Решение б/н Решение от 20 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

  • КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                                                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2018 года                                               г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2018 года

 

            Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

            Председатель Комиссии:

            Комов Ю.А. - руководитель Управления,

            Зам.председателя Комиссии:

            Волкова М.В. - зам.руководителя Управления,

            Член Комиссии:

            Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/06-2017 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (г.Курск, ул.Энгельса, 8, ИНН 4629051286), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе  добросовестных потребителей услуг теплоснабжения, при введении в августе-сентябре 2017 года ограничения поставки природного газа на принадлежащий МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объект — котельную, расположенную по адресу г.Железногорск, ул.Мира, 60, посредством которой осуществляется производство и поставка тепловой энергии населению г.Железногорска,  в присутствии представителей ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (по доверенности) Мякоты М.В., Аристова В.В., Трегубовой Т.И., директора МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» Дроздова А.А. и представителя (по доверенности) Гвоздевой О.В.

 

УСТАНОВИЛА:

            В Курское УФАС России поступило заявление МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» с жалобой на неправомерные действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в угрозе введения с 07.08.2017г. ограничения поставки газа на принадлежащие заявителю объекты, посредством которых осуществляется производство и поставка тепловой энергии населению г.Железногорска.

            ООО «Газпром межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области.

            По этой причине ООО «Газпром межрегионгаз Курск» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»  со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе  добросовестных потребителей услуг теплоснабжения, при введении в августе-сентябре 2017 года ограничения поставки природного газа на принадлежащий МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объект — котельную, расположенную по адресу г.Железногорск, ул.Мира, 60, посредством которой осуществляется производство и поставка тепловой энергии населению г.Железногорска.

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 23.01.2018г.

            На заседаниях Комиссии представители ООО «Газпром межрегионгаз Курск» пояснили, что основанием для направления уведомления о введения ограничения поставки газа МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» явилось наличие задолженности за потребленный газ, которая составила на тот момент 131 761 987,73 руб. Согласно  Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2016г. №1245, именно МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» обязано обеспечить поставку вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим потребителям, не имеющим задолженности. Фактически ограничение не вводилось. Несмотря на неоплату всего долга,  ООО «Газпром межрегионгаз Курск» отменило ранее введенное ограничение после поступления обращений главы города Железногорска и МУП «Гортеплосеть» о принятии действенных мер по его погашению.

            Представители МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» пояснили, что нарушение сроков по оплате природного газа произошло по причине несвоевременной оплаты потребителями оказываемых предприятием услуг теплоснабжения.  Действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск» фактические не привели к ограничения поставки природного газа на принадлежащий МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объект — котельную, расположенную по адресу г.Железногорск, ул.Мира, 60, посредством которой осуществляется производство и поставка тепловой энергии населению г.Железногорска, и не повлекли ущемления интересов добросовестных потребителей оказываемых предприятием  услуг теплоснабжения, так как МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» со своей стороны были предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение своих обязательств перед населением города Железногорска. Также МУП «Гортеплосеть г.Железногорска»заявило об отказе от жалобы на  действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск» по причине отсутствия нарушения прав предприятия со стороны поставщика газа.

 

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ООО «Газпром межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области.

            По этой причине ООО «Газпром межрегионгаз Курск» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Как установлено Комиссией, между ООО «Газпром межрегионгаз Курск» и МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» заключены договоры №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. (далее — договоры поставки), в соответствии с которыми осуществляется поставка газа на ГРП котельной по адресу г.Железногорск, ул.Мира, 50.

            В связи с образованием задолженности за поставленный по договорам поставки природный газ по состоянию на 14 июля 2017 года в размере 131 761 987,73 руб. (86 987 580,06 руб. по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период март 2017 года — май 2017 года, 44 774 407,67 руб. по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период февраль 2017 года — апрель 2017 года) ООО «Газпром межрегионгаз Курск» 17.07.2017г. направило  МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» уведомление (исх.№04-3968) о введении ограничения подачи (поставки) газа с 10.00 часов 07 августа 2017 года на объекте, указанном в договорах поставки.

            21 августа 2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в уведомлении (исх.№ 04-4262) сообщило МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» о том, что по причине неоплаты указанной в ранее направленном уведомлении №04-3968 от 17.07.2017г.  задолженности за поставленной по договорам поставки газ, ограничивается поставка газа по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 74,2%, по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 73,7%.

            Последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетического ресурса — газа, определена в Правилах ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2016г. №1245 (далее — Правила ограничения).

            Согласно пункту 11 Правил ограничения, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

            В пункте 12 Правил ограничения определено, что исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

            а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

            б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

            в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

            Согласно пункта 13 Правил ограничения, в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

            Таким образом, действующим законодательством императивно установлена необходимость реализации организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки ресурса другим потребителям, не имеющим задолженности по его оплате.

            Ограничение режима потребления независимо от его вида, предусмотренного Правилами ограничения, потребителю или частичного ограничения способами сокращения уровня потребления газа, либо прекращения подачи ресурса потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца, либо - по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение  потребителя, в случае не обеспечения поставки ресурса другим добросовестным потребителям без ограничения режима их потребления, противоречит закону, а потому – исключается.

            Ограничение поставки природного газа МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» как следствие, могло привести к невозможности для конечных потребителей получать предоставляемые ресурсоснабжающей организацией услуги теплоснабжения, в связи с чем такие действия могли повлечь нарушение прав добросовестных абонентов на получение соответствующей коммунальной услуги. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2015 по делу N А15-3956/2013 и в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Также не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Гражданский кодекс РФ в статье 10 четко закрепил принцип недопустимости (недозволенности) злоупотребления правом и определил общие принципы (пределы) осуществления гражданских прав и обязанностей.

Суть этого принципа заключается в том, что каждый субъект гражданских прав волен свободно осуществлять права в своих интересах, но не должен при этом нарушать права и интересы других лиц.

Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Такие действия признаются злоупотреблением правом.

Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.

При этом установленные Гражданским кодексом РФ запреты не нарушают свободы осуществления гражданских прав, в понимании осуществления субъективных прав как право делать все, что не вредит другим лицам, не нарушает их прав и законных интересов.

К злоупотреблению правом ст.10 ГК РФ относит такие действия, совершенные без прямого умысла ущемить интересы других лиц, когда поведение лица объективно вызывает такой результат.

Запрет ограничивать конкуренцию и осуществлять монополистическую деятельность адресован прежде всего хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

Как следует из имеющихся документов, для защиты своих интересов ООО «Газпром межрегионгаз Курск» воспользовалось правом на взыскание задолженности в судебном порядке. Так, Арбитражным судом Курской области по исковым заявлениям ООО «Газпром межрегионгаз Курск» о взыскании задолженности за поставленный природный газ с МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» возбуждены судебные дела №А35-6158/2017 (о взыскании задолженности в размере 86 987 580,06 руб. по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период март 2017 года — май 2017 года) и №А35-6157/2017 (о взыскании задолженности в размере 44 774 407,67 руб. по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. за период февраль 2017 года — апрель 2017 года). По результатам рассмотрения указанных судебных дел требования ООО «Газпром межрегионгаз Курск» удовлетворены в полном объеме, при этом помимо задолженности за поставленный природный газ с МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» подлежит взысканию пени за несвоевременное исполнение обязательств.

С учетом вышеизложенного, применение ООО «Газпром межрегионгаз Курск» для взыскания задолженности за поставленный природный газ дополнительно такого способа защиты как ограничение режима потребления природного газа на объектах МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» представляет собой меру воздействия на потребителя  с использованием своего монополистического положения на товарном рынке поставки газа и могло повлечь ущемление интересов в том числе третьих лиц — добросовестных потребителей оказываемых МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» услуг теплоснабжения, что запрещено ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, как установлено Комиссией (в том числе на основании представленной ООО «Газпром межрегионгаз Курск» документированной информации исх.№12-600 от 08.02.2018г.) технической возможности произвести фактическое ограничение поставки газа на объекте МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» путем выполнения соответствующих мероприятий  на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа на котельную предприятия, не имеется по причине отсутствия на сетях газораспределительной организации устройств (типа УОРГ), позволяющих ограничить поставку газа только на объект МУП «Гортеплосеть г.Железногорска», без отключения других потребителей, подключенных к газопроводу.

Согласно имеющихся в материалах дела документов, МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» для обеспечения населения города Железногорска услугами теплоснабжения надлежащего качества, в августе-октябре 2017 года  природный газ был использован в объемах, необходимых для производства тепловой энергии, которые превысили объемы газа, определенные в уведомлении о введении ограничения подачи (поставки) газа № 04-4262 от 21 августа 2017 года

            Таким образом, совершенные ООО «Газпром межрегионгаз Курск» действия, направленные на ограничение режима потребления природного газа на принадлежащем МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объекте — котельной, расположенной по адресу г.Железногорск, ул.Мира, 60, к невозможности осуществления теплоснабжающей организацией производства и поставки тепловой энергии населению г.Железногорска не привели, то есть фактического ущемления интересов иных лиц - добросовестных потребителей услуг  МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» не последовало.

            МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» до принятия решения по настоящему делу  письменно (исх.№269 от 08.02.2018г.)  сообщило об отказе от жалобы на действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск» по ограничению режима потребления природного газа на принадлежащем МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объекте — котельной, расположенной по адресу г.Железногорск, ул.Мира, 60, по причине отсутствия нарушения прав предприятия со стороны поставщика газа.

            При таких обстоятельствах, учитывая отказ со стороны МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» от жалобы на ООО «Газпром межрегионгаз Курск», принимая во внимание отсутствие негативных последствий для потребителей услуг теплоснабжения, оказываемых предприятием, а также отсутствие технической возможности ограничить поставку газа на котельную МУП «Гортеплосеть г.Железногорска», нарушение ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Курск» по направлению 21.07.2017г.  МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» уведомления (исх.№04-4262) о введении ограничения подачи (поставки) газа с 10.00 часов 07 августа 2017 года  по договору №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 74,2%, по договору №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. до уровня 73,7%,  не подтвердилось.

            Вместе с тем, как установлено Комиссией в ходе изучения представленных сторонами при  рассмотрении дела документов, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» по причине перерасхода МУП «Гортеплосеть г.Железногорск» объема газа, установленного в связи с введением ограничения по договорам поставки в соответствии с уведомлением (исх.№04-4262) от 21.07.2017г., предъявило МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» для оплаты счета за август 2017 года, согласно которых стоимость потребленного сверх ограничения в соответствии с уведомлением № 04-4262 от 21 августа 2017 года объема газа рассчитана с применением повышающего коэффициента 1,1; в счетах за сентябрь 2017 года  стоимость потребленного сверх ограничения в соответствии с уведомлением № 04-4262 от 21 августа 2017 года объема газа рассчитана с применением повышающего коэффициента 1,5.

            В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162,  при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:

            с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;

            с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» в августе-октябре 2017 года предусмотренные договором №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и договором №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. объемы природного газа превышены не были.

            Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Решение ВАС РФ от 16.04.2012 N ВАС-1113/12, пунктом 17 Правил поставки определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. Предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования.

            В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            При таких обстоятельствах в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Курск» по применению установленных пунктом 17 Правил поставки газа, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162, коэффициентов к объемам газа, отобранным МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» с превышением определенных в уведомлении об ограничении № 04-4262 от 21 августа 2017 объемов, но в пределах договорных объемов, установленных договором №27-4-0161/16 от 17.11.2015г. и договором №Д-1-27-4-0161/16 от 17.11.2015г. усматриваются признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

            В соответствии со ст.47.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.

            Об объединении дел в одно производство или о выделении дела в отдельное производство антимонопольным органом выносится определение.

            С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.40, 47.1 ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия считает необходимым выделить из дела №04-05/06-2017 в отдельное производство дело по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

            При таких обстоятельствах, на основании ст.23,  ст.39, ст.40, ст.41, ст.47.1, ст.48  «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Прекратить рассмотрение дела №04-05/06-2017 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем введения в августе-сентябре 2017 года ограничения поставки природного газа на принадлежащий МУП «Гортеплосеть г.Железногорска» объект — котельную, расположенную по адресу г.Железногорск, ул.Мира, 60, посредством которой осуществляется производство и поставка тепловой энергии населению г.Железногорска, в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства.

2. В связи с установлением в ходе рассмотрения дела №04-05/06-2017 в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Курск» признаков нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение установленного порядка ценообразования) вынести определение о выделении дела в отдельное производство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    Ю.А.Комов

 

 

Зам. председателя Комиссии                                                                                            М.В.Волкова

 

Член Комиссии                                                                                                                  Н.В.Исаенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны