Решение б/н Решение по делу №04-05/05-2014 от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2014 года                                     

Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело №04-05/05-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курскхимволокно» (305026, г.Курск, Силикатный пр-д, д.1), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании УФСИН России по Курской области услуг в соответствии с государственным контрактом №05-44/4 от 14.01.2013г. без утвержденного уполномоченным органом тарифа, в присутствии представителя ООО «Курскхимволокно» (по доверенности) Ш, в отсутствие представителя ООО «Курская ТСК», УФСИН России по Курской области, Комитета по тарифам и ценам Курской области (уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела)

 

УСТАНОВИЛА:

            В Курское УФАС России поступило заявление ООО «Курская ТСК» с жалобой на действия ООО «Курскхимволокно», выразившееся в нарушении, по мнению заявителя, установленного порядка ценообразования путем оказания услуг теплоснабжения в отсутствие утвержденного тарифа.

            При рассмотрении заявления и дополнительно представленной информации установлено следующее.

            ООО «Курскхимволокно» заключен государственный контракт №05-44/4 от 14.01.2013г. (далее также — госконтракт) с УФСИН России по Курской области, в соответствии с которым ООО «Курскхимволокно» обязуется подавать питьевую воду, тепловую энергию, принимать сточные воды, а УФСИН России по Курской области оплачивает полученные услуги по действующим у ООО «Курскхимволокно» оптовым ценам и тарифам. Пунктом 1.3 Госконтракта предусмотрено, что цена на тепловую энергию  составляет 1030,82 руб. за 1 Гкал.

            ООО «Курскхимволокно» не представлены документы об утверждении уполномоченным регулирующим органом указанного в Госконтракте для расчетов за услуги теплоснабжения тарифа. Согласно письменных пояснений ООО «Курскхимволокно» (исх.17/6596 от 26.12.2013г.), УФСИН России по Курской области подается тепловая энергия собственного производства, прибыли предприятие не получает, так как применяет тарифы, утвержденные Комитетом по тарифам и ценам Курской области для ООО «Курская ТСК».

            В статье 3 ФЗ «О естественных монополиях» определено, что субъект естественной монополии — это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

            Статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым отнесены в том числе и услуги по передаче тепловой энергии.

            ООО «Курскхимволокно», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине ООО «Курскхимволокно» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курскхимволокно» (305026, г.Курск, Силикатный пр-д, д.1), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании УФСИН России по Курской области услуг теплоснабжения в соответствии с государственным контрактом №05-44/4 от 14.01.2013г. в отсутствие утвержденного уполномоченным органом тарифа

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 19.03.2014г.

            На заседании Комиссии представитель ООО «Курскхимволокно» пояснил, что в соответствии с государственным контрактом №05-44/4 от 14.01.2013г. ООО «Курскхимволокно» оказывает УФСИН России по Курской области без утвержденного Комитетом по тарифам и ценам Курской области тарифа услуги водоснабжения и услуги теплоснабжения. Прибыли от оказываемых услуг ООО «Курскхимволокно» не получает.

            Представитель ООО «Курская ТСК» пояснил, что ООО «Курскхимволокно» неправомерно в отсутствие согласования теплоснабжающей организации передает полученный от ООО «Курская ТСК» теплоноситель другим абонентам, в том числе УФСИН России по Курской области. Считают действия ООО «Курскхимволокно» незаконными и нарушающими действующее законодательство.

            Представители УФСИН России по Курской области пояснили, что для теплоснабжения и водоснабжения и водоотведения здания по адресу г.Курск, Силикатный пр-д, 10А, находящему в пользовании УФСИН по договору от 28.12.2012г. №367, заключен контракт №05-44/4 от 14.01.2013г. с ООО «Курскхимволокно». Оплата представленных ООО «Курскхимволокно» в 2013 году по контракту №05-44/4 от 14.01.2013г. услуг осуществлена в полном объеме.

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Комиссией установлено, что ООО «Курскхимволокно» заключен государственный контракт №05-44/4 от 14.01.2013г. с УФСИН России по Курской области со сроком действия с 01.01.2013г. по 30.06.2013г., в соответствии с которым ООО «Курскхимволокно» обязуется подавать питьевую воду, тепловую энергию, принимать сточные воды, а УФСИН России по Курской области оплачивает полученные услуги по действующим у ООО «Курскхимволокно» оптовым ценам и тарифам. Пунктом 1.3 госконтракта предусмотрено, что цена на тепловую энергию (отопительную и хозяйственно-бытовую воду) составляет 1030,82 руб. (без НДС) за 1 Гкал, цена на питьевую (артезианскую) воду — 23,74 руб. (без НДС) за 1 куб.м. Дополнительным соглашением от 01.07.2013г. срок действия госконтракта продлен до 31.12.2013г., стоимость тепловой энергии определена в размере 1245,70 руб. (без НДС) за 1 Гкал.

            Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.

            В соответствии со статьей 13 ФЗ «О теплоснабжении» потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

            Тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении»).

            При этом регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 4 части 1 статьи 8 ФЗ «О теплоснабжении»).

            В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — ФЗ «О водоснабжении») к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:

            1) холодное водоснабжение, в том числе:

            а) транспортировка воды, включая распределение воды;

            б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;

            2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

            Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:

            1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

            2) тариф на техническую воду;

            3) тариф на транспортировку воды;

            4) тариф на подвоз воды;

            5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

            К регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся:

            горячее водоснабжение, в том числе:

            а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;

            б) транспортировка горячей воды;

            2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.

            Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:

            1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);

            2) тариф на транспортировку горячей воды;

            3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.

            Статья 33 ФЗ «О водоснабжении» предусматривает, что государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, уполномоченными регулирующими органами.

            Таким образом, предоставляемые ООО «Курскхимволокно» в соответствии с государственным контрактом №05-44/4 от 14.01.2013г.  УФСИН России по Курской области услуги теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения подлежат государственному тарифному регулированию.

            В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 №458, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирования тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

            По информации Комитета по тарифам и ценам Курской области (исх.№07.1-04-09/796 от 02.04.2014г., тарифы в сфере теплоснабжения и водоснабжения (горячего и холодного) Комитетом для потребителей ООО «Курскхимволокно» на 2013-2014гг. не устанавливались.

            В статье 3 ФЗ «О естественных монополиях» определено, что субъект естественной монополии — это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

            Статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым отнесены в том числе услуги по передаче тепловой энергии и услуги водоснабжения.

            ООО «Курскхимволокно», оказывая услуги по передаче тепловой энергии и услуги водоснабжения, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Кроме того, ООО «Курскхимволокно» приказом ФСТ России от 29.01.1999г. №3/6 включено в Реестр субъектов естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе по услуге «передаче тепловой энергии».

            Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине ООО «Курскхимволокно» при оказании услуг по теплоснабжению и водоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Нормативное определение понятия «установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования» в действующем законодательстве отсутствует.

            В то же время ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение порядка ценообразования определяет завышение (или занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

            С учетом сложившейся практики деятельности антимонопольных органов, подтвержденной и судебными органами, как контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства государственный орган Курское УФАС России исходит из того, что содержащееся в ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» понятие «установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования» значительно шире понятия «ценообразование», и включает в себя всю полноту предусмотренных законодательством прав и обязанностей, возникающих в ходе осуществления доминирующими хозяйствующими субъектами деятельности, подлежащей государственному ценовому регулированию.

            В нарушение императивных требований ФЗ «О тепоснабжении» и ФЗ «О водоснабжение», устанавливающих действующий в соответствующих сферах порядок ценообразования, тарифы на оказываемые ООО «Курскхимволокно» в соответствии с государственным контрактом №05-44/4 от 14.01.2013г.  УФСИН России по Курской области услуги (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения) не утверждены уполномоченным органом исполнительной власти — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы и сведения, выслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о нарушении  ООО «Курскхимволокно» (305026, г.Курск, Силикатный пр-д, д.1) п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с государственным контрактом №05-44/4 от 14.01.2013г. без утвержденных уполномоченным органом тарифов, результатом чего является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе УФСИН России по Курской области.

            В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, а также предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

            В этой связи Комиссия в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ООО «Курскхимволокно» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Сроком исполнения предписания определить 01.06.2014г., чтобы предоставить разумный, по мнению Комиссии, период времени ООО «Курскхимволокно» для совершения необходимых для устранения нарушения действия, в том числе утверждения в Комитете по тарифам и ценам Курской области тарифов в случае намерения оказывать в дальнейшем услуги теплоснабжения и водоснабжения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Курскхимволокно» нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе УФСИН России по Курской области, а именно в оказании услуг горячего водоснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения в отсутствие тарифа, утвержденного уполномоченным регулирующим органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

 

2. Выдать ООО «Курскхимволокно» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                            

Члены Комиссии                                                                                                       

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена 09 апреля 2014 года                                      г.Курск

В полном объеме предписание изготовлено 11 апреля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/05-2014 о нарушении ООО «Курскхимволокно» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Курскхимволокно» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего с 01.06.2014г. не оказывать услуги горячего водоснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения в отсутствие утвержденных Комитетом по тарифам и ценам Курской области для ООО «Курскхимволокно» тарифов на указанные услуги.

2. В течение 5 рабочих дней с даты исполнения настоящего предписания представить в Курское УФАС России соответствующие подтверждающие документы.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                           

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны