Решение б/н Решение по делу №04-05/11-2015 от 27 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» марта 2016 года                                           г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «16» марта 2016 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> — заместитель руководителя Управления,

Члены Комиссии:

<…> — начальник отдела естественных монополий,

  <…> - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, рассмотрев дело №04-05/11-2015 по признакам нарушения ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ФГУП «Почта России» (131000, г.Москва, Варшавское шоссе, 37, ИНН 7724261610, КПП 772401001, ОГРН 1037724007276) в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи Курской области (305040, г.Курск, Красная площадь, 8) (далее — ФГУП «Почта России»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установления в договорах на оказание услуг почтовой связи для разных хозяйствующих субъектов различных условий о порядке оплаты услуг почтовой связи, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в присутствии представителей ФГУП «Почта России» (по доверенности) <…> и <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

ФГУП «Почта России» оказывает услуги общедоступной почтовой связи, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. В этой связи ФГУП «Почта России» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

По этой причине ФГУП «Почта России» при оказании услуг общедоступной почтовой связи обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В период с января 2014 года по февраль 2015 года УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России» заключило с потребителями 212 договоров на оказание услуг почтовой связи.

В соответствии с заключенными договорами, имеющими типовой характер, УФПС Курской области - филиала ФГУП «Почта России» обязуется оказывать Заказчику услуги почтовой связи, а именно:

- прием, обработку, пересылку и доставку (вручение) всех видов внутренних почтовых отправлений;

- дополнительные услуги (хранение и выдача возвращенных регистрируемых почтовых отправлений, нанесение оттиска франкировальной машины на письменную корреспонденцию, пересылку уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений и т.д.).

Заказчик обязуется своевременно оплачивать предоставленные услуги.

В заключенных договорах УФПС Курской области - филиалом ФГУП «Почта России» определяет для каждого потребителя порядок внесения предоплаты по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам (п.3.1 договоров на оказание услуг почтовой связи).

В большинстве заключенных в период с января 2014 года по февраль 2015 года договоров на оказание услуг почтовой связи УФПС Курской области - филиала ФГУП «Почта России» установило предоплату по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам в размере 100% (в частности, в договорах №1540-14/ПР с ОАО «Концерн Росэнергоатом», №676-14/ПР с ОАО «Курск-Лада», №2090-14/ПР с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, №46-14/ПР с ЮЗГУ, №3-68-14/ПР/329-14/ПР с ФГУП «Курская биофабрика», №1910-14/ПР с филиалом центральный ОАО «Оборонэнергосбыт», №559-14/ПР с МКУ «ОДА» Курского района Курской области).

В то же время, в отношении других потребителей, УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России» установило в договорах предоплату по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам в размере 30%.

В частности, данное условие содержится в договорах на оказание услуг почтовой связи №34-14/ПР с ФГУП «РЧЦ ЦФЦ», №2457-14/ПР с Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области, №199-14/ПР с ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения», №2191-14/ПР с ИП Мезенцев Г.В., №57-15/ПР с ФГУП «РЧЦ ЦФО», №134-14/ПР с ОАО «МегаФон», №69-14/ПР с ООО «Миндаль», №704-14/ПР с ООО «Курская ТСК», №279-15/ПР с Акционерным коммерческим банком «Банк Москвы».

Кроме того, в договоре №4/498-14/ПР с ОАО «Прибор» предоплата по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам установлена УФПС Курской области - филиалом ФГУП «Почта России»  в размере 70%, а в договоре №702-14/ПР с Арбитражным бюро адвокатов «НАШИ» - в размере 50%.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела № 04-05/11-2015 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ФГУП «Почта России» (131000, г.Москва, Варшавское шоссе, 37, ИНН 7724261610, КПП 772401001, ОГРН 1037724007276) в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи Курской области (305040, г.Курск, Красная площадь, 8), в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, а именно в установлении в договорах на оказание услуг почтовой связи для разных хозяйствующих субъектов различных условий о порядке оплаты услуг почтовой связи.

На заседаниях Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства председатели ФГУП «Почта России» возражали относительно наличия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях, и пояснили, что ФГУП «Почта России» действовало в рамках закона, нарушений прав и законных интересов других лиц не допускало, так как договоры на оказание услуг почтовой связи, заключаемые ФГУП «Почта России», содержат в себе помимо универсальных иные услуги почтовой связи и не являются публичными.

Кроме того, представители ФГУП «Почта России» представили в материалы дела письма своих контрагентов, согласно которых размер предоплаты услуг почтовой связи устанавливался и вносился в договор непосредственно контрагентами.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и документов определениями от 29.09.2015г., от 22.10.2015г., от 24.11.2015г., в связи с выдачей предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, определением от 26.01.2016г., в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства 17.02.2016 г.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ФГУП «Почта России» оказывает услуги общедоступной почтовой связи, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. В этой связи ФГУП «Почта России» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

По этой причине ФГУП «Почта России» при оказании услуг общедоступной почтовой связи обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами

Статьёй 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).

Согласно ч.ч. 1-2 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999г. №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – ФЗ «О почтовой связи») почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

Согласно ст.16 ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Таким образом, УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России» обязано заключить с каждым обратившимся с заявкой лицом договор на оказание услуг почтовой связи.

При этом в соответствии со ст. 426 ГК РФ условия договора на оказание услуг почтовой связи должны быть установлены УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России» одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Установление в договорах на оказание услуг почтовой связи различного размера предоплаты по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам создает разные условия оплаты соответствующих услуг для равных потребителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплачивающих услуги почтовой связи, что может привести к ущемлению экономических интересов таких потребителей услуг.

Закрепляя в проектах договоров на оказание услуг почтовой связи различный размер предоплаты по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам, УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России» ставит хозяйствующие субъекты в неравное положение, при котором одни хозяйствующие субъекты должны произвести предоплату единовременно в размере 100%, а другие могут внести только 30%, 50% или 70% от суммы оплаты, а остальную часть внести позднее, в установленные договором сроки.

Кроме того, из справки УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России» следует, что при заключении договоров на оказание услуг почтовой связи в период с января 2014 года по февраль 2015 года разногласий с заявителями по условиям договоров не возникало, т.е. все договоры были заключены на условиях, предлагаемых УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России».

ФГУП «Почта России» оказывает услуги общедоступной почтовой связи, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. В этой связи ФГУП «Почта России» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исходя из вышеизложенного, как нарушение антимонопольного законодательства могут быть квалифицированы любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, независимо от того, повлекли ли они ущемление интересов других лиц или только могут повлечь.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о наличии в действиях ФГУП «Почта России» признаков нарушения п.8 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотреблении доминирующим положением, выразившегося в установлении в договорах на оказание услуг почтовой связи для потребителей различного порядка оплаты услуг в части размера предоплаты по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц.

В связи с тем, что признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» выявлены Комиссией Курского УФАС России в ходе рассмотрения дела, ФГУП «Почта России» на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» 26.01.2016г. было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно указанному предупреждению ФГУП «Почта России» необходимо было в срок до 10.02.2016г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего принять меры, направленные на недопущение установления в договорах на оказание услуг почтовой связи дискриминационных условий, в том числе в части размера предоплаты по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам.

ФГУП «Почта России» во исполнение предупреждения была представлена в Курское УФАС России документированная информация, согласно которой предприятие не устанавливает в договорах на оказание услуг почтовой связи дискриминационных условий, в том числе в части размера предоплаты по почтовым отправлениям, оплачиваемым денежными средствами, и дополнительным услугам, что подтверждается представленными ФГУП «Почта России» договорами на комплексное почтовое обслуживание №3559-15/ПР от 17.12.2015г., №3191-15/ПР от 23.11.2015г., №145-16/ПР от 02.02.2016г., №230-16/ПР от 10.02.2016г.

Таким образом, на основании ст.48 ФЗ «О защите конкуренции», учитывая, что ФГУП «Почта России»  исполнило в установленные сроки предупреждение Управления ФАС по Курской области от 26.01.2016г., устранив имевшие место признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», настоящее дело подлежит прекращению ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

            На основании изложенного, руководствуясь статьей 10, статьей 23, статьей 39.1, статьей 41, статьей 48, статьей 49, ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Производство по делу №04-05/11-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Почта России» (131000, г.Москва, Варшавское шоссе, 37, ИНН 7724261610, КПП 772401001, ОГРН 1037724007276) в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи Курской области (305040, г.Курск, Красная площадь, 8) прекратить в связи с исполнением предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданного 26.01.2016 года.

 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                     <…>

                                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны