Решение б/н Решение и предписание по делу №04-05/02-2015 от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» июня 2015 года                                   г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «29» июня 2015 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/02-2015 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Курскоблводоканал» (305001, Курская обл., г. Курск, ул. Белинского, д. 23), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов гр-ки Р, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по холодному водоснабжению, предоставленные в декабре 2014 года по адресу: Курская область, Советский р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. №, в присутствии генерального директора ОАО «Курскоблводоканал» Б

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление гр-ки Р (вх. № 103 от  14.01.2015 г.), проживающей по адресу: Курская область, Советский район, пос. Имени Ленина, ул. Э, д. №, с жалобой на действия ОАО «Курскоблводоканал», выразившиеся в неправильном расчете стоимости услуг по отпуску холодной воды, предоставленных в декабре 2014 г.

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ОАО «Курскоблводоканал» при определении стоимости услуг по отпуску холодной воды, предоставленных в декабре 2014 г. по адресу: Курская область, Советский район, пос. Имени Ленина, ул. Э, д. №, применяло норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, не соответствующий степени благоустройства жилого дома гр-ки Р.

ОАО «Курскоблводоканал», оказывая услуги водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта ― субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ОАО «Курскоблводоканал» при оказании услуг по водоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признала их достаточными для возбуждения дела № 04-05/02-2015 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Курскоблводоканал» (305001, Курская обл., г. Курск,                 ул. Белинского, д. 23), в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов гр-ки Р, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по холодному водоснабжению, предоставленные в декабре 2014 года по адресу: Курская область, Советский р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. №.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства генеральный директор ОАО «Курскоблводоканал» пояснил, что объекты водоснабжения Ленинского сельсовета Советского района были приняты на обслуживание обществом с 01 декабря 2014 г. В этой связи, Ленинским сельсоветом в адрес                                ОАО «Курскоблводоканал» была передана абонентская база.

При начислении платы за водоснабжение в первый месяц работы общества в муниципальном образовании пос. им. Ленина Советского р-на Курской области из-за задержки сельсовета в передаче указанных сведений в ОАО «Курскоблводоканал» точная информация об абоненте — гр-ке Р отсутствовала. Указанные обстоятельства послужили причиной ошибки ОАО «Курскоблводоканал» в имени абонента и степени благоустройства жилого дома № по    ул. Э  пос. им. Ленина Советского р-на Курской области, а также в расчете стоимости услуг по отпуску холодной воды, предоставленных гр-ке Р в декабре 2014 г.

На момент рассмотрения настоящего дела указанная ошибка устранена, гр-ке Р осуществлен перерасчет стоимости услуги по холодному водоснабжению.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с отсутствием кворума определением от 28.04.2015 г.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ОАО «Курскоблводоканал», оказывая услуги водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта ― субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ОАО «Курскоблводоканал» при оказании услуг по водоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как подтверждается материалами дела, с 01.12.2014 г. на основании договора аренды     № 14/МО-06/04 г. от 01.11.2014 г. ОАО «Курскоблводоканал» приняты на обслуживание объекты водоснабжения потребителей Советского р-на Курской области.

В этой связи, между ОАО «Курскоблводоканал» и гр-кой Р был заключен договор холодного водоснабжения от 01.12.2014 г., в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязуется осуществлять водоснабжение абонента по адресу: Курская область, Советский р-он, пос. им. Ленина, ул. Э в необходимом для него количестве, а абонент обязуется своевременно оплачивать предоставленные услуги.  

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее — Правила).

В соответствии с п. 123 Правил предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.

Согласно п. 126 Правил при отсутствии у потребителя индивидуального прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку по формуле 4 приложения № 2 к Правилам:

 

Pi = ni × Nj × Tкр

где:

 

Pi — размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную через водоразборную колонку;

Nj — норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку;

ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Tкр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную в декабре 2014 года жителю дома № по ул. Э пос им. Ленина Советского р-на Курской области, составит:

 

Pi = 1 ч. × 1,5 м3 × 25,1 руб./м3 = 37,65 руб.

 

где:

 

1 ― количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом доме №  по ул. Э пос. им. Ленина Советского р-на Курской области;

1,5 м3 ― норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку, расположенную вне территории домовладения, утвержденный приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 20.08.2012 г. № 64;

25,1 руб./м3 ― тариф на питьевую воду для потребителей ОАО «Курскоблводоканал» на территории Советского р-на Курской области, установленный постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 18.11.2014 г. № 251.

Как подтверждается имеющейся в распоряжении Комиссии Курского УФАС России документированной информацией (квитанция на оплату услуг по холодному водоснабжению), стоимость указанных услуг в декабре 2014 г. для гр-ки Р по расчетам ОАО «Курскоблводоканал» составила 62,75 руб.

Как установлено Комиссией, при произведении указанного расчета                                       ОАО «Курскоблводоканал» был использован неверный норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку ― 2,5 м3 (вместо 1,5 м3).

В соответствии с вышеизложенным стоимость услуг холодного водоснабжения, выставленная ОАО «Курскоблводоканал» в декабре 2014 г. гр-ке Р для оплаты, на 67% превысила рассчитанную Комиссией в соответствии с Правилами сумму.

Таким образом, ОАО «Курскоблводоканал» был нарушен определенный императивными нормами законодательства РФ порядок расчета стоимости услуг холодного водоснабжения, предоставленных в декабре 2014 года гр-ке Р, проживающей по адресу: Курская область, Советский р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. №.

Способы определения месячного объема и стоимости холодной воды, поставляемой гражданам, установлены императивными нормами действующего законодательства, в соответствии с которыми количество и стоимость потребляемого коммунального ресурса в рассматриваемый период (декабрь 2014 г.) должны определяться ресурсоснабжающей организацией согласно положениям Правил и с использованием показаний соответствующих приборов учета, а при их отсутствии — соответствующих степени благоустройства жилого дома нормативов потребления холодной воды.

Комиссией установлено, что при определении стоимости услуг по отпуску холодной воды, предоставленных в декабре 2014 г. по адресу: Курская область, Советский район, пос. Имени Ленина, ул. Э, д. №, ОАО «Курскоблводоканал» применяло норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, не соответствующий степени благоустройства жилого дома гр-ки Р, в связи с чем потребителю для оплаты была выставлена сумма, более чем на 60 % превышающая действительную стоимость данных услуг.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата потребленной воды производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными произведенного учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

В соответствии с п. 123 Правил предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.

Согласно п. 126 Правил при отсутствии у потребителя индивидуального прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку как произведение величины тарифа, норматива и количества проживающих в жилом доме граждан.

При этом, в результате правильного применения ресурсоснабжающей организацией данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) холодной воды, которая подлежит применению при оказании потребителям услуг по водоснабжению.

Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение влечет неправомерное изменение (увеличение) такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «Курскоблводоканал» при оказании гр-ке Р услуг холодного водоснабжения обязано было руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Как установлено Курским УФАС России при рассмотрении дела № 04-05/02-2015, при определении месячного объема и стоимости оказанных потребителю — гр-ке Р в декабре 2014 года услуг по холодному водоснабжению, ОАО «Курскоблводоканал» применяло неверный норматив потребления указанного коммунального ресурса, что повлекло ущемление законных интересов потребителя.

Таким образом, ОАО «Курскоблводоканал» не был соблюден определенный постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 г. порядок расчета объема и цены (стоимости) оказанных услуг, что свидетельствует о нарушении ОАО «Курскоблводоканал» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по водоснабжению, предоставленных по адресу по адресу: Курская область, Советский  р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. №.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1).

ОАО «Курскоблводоканал» является доминирующим хозяйствующим субъектом, осуществляющим расчеты за оказание услуг по водоснабжению потребителей на основании императивных правовых норм с применением установленных уполномоченными органами тарифов и нормативов, в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе законодательно установленный порядок ценообразования в сфере водоснабжения.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «Курскоблводоканал»              п. 10 ч. 1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по холодному водоснабжению, предоставленные в декабре 2014 года по адресу: Курская область,              Советский  р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. №, результатом которого явилось ущемление интересов гр-ки Р.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов является выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, а также предупреждение монополистической деятельности.

В этой связи Комиссия считает необходимым выдать ОАО «Курскоблводоканал» предписание о недопущении действий, который могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Курскоблводоканал» (305001, Курская обл., г. Курск, ул. Белинского, д. 23) нарушившим п. 10 ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по холодному водоснабжению, предоставленные в декабре 2014 года по адресу: Курская область, Советский р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. №, результатом которого явилось ущемление интересов гр-ки Р.

2. Выдать ОАО «Курскоблводоканал» (305001, Курская обл., г. Курск, ул. Белинского,              д. 23) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии    

                                                                                 

Члены Комиссии     

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

о недопущении действий, которые могут привести к нарушению

антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена «16» июня 2015 года

В полном объеме предписание изготовлено «29» июня 2015 года                                г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 04-05/02-2015 о нарушении ОАО «Курскоблводоканал». 10 ч. 1       ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Курскоблводоканал» (305001, Курская обл., г. Курск, ул. Белинского, д. 23) не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего при осуществлении деятельности по предоставлению услуг холодного водоснабжения по адресу: Курская область, Советский р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. № производить расчет стоимости в строгом соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов (утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.) с учетом норматива потребления, установленного компетентным органом исполнительной власти Курской области.

2. Доказательства исполнения настоящего предписания представлять в Курское УФАС России ежегодно до 25 декабря в течение срока действия договора холодного водоснабжения от 01.12.2014 г., заключенного с гр-кой Р, проживающей по адресу: Курская область, Советский      р-он, пос. им. Ленина, ул. Э, д. №.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                               

 

Члены Комиссии                                                                                          

                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны