Решение б/н Решение по делу №04-05/04-2015 от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2015 года                                                г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2015 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Зам.председателя Комиссии:

<…> - зам.руководителя Управления,

Члены Комиссии:

<…> - начальник отдела естественных монополий,

<…> - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

 рассмотрев дело №04-05/04-2015 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленный срок предусмотренных договором №<...> от 24.09.2014г. мероприятий по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: <...>, результатом которого является ущемление интересов гр-на <...>, в присутствии представителей (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» <...> и <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление гр-на <...> с жалобой на действия ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго», выразившиеся в неисполнении предусмотренных договором №<...> от 24.09.2014г. мероприятий по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

            Согласно пункта 5 договора №<...> от 24.09.2014г., заключенного между ОАО «МРСК Центра» и гр-ном <...>, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: <...>, составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора.

            В силу императивных норм права (п.16 Правил технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения)) и условий договора №<...> от 24.09.2014г. мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на <...>  к сетям ОАО «МРСК Центра» должны быть исполнены не позднее 23.01.2015г.

Как следует из имеющихся в Управлении документов, мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором №<...> от 24.09.2014г., со стороны ОАО «МРСК Центра» выполнены 24.01.2015г.

            ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

            По этой причине ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») при осуществлении деятельности по технологическому присоединению энергетических установок юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (адрес: 127018, г.Москва, 2-я Ямская ул, д.4) в лице филиала «Курскэнерго» (адрес: 305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленный срок предусмотренных договором №<...> от 24.09.2014г. срок мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <...>, результатом которого является ущемление интересов гр-на <...>

На заседании Комиссии представители ОАО «МРСК Центра» пояснили, что  16.03.2015г. ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» и гр-н <...> заключили дополнительное соглашение №1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №<...> от 24.09.2014г., согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был установлен до 24.04.2015г.

В этой связи предусмотренные договором №<...> от 24.09.2014г. мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <...>, были выполнены сетевой организацией в рамках установленного дополнительным соглашением срока, в подтверждение чего ОАО «МРСК Центра» представило подписанный гр-ном <...> акт об осуществлении технологического присоединения от 31.03.2015г.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определением от 22.05.2015г. и от 08.06.2015г.

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ОАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 08.08.2008г. №103).

            ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

            В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Управлением, гр-ну <...> на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <...>.

24.09.2014г. между ОАО «МРСК Центра» и гр-ном <...> заключен договор №<...> об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра».

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

            Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения).

            Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

            Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

            Пункт 7 настоящих Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

            а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

            б) заключение договора;

            в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

            г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);

            г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

            г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

   д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 6 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению № 7 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению № 8 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

            Таким образом, окончательным этапом, завершающим процесс осуществления технологического присоединения и свидетельствующим об исполнении договора, является составление указанных в п.п «д» п.7 Правил технологического присоединения документов.

Согласно пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

            Указанными Правилами технологического присоединения  не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

В этой связи, включение сетевой организацией в публичный договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 16 Правил технологического присоединения.

Статьей 442 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ч.ч. 2, 4 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

            Согласно ч.5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным частями 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

            Гр-н <...> как заявитель соответствует критериям,  указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения, то есть императивными нормами права установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для него не может превышать 4 месяца.

Таким образом, в силу императивных норм права (п.16 Правил технологического присоединения) и условий договора №<...> от 24.09.2014г. мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на <...> к сетям ОАО «МРСК Центра» должны быть исполнены не позднее 24.01.2015г.

Дополнительным соглашением №1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №<...> от 24.09.2014г., заключенным 16.03.2015г., срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению жилого дома гр-на <...> продлен до 26.04.2015г.

Указанное дополнительное соглашение №1 от 16.03.2015г. противоречит императивным нормам права (п.16 Правил технологического присоединения) и в силу ч.5 ст. 426 ГК РФ является ничтожным.

При таких обстоятельствах, мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на <...> к сетям ОАО «МРСК Центра» должны быть выполнены не позднее 24.01.2015г.

            Как следует из имеющихся в Управлении документов, в нарушение требований Правил технологического присоединения ОАО «МРСК Центра» не были исполнены в установленные сроки предусмотренные договором №<...> от 24.09.2014г. мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на <...> к сетям ОАО «МРСК Центра».

            Акт об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к сетям ОАО «МРСК Центра» по договору №<...> от 24.09.2014г. подписан гр-ном <...> 31.03.2015г.

Таким образом, обязательства ОАО «МРСК Центра» по договору №<...> от 24.09.2014г. об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, выполнены только 31.03.2015г.

            Ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

            Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала «Курскэнерго») доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. при исполнении договора №<...> от 24.09.2014г. по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к сетям ОАО «МРСК Центра», результатом которого явилось ущемление интересов гр-на <...>

            То обстоятельство, что до принятия Комиссией решения по настоящему делу ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала «Курскэнерго») был исполнен договор №<...> от 24.09.2014г.  по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к сетям ОАО «МРСК Центра», свидетельствует о признании сетевой организацией факта нарушения требований антимонопольного законодательства и об устранении в добровольном порядке его последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» (адрес: 127018, г.Москва, 2-я Ямская ул, д.4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) в лице филиала «Курскэнерго» (адрес: 305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27) нарушившим ч.1. ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. при исполнении договора №<...> от 24.09.2014г. по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <...>, результатом которого является ущемление интересов гр-на <...>

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий со стороны ОАО «МРСК Центра» предписание по результатам рассмотрения дела №04-05/04-2015 не выдавать.

            3. Рассмотрение дела №04-05/04-2015 прекратить.

 

           Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Зам. председателя Комиссии                                                                                        

 

Члены Комиссии                                                                                                            

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны