Решение б/н Решение по делу №04-05/10-2014 от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2014 года                                г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «14» октября 2014 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/10-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курская теплосетевая компания» (305000,                        г. Курск, ул. Н.Набережная, д. 9, ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756) (далее — ООО «Курская ТСК»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 года, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц, в присутствии председателя ТСЖ «Дом на Крюкова, 11» Ф., представителя (по доверенности) ООО «Курская ТСК» Ч.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление ТСЖ «Дом на Крюкова, 11» с жалобой на действия ООО «Курская ТСК», выразившиеся в неправильном начислении платы за услуги по горячему водоснабжению жилого многоквартирного дома № 11 по            ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 года.

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ООО «Курская ТСК» при определении стоимости услуги по горячему водоснабжению многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 года, применяло порядок расчета, не соответствующий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее — Правила).

ООО «Курская ТСК», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Курская ТСК» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признала их достаточными для возбуждения дела № 04-05/10-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курская ТСК», выразившегося в применении для определения стоимости услуги по горячему водоснабжению многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 года порядка расчета, не соответствующего требованиям законодательства РФ, а именно требованиям Правил.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «Курская ТСК» пояснил, что порядок расчета стоимости услуг горячего водоснабжения, предоставленных в июле-августе 2013 года жилому многоквартирному дому № 11 по ул. Крюкова г. Курска, соответствует положениям законодательства РФ.

Председатель ТСЖ «Дом на Крюкова, 11» пояснила, что на момент рассмотрения настоящего дела ООО «Курская ТСК» был осуществлен перерасчет стоимости предоставленных в июле-августе 2013 года жилому многоквартирному дому № 11 по                ул. Крюкова г. Курска услуг горячего водоснабжения, в связи с чем товарищество претензий к обществу не имеет.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с отсутствием кворума определением от 18.07.2014 г., а также определением от 19.08.2014 г. в связи с необходимостью получения дополнительных сведений от ООО «Курская ТСК», ТСЖ «Дом на Крюкова, 11».

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ООО «Курская ТСК», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Курская ТСК» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как подтверждается материалами дела, многоквартирный жилой дом № 11 по                 ул. Крюкова г. Курска находится в управлении ТСЖ «Дом на Крюкова, 11».

В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

Горячее водоснабжение указанного дома в соответствии с договором № 2311017 на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013 г. осуществляет ООО «Курская ТСК».

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (в т.ч. услугу по горячему водоснабжению) установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

П. 37 Правил установлен расчетный период для оплаты коммунальных услуг, равный календарному месяцу.

В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

В соответствии с п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, как произведение объема на тариф.

Согласно п. 44. Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам также, как произведение объема на тариф.

Таким образом, плата за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период многоквартирному дому вцелом, определяется в соответствии с приложением № 2 к Правилам по следующей формуле:

 

P = V × T

где:

 

P — размер платы за коммунальную услугу, предоставленную многоквартирному жилому дому;

V — объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период  многоквартирному дому;

T — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как подтверждается материалами дела, многоквартирный жилой дом № 11 по                ул. Крюкова г. Курска оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.                    В соответствии с актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 05.12.2012 г. узел учета тепловой энергии указанного жилого дома был допущен в эксплуатацию до 21 мая 2013 года.

22 мая 2013 года прибор учета тепловой энергии многоквартирного жилого дома  № 11 по ул. Крюкова г. Курска был отправлен на поверку, где признан непригодным для дальнейшего использования. Только 4 сентября 2013 года ООО «Курска ТСК» была принята заявка ТСЖ «Дом на Крюкова, 11» на допуск прибора учета тепловой энергии, соответствующего установленным требованиям нормативных правовых актов, в эксплуатацию. То есть в период с 22 мая по 4 сентября 2013 года в жилом многоквартирном доме № 11 по ул. Крюкова г. Курска отсутствовал общедомовой прибор учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 59(1) Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) — начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Таким образом, согласно п. 59(1) Правил ООО «Курская ТСК» с июня 2013 года (периода, в котором истек срок эксплуатации общедомового прибора учета) и по сентябрь 2013 года (период, в котором новый общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию) обязано было производить расчет платы за потребленную в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Курск, ул. Крюкова, д. 11, горячую воду, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления горячей воды потребителями данного дома, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за период не менее 6 месяцев.

Как подтверждается материалами дела № 04-05/10-2014, а также письменными пояснениями ООО «Курская ТСК» за июнь 2013 года стоимость услуги горячего водоснабжения, предоставленной жильцам многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска, была рассчитана ООО «Курская ТСК» исходя из среднемесячного объема потребления горячей воды потребителями данного дома и составила 29 580 руб. 24 коп.

В то же время стоимость услуг горячего водоснабжения, предоставленных жильцам многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 г., была рассчитана теплоснабжающей организацией исходя из норматива потребления горячей воды и фактического времени предоставления указанной услуги (7 дней в июле, 24 дня в августе — на источнике ПП ТЭЦ-1 с 08.07.2013 г. по 08.08.2013 г. производились испытания на прочность и плотность тепловых сетей) и с учетом произведенного в дальнейшем перерасчета составила 12 015 руб. 56 коп. (июль 2013 г.), 41 208 руб. 82 коп. (август 2013 г.).

В соответствии с произведенным Комиссией Курского УФАС России (исходя из среднемесячного объема потребления горячей воды потребителями жилого дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска и фактического времени предоставления данной услуги) расчетом стоимости услуг горячего водоснабжения, цена указанной услуги за июль 2013 года составит:

(29 580 руб. 24 коп. : 30 дней) × 7 дней = 6 902 руб. 10 коп.

где:

 

29 580 руб. 24 коп. — стоимость услуги горячего водоснабжения за июнь 2013 г., рассчитанная исходя из среднемесячного объема потребления горячей воды жильцами многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска;

30 дней — количество дней в июне;

7 дней — фактическое время предоставления услуги горячего водоснабжения жильцам многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле 2013 г.

Стоимость услуг горячего водоснабжения, предоставленных потребителям жилого дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска (рассчитанная исходя из среднемесячного объема потребления и фактического времени предоставления данной услуги), за август 2013 года составит:

(29 580 руб. 24 коп. : 30 дней) × 24 дня = 23 664 руб. 20 коп.

где:

 

29 580 руб. 24 коп. — стоимость услуги горячего водоснабжения за июнь 2013 г., рассчитанная исходя из среднемесячного объема потребления горячей воды жильцами многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска;

30 дней — количество дней в июне;

24 дня — фактическое время предоставления услуги горячего водоснабжения жильцам многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в августе 2013 г.

Таким образом, ООО «Курская ТСК» жилому многоквартирному дому № 11 по ул. Крюкова г. Курска в нарушение п. 59(1) Правил за июль 2013 года было начислено  12 015 руб. 56 коп., за август — 41 208 руб. 82 коп. (что на 74% превышает рассчитанную Комиссией согласно положениям Правил сумму).

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми таким товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и т.д.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата потребленной воды производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными произведенного учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Как предусмотрено п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами зависит от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета, индивидуальных (квартирных) приборов учета в помещениях многоквартирного дома, а также от наличия (отсутствия) у субъекта, осуществляющего начисление и сбор платежей, информации о фактических показаниях индивидуальных приборов учета за расчетный период.

Как предусмотрено пунктом 59(1) Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) — начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Таким образом, способы определения размера платы за поставленный коммунальный ресурс, конечными потребителями которого являются граждане, установлены императивными нормами действующего законодательства.

При этом, в результате правильного применения ресурсоснабжающей организацией данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) горячей воды, которая подлежит применению при оказании услуг горячего водоснабжения потребителям.

Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение влечет неправомерное изменение (увеличение) такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ООО «Курская ТСК» при оказании услуг горячего водоснабжения потребителям жилого дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска обязано было руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Как установлено Курским УФАС России при рассмотрении дела № 04-05/10-2014, при определении стоимости оказанных в июле-августе 2013 года услуг горячего водоснабжения, предоставленных жителям многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска ООО «Курская ТСК» нарушило требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, что повлекло ущемление законных интересов ТСЖ «Дом на Крюкова, 11».

ООО «Курская ТСК» не был соблюден определенный императивными нормами Правил порядок расчета стоимости услуг горячего водоснабжения, что свидетельствует о нарушении ресурсоснабжающей организацией установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг горячего водоснабжения.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1).

ООО «Курская ТСК», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, также в соответствии с ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Курская ТСК» является доминирующим хозяйствующим субъектом, осуществляющим расчеты за оказание услуг по передаче тепловой энергии на основании императивных правовых норм, в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе законодательно установленный порядок ценообразования.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Курская ТСК» п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 года, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ «Дом на Крюкова, 11».

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются: выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, а также предупреждение монополистической деятельности.

В этой связи Комиссия считает необходимым выдать ООО «Курская ТСК» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления перерасчета стоимости услуги горячего водоснабжения, предоставленной жильцам многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г. Курск,                           ул. Н.Набережная, д. 9, ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756) нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома № 11 по ул. Крюкова г. Курска в июле-августе 2013 года, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ «Дом на Крюкова, 11» г. Курска.

2. Выдать ООО «Курская теплосетевая компания» (305000, г. Курск,                           ул. Н.Набережная, д. 9, ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756) предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                               

 

 

Члены Комиссии                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны