Постановление б/н Постановление по делу №04-02-17-2016 от 8 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу №04-02-17-2016

об административном правонарушении

 

17 июня 2016 года                                                                                                              г. Курск

 

Главный специалист — эксперт отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №04-02-17-2016, в присутствии защитника (по доверенностям) ПАО «МРСК Центра» в лице «Курскэнерго» <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

26.05.2016 г. в Курское УФАС России поступило заявление гр-на <…> (вх. №74 от 26.05.2016г.) с жалобой на неправомерные, по мнению Заявителя, действия ПАО «МРСК Центра», выразившиеся в несоблюдении ПАО «МРСК Центра» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, при заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г. в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <…>.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный договор является публичным.

Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. (далее — Правила технологического присоединения).

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно п. 6 указанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п.15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению №8  и направляется заявителю - физическому лицу.

Согласно пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

            Указанными Правилами технологического присоединения  не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

По имеющейся у Курского УФАС России документированной информации, гр-ну <…> на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенное по адресу: <…>.

04.04.2016г. между гр-ном <…> и ПАО «МРСК Центра» в отношении вышеуказанного жилого дома заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308).

Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств согласно п.1 заключенного договора составляет 15 кВт.

Гр-н <…> как заявитель соответствует критериям,  указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Таким образом, в силу императивных норм  права (п.16 Правил технологического присоединения) срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению жилого дома гр-на <…> не может превышать 4 месяца.

При  этом в п.5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) установило, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению жилого дома гр-на <…> составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

П. 19 Правил технологического присоединения установлено, что запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно п. 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Как установлено Курским УФАС России, 25.04.2016г. гр-н <…> уведомил ПАО «МРСК Центра» о выполнении технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) и просил провести проверку их выполнения.

По результатам проверки выполнения технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) ПАО «МРСК Центра» составлен акт осмотра электроустановки и сделано заключение о том, что необходимые работы выполнены гр-ном <…> не в полном объеме.

Устранив замечания ПАО «МРСК Центра», изложенные в акте осмотра электроустановки, гр-н <…> 11.05.2016г. снова уведомил ПАО «МРСК Центра» о выполнении технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) и просил провести проверку их выполнения.

16.05.2016г. ПАО «МРСК Центра» по результатам проведенного осмотра электроустановки гр-на <…> составлен акт и сделано заключение о том, что необходимые работы выполнены не в полном объеме, в частности не выполнен п.11.2 технических условий (укомплектование ВПУ защитой от перенапряжения), а также не выполнен п.11.7 технических условий.

Пунктом 11.2 технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) установлено требование  об укомплектовании вводного пункта учета (ВПУ) защитой от перенапряжения, вводным коммутационным аппаратом, оснащенным защитой от короткого замыкания и перегрузки в электрической сети.

Пунктом 11.7 технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) предусмотрено обеспечение готовности к физическому соединению ответвления на опоре.

Вместе с тем, согласно п. 25 Правил технологического присоединения требование об укомплектовании вводного пункта учета (ВПУ) защитой от перенапряжения является обязательным для включения в технические условия для заявителей за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, т.е. указанное требование не является обязательным для гр-на <…>, как для заявителя соответствующего критериям,  указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

При этом именно невыполнение гр-ном <…> п.11.2 технических условий к договору №41231938 (Ц-12308) послужило препятствием для осуществления технологического присоединения его жилого дома к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра».

Кроме того, в акте осмотра электроустановки от 16.05.2016г. не указано, в какой части гр-ном <…> не выполнен п.11.7 технических условий, т.е. из указанного акта не следует, какие именно действия необходимо совершить гр-ну <…> для выполнения п.11.7 технических условий.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ПАО «МРСК Центра» включило в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г., не соответствующие императивным требованиям действующего законодательства условия в части увеличения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, осуществления мероприятий, не предусмотренных для заявителя соответствующего критериям,  указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения, что является невыгодным для гр-на <…> и ущемляет ее законные права и интересы.

ПАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, в действиях ПАО «МРСК Центра», выразившихся в несоблюдении ПАО «МРСК Центра» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, при заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г. в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <…>, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, 01 июня 2016 года мною, главным специалистом — экспертом Курского УФАС России <…>, было вынесено определение о возбуждении в отношении ПАО «МРСК Центра» дела №04-02-17-2016 об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту совершения действий, в которых усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

В ходе проведения административного расследования по вышеуказанным обстоятельствам установлено следующее.

Согласно представленной ПАО «МРСК Центра» документированной информации (письмо вх.№2566 от 06.06.2016г.) срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению жилого дома гр-на <…> составил 6 месяцев в связи с необходимостью выполнения сетевой организацией работ по строительству (реконструкции) объектов электросестевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии и не относятся к работам по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросестевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, что подтверждается п.10.7 технических условий к договору №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г.

Таким образом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению жилого дома гр-на <…>, установленный в договоре №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г. не противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе Правил технологического присоединения.

Согласно письма ПАО «МРСК Центра» (вх.№ 2733 от 17.06.2016г.) технические условия к договору №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г. содержат требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, выполнение которых необходимо заявителю для осуществления технологического присоединения (п.п. 1.1, 11.2 технических условий).

Релейная защита — комплекс автоматических устройств, предназначенных для быстрого (при повреждениях) выявления и отделения от электроэнергетической системы повреждённых элементов этой электроэнергетической системы в аварийных ситуациях с целью обеспечения нормальной работы всей системы.

То есть, согласно письменных пояснений ПАО «МРСК Центра» для защиты электрической сети от перенапряжения используются устройства релейной защиты.

При этом по мнению ПАО «МРСК Центра», пункт 11.2 технических условий к договору об осуществлении содержит требование об укомплектовании вводного пункта учета (ВПУ) защитой от перенапряжения, которой в данном случае являются устройства релейной защиты.

Вместе с тем, технические условия являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г. Указанный договор подписан гр-ном <…> без разногласий.

Пунктом 14 договора №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г., а также типовой формы договора (Приложение №10 Правил технологического присоединения) установлено, что настоящий договор может быть изменен по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.

По имеющейся у Курского УФАС России документированной информации, гр-н Алексеенков А.В. с требованием об изменении договора №41231938 (Ц-12308) от 04.04.2016г. в ПАО «МРСК Центра» либо в суд не обращался.

При этом 07.06.2016г. ПАО «МРСК Центра» осуществлено технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: <…>, к электрическим сетям, что подтверждается письменными пояснениями гр-на <…> (вх.№2599 от 08.06.2016г.).

Кроме того, письмом вх.№77 от 07.06.2016г. гр-н <…> просил не рассматривать заявление вх. №74 от 26.05.2016г. в связи с отсутствием претензий к ПАО «МРСК Центра».

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, в действиях ПАО «МРСК Центра» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Согласно ч.6 ст.28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Ч.1 ст.28.9 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса (в том числе при отсутствии состава административного правонарушения), орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.1 ст.9.21, ст.24.5, ст.28.7, ст.28.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

П О С Т А Н О В И Л А:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении №04-02-17-2016 в отношении ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская,  д. 4, ИНН  6901067107, КПП 997450001) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 27) по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

В соответствии со ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Главный специалист — эксперт

отдела естественных монополий

Курского УФАС России                                                                                       <…>

 

 


 


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны