Решение б/н Решение по делу №04-05/09-2015 от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2015 года                                     

Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2015 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело №04-05/09-2015  по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (адрес: 129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (адрес: 305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренного договором № технологического присоединения к электрическим сетям гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К, результатом которого является ущемление интересов гр-на В., в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра» (по доверенности) Д., в отсутствие гр-на В. (уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление гр-на В. с жалобой на действия ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго», выразившиеся в неисполнении предусмотренных договором № мероприятий по технологическому присоединению гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К.

            Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения).

            Согласно пункта 5 договора №, заключенного между ОАО «МРСК Центра» и гр-ном В., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

            Таким образом, в силу императивных норм права (п.16 Правил технологического присоединения) и условий договора № мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на В. к сетям ОАО «МРСК Центра» должны быть исполнены не позднее 16.02.2012г.    

            Как следует из имеющихся в Управлении документов, по состоянию на февраль 2015 года технологическое присоединение к электрическим сетям гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К, в соответствии с договором №  ОАО «МРСК Центра» выполнено не было.

            ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

            По этой причине ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») при осуществлении деятельности по технологическому присоединению энергетических установок юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (адрес: 129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (адрес: 305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором № мероприятий  по технологическому присоединению гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К, результатом которого является ущемление интересов гр-на В.,

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 25.03.2015г. 

            На заседании Комиссии представитель ОАО «МРСК Центра» пояснил, что  предусмотренные договором № мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К сетевой организацией не выполнены в связи с расторжением договора по инициативе заявителя.

            Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ОАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 08.08.2008г. №103).

            ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

            В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Как установлено Комиссией, гр-ну В. на праве   собственности принадлежит гараж по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К ().

            16 августа 2011 года между ОАО «МРСК Центра» и гр-ном В.. заключен договор № об осуществлении технологического присоединения гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К. к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра».

            Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения).

            Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

            Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

            Пункт 7 настоящих Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

            а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

            б) заключение договора;

            в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

            г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);

            г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

            г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

            д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

            Согласно пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

            а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

            б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

            15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

            6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

            1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

            2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

            в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

            право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

            обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;

            г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

            д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

            е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

            Согласно пункта 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

            заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

            сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

            Гр-нин В. как заявитель соответствует критериям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

            При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п.16.3 Правил технологического присоединения) и условий договора № мероприятия по технологическому присоединению гаража гр-на В. к сетям ОАО «МРСК Центра» должны быть исполнены не позднее 16 февраля 2012 года.

            Вместе с тем, договором технологического присоединения № и техническими условиями определены обязательства, подлежащие выполнению, как для сетевой организации, так и для заявителя. Кроме того, пунктом 8 договора № на заявителя возложена обязанность по уведомлению с его стороны сетевой организации об исполнении мероприятий по техническому присоединению в границах участка заявителя. При этом согласно пункта 7 Правил, в соответствии с которым установлены процедура технологического присоединения, фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям предшествует сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

            Материалами дела установлено, что 06 февраля 2012 года, то есть в пределах предусмотренного императивными нормами права (п.16 и п.16.3 Правил технологического присоединения) и условиями договора № срока, письмом (исх.№МРСК-КР/Р6-02/5) ОАО «МРСК Центра» уведомило гр-на В. о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединения гаража заявителя, расположенного по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К (). В связи с тем, что гр-н В.. со своей стороны мероприятия, предусмотренные пунктом 11 технических условий к договору №, не выполнил, ОАО «МРСК Центра» письмом (исх.№МРСК-КР/Р6-02/13 от 29.02.2012г.) сообщило заявителю, что в соответствии с ч.2 ст.328 ГК РФ приостановило выполнение со своей стороны договора №

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО «МРСК Центра» не противоречили требованиям действующего законодательства.

            Согласно документированной информации, представленной ОАО «МРСК Центра» письмом (исх.№МР1-КР/07/3398 от 10.04.2015г.), 26 марта 2015 года по заявлению гр-на В. между сетевой организацией и заявителем заключено соглашение о расторжении договора № От гр-на В. 24 апреля 2015 года в материалы дела представлено заявление с просьбой прекратить рассмотрение настоящего дела в связи с расторжением договора по причине отсутствия необходимости в технологическом присоединении гаража по адресу Курская обл., Д. р-н, с.К (кадастровый номер <...> -46-06/005/2011-158) к сетям ОАО «МРСК Центра».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.23, ч.1 ст.39, ч.1, 2 ст.41, п.2 ч.1 ст.48  «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела №04-05/09-2015 в отношении ОАО «МРСК Центра» в связи с отсутствием в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 

 

Члены Комиссии                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны