Решение б/н Дело в отношении КТК по жалобе КРТ от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена  31 июля 2013 года                                       

Решение в полном объеме изготовлено 08 августа 2013 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело №04-05/07-2013 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем направления уведомления от 03.06.2013г. №АВ-20/1825/1 о прекращении с 08.07.2013г. по 08.08.2013г. оказания услуг теплоснабжения по договору на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г., результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО «Курскрезинотехника» в присутствии представителей (по доверенности) ООО «Курская теплосетевая компания» К., З.., представителей (по доверенности) «Курскрезинотехника» Я.., Ш.., Р.., в отсутствие представителей Администрации г.Курска, уведомленной о месте и времени рассмотрения дела

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление ОАО «Курскрезинотехника» с жалобой на действия ООО «Курская теплосетевая компания», выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, намерении прекратить оказание услуг по поставке тепловой энергии с 08 июля по 08 августа 2013 года.

            При рассмотрении заявления и дополнительно представленной информации установлено следующее.

            ООО «Курская теплосетевая компания» в соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г. (далее — договор) оказывает ОАО «Курскрезинотехника» услуги теплоснабжения.

            03.06.2013г. ООО «Курская теплосетевая компания» письмом №АВ-20/1825/1 уведомило ОАО «Курскрезинотехника» о прекращении с 08.07.2013г. по 08.08.2013г. оказания услуг теплоснабжения по договору для проведения планового ремонта на источнике и тепловых сетях, подключенных к ТЭЦ-1.

            Соответствующее соглашение ОАО «Курскрезинотехника» на прекращение с 08.07.2013г. по 08.08.2013г. оказания услуг теплоснабжения по договору ООО «Курская теплосетевая компания» получено не было.

            ООО «Курская теплосетевая компания», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине ООО «Курская теплосетевая компания» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем направления уведомления от 03.06.2013г. №АВ-20/1825/1 о прекращении с 08.07.2013г. по 08.08.2013г. оказания услуг теплоснабжения по договору на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г., результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО «Курскрезинотехника».

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 10.07.2013г.

            На заседании Комиссии представители ООО «Курская теплосетевая компания» пояснили, что вывод в ремонт тепловых сетей с 08.07.2013г. по 08.08.2013г. был согласован с Администрацией г.Курска. В соответствии с п.2.1.4 договора ООО «Курская ТСК» уведомило ОАО «Курскрезинотехника» о сроках и продолжительности планируемого планового ремонта. В этой связи действия ООО «Курская ТСК» соответствуют требованиям действующего законодательства.

            Представители ОАО «Курскрезинотехника» пояснили, что в июне 2013 года ООО «Курская теплосетевая компания» уведомило ОАО «Курскрезинотехника» о прекращении с 08.07.2013г. по 08.08.2013г. оказания услуг теплоснабжения по договору для проведения планового ремонта на источнике и тепловых сетях, подключенных к ТЭЦ-1. ОАО «Курскрезинотехника» направило в теплоснабжающую компанию письмо, в котором выразило свое несогласие с предстоящим отключением. Считают действия ООО «Курская ТСК» незаконными и нарушающими действующее законодательство.

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ООО «Курская теплосетевая компания», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине ООО «Курская теплосетевая компания» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Комиссией установлено, что ООО «Курская теплосетевая компания» в соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г. оказывает ОАО «Курскрезинотехника» услуги теплоснабжения.

            03.06.2013г. ООО «Курская теплосетевая компания» письмом №АВ-20/1825/1 уведомило ОАО «Курскрезинотехника» о прекращении с 08.07.2013г. по 08.08.2013г. оказания услуг теплоснабжения по договору для проведения планового ремонта на источнике и тепловых сетях, подключенных к ТЭЦ-1. 01.07.2013г. ООО «Курская ТСК» сообщило ОАО «Курскрезинотехника» о прекращении теплоснабжения с 08 июля по 18 июля 2013 года.

            ОАО «Курскрезинотехника» в письме от 02.07.2013г. (исх.№13-352и) выразило несогласие с предстоящим отключением.

            08 июля 2013 года теплоснабжение объектов ОАО «Курскрезинотехника» по адресу г.Курск, пр-т Ленинского комсомола, д.2, было прекращено.

            В соответствии с ч.1 ст.546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

            Статья 523 ГК РФ определяет, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

            Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:

            неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;

            неоднократной невыборки товаров.

            Согласно статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются только по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

            Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

            Федеральный закон от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем.

            Статья 22 ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что ограничение, прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям допустимо только в случае  наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энерги, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии.

            Статья 17 ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает обязательное наличие в договоре оказания услуг по передаче тепловой энергии в качестве существенного условия условие о порядке согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии.

            Статья 21 ФЗ «О теплоснабжении» определяет, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

            Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

            В соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» постановлением Правительства РФ от 06.09.2012г. №889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее — Правила вывода в ремонт).

            Вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.

            Заявки подаются в орган местного самоуправления не позднее 10 октября года, предшествующего планируемому.

            Заявка подается собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловой сети, а также уполномоченными этими собственниками лицами и организацией, уполномоченной на эксплуатацию бесхозяйных объектов.

            Заявка должна содержать наименование источников тепловой энергии и тепловых сетей с указанием оборудования, требующего ремонта, сроки проведения ремонта, виды ремонта, перечень объектов потребителей тепловой энергии с указанием места нахождения указанных объектов, теплоснабжение которых может быть ограничено или прекращено вследствие проведения ремонта.

            Сводный план разрабатывается органом местного самоуправления на основании рассмотрения заявок.

            Проект сводного плана должен быть разработан не позднее 30 октября года, предшествующего планируемому.

            Сводный план должен содержать даты ремонта и обеспечивать:

            а) возможность выполнения всех выводов в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, запланированных в заявках;

            б) синхронизацию вывода в ремонт технологически связанных источников тепловой энергии и тепловых сетей;

            в) учет утверждаемых субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике графиков вывода в ремонт объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

            г) проведение плановых ремонтов в перерыве между отопительными периодами либо в ходе отопительного периода, но без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

            Орган местного самоуправления направляет до 7 ноября года, предшествующего планируемому, проект сводного плана подавшим заявки владельцам источников тепловой энергии и тепловых сетей и единой теплоснабжающей организации, которые вправе представить предложения по проекту сводного плана. Рассмотрение предложений при их наличии и утверждение сводного плана органом местного самоуправления должны быть осуществлены до 30 ноября года, предшествующего планируемому.

            Утвержденный сводный план направляется органом местного самоуправления собственникам, иным законным владельцам источников тепловой энергии и тепловых сетей и единой теплоснабжающей организации в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

            Таким образом, в силу императивных норм законодательства при наличии заключенного договора теплоснабжения прекращение поставки тепловой энергии потребителям в случае появления необходимости проведения планового ремонта источников тепловой энергии и тепловых сетей допускается только по согласованию с потребителем и органом местного самоуправления.

            Материалами дела установлено, что причиной прекращения ООО «Курская ТСК» поставки ОАО «Курскрезинотехника» тепловой энергии по договору на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г. в период с 08 июля по 18 июля 2013 года явилось проведение планового ремонта принадлежащих теплоснабжающей организации объектов.

            Согласно имеющихся документов, ООО «Курская ТСК» в нарушение ст.546 ГК РФ согласие ОАО «Курскрезинотехника» на прекращение в июле 2013 года поставки тепловой энергии получено не было.

            Как следует из представленных Администрацией г.Курска документов (исх.№03-03/657 от 26.07.2013г.), в нарушение Правил вывода в ремонт ООО «Курская ТСК» в срок до 10 октября 2012 года не направляло заявки на вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей. Впервые от ООО «Курская ТСК» поступила заявка от 12.12.2012г.  исх.№АВ-218, согласовать которую Администрация города Курска отказалась и в письме от 16.01.2013г. (исх.№207/03.1.01-01) предложило ООО «Курская ТСК» получить согласие потребителей на вывод объектов теплоснабжения в ремонт

            ООО «Курская ТСК» в материалы дела представлены заключения по результатам технического диагностирования паропроводов, проведенного в 2010 году,  согласно которых эксплуатация тепловых сетей была разрешена до мая 2013 года, что свидетельствует о наличии у теплоснабжающей организации возможности заранее спланировать и согласовать с потребителями и органом местного самоуправления время проведения ремонтных работ.

            Согласно полученных в ходе рассмотрения дела пояснений ОАО «Курскрезинотехника», в случае заблаговременного уведомления (по мнению заявителя за 2-3 месяца) общество готово было согласовать проведение планового ремонта тепловых сетей. В связи с односторонним отказом ООО «Курская ТСК» от исполнения договора ОАО «Курскрезинотехника» понесло экономический ущерб  в виде многомиллионных убытков и недополученной выручки.

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы и сведения, выслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9) п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в прекращении в июле 2013 года оказания услуг теплоснабжения по договору на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г., результатом которого является ущемление интересов ОАО «Курскрезинотехника».

            В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются как выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, так и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

            В этой связи Комиссия в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ООО «Курская ТСК» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9) нарушившим п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в прекращении в июле 2013 года оказания услуг теплоснабжения по договору на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г., результатом которого является ущемление интересов ОАО «Курскрезинотехника».

 

2. Выдать ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства..

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             

 

Члены Комиссии                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена 31 июля 2013 года                                      г.Курск

В полном объеме предписание изготовлено 08 августа 2013 года

                                                                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/07-2013 о нарушении ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9) пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9) не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего осуществлять прекращение оказания услуг теплоснабжения по договору на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г. в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О теплоснабжении» и постановлением Правительства РФ от 06.09.2012г. №889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей".

2. В течение срока действия договора на снабжение тепловой энергией в паре №1/1 от 09.01.2013г. ежегодно до 20 декабря представлять в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                             

 

Члены Комиссии                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны