь его утрату в результате неправомерных действий третьих лиц - например, прибор учета может быть украден или поврежден.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что АО «КЭС» включило в проект договора  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям  гаража №10 в ГСК №130, расположенном по адресу: <…> условия о конкретном месте установки прибора учета электрической энергии, что является невыгодным для гр-на <…>, ущемляет его законные права и интересы, а также может повлечь для него дополнительные финансовые затраты.

            Действия АО «Курские электрические сети» по отказу от внесения изменений в проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям гаража №10 в ГСК №130, расположенном по адресу: <…> на основании письменного обращения гр-на <…> от 13.07.2017г. не соответствуют требованиям п.19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г., запрещающего навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Аналогичная правовая позиция сдержится в судебных актах арбитражных судов и судов общей юрисдикции (дела №33-11571/2013, №А14-395/2013, №А53-10201/2010, №А82-14530/2011).

            Кроме того, согласно разъяснения ФАС России от 06.05.2014г. «По вопросу места установления прибора учета», при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

            Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия АО «Курские электрические сети», выразившихся в несоблюдении требований, установленных Правилами технологического присоединения, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

            Доказательствами виновности АО «Курские электрические сети» являются материалы дела об административном правонарушении №04-02-17-2017.

            Представитель АО «Курские электрические сети» (по доверенности) <…> от имени общества вину в совершенном правонарушении  не признал.

            Основания для применения ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют по следующим причинам.

            Согласно правовой позиции высшей судебной инстанции, изложенной в п.18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — Пленум ВАС РФ от 02.06.2004г. №10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

            Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

            Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что малозначительным административным правонарушением следует считать действие или бездействие, «хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».

            Согласно п.18.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

            Опираясь на сформулированный высшими судебными инстанциями подход, можно сделать вывод о том, что признание правонарушения малозначительным должно представлять собой редчайшее исключение и может применяться в единичных случаях, по результатам глубокой всесторонней оценки обстоятельств совершения правонарушения и при бесспорном установлении отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

            Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований Правил технологического присоединения АО «Курские электрические сети» отказало во внесении изменений в проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям гаража №10 в ГСК №130, расположенном по адресу: <…> на основании письменного обращения гр-на <…> от 13.07.2017г., настаивая на включении в договор условия об установке прибора учета электрической энергии на фасаде гаража в закрывающемся на замок ящике, являющегося невыгодным для гр-на <…>.

            Вышеизложенное свидетельствует о пренебрежительном отношении со стороны АО «Курские электрические сети» как сетевой организации и субъекта естественной монополии к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выражающемся в нарушении требований п.19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г., запрещающего  навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

АО «Курские электрические сети» имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, за нарушение которых  ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным хозяйствующим субъектом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ. являются общественные отношения, возникающие в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

Объективную сторону вмененного АО «Курские электрические сети» административного правонарушения составляют действия, выразившиеся в несоблюдении требований, установленных Федеральным законом №35-Ф3 от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.

 

Учитывая изложенное, оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле дока­зательства, принимая во внимание то, что действия АО «Курские электрические сети» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, а также принципа соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание не признание вины в совершенном деянии, заместитель руководителя Курского УФАС России, руководствуясь ст. 1.5, ст.3.5, ст.4.1., ст.4.5, ч.1 ст. 9.21. ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать Акционерное общество «Курские электрические сети» <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

2. За совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечь  к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 001 руб. (сто тысяч один рубль).

В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета по КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 (ИНН 4629015760. КПП 463201001. УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810600000010001 в отделении Курск г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38701000).

В соответствии с ч.1 cm. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не уплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об админи­стративных правонарушениях, влечет административную ответственность в виде адми­нистративного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии со cm. 30.1 и cm. 30.3 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях постановление по делу об административном правонаруше­нии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 cm. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по­становление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об администра­тивном правонарушении, если указанное постановление не было обэ/саловано или опроте­стовано.

В соответствии со cm. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении адми­нистративного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной от­ветственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, ор­ганом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

 

Зам. руководителя Курского УФАС России                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны