Решение б/н Решение по делу №04-05/12-2015 от 21 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
   

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                              

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2015 года                                                                                                                                                                                                         г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>, рассмотрев дело № 04-05/12-2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Обособленного подразделения «КурскАтомЭнергоСбыт» (305001, г. Курск, ул. Гайдара, д. 26) АО «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр.4, ИНН 7704228075) (далее — АО «АтомЭнергоСбыт»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по электроснабжению жилых помещений, предоставленные жителям указанного дома в мае 2015 года, в присутствии представителя (по доверенности) АО «АтомЭнергоСбыт» <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление товарищества собственников жилья «ПЛК 75» (вх. № 3371 от 17.06.2015 г.) с жалобой на действия АО «АтомЭнергоСбыт» (115114, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4) в лице обособленного подразделения  «КурскАтомЭнергоСбыт» (305001, г. Курск, ул. Гайдара, д. 26) (далее —                                      АО «АтомЭнергоСбыт»), выразившиеся в неправильном расчете стоимости услуг электроснабжения, предоставленных жителям многоквартирного дома № 75 по                              пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска в мае 2015 года.

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что расчет стоимости электрической энергии, предоставленной АО «АтомЭнергоСбыт» в жилых помещениях жителям многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска в мае 2015 года, осуществлен гарантирующим поставщиком с использованием завышенных показателей объемов потребленной электрической энергии.

АО «АтомЭнергоСбыт» занимает доминирующее положение в области торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области с долей более 50%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 13.03.2015 г. № 140 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи АО «АтомЭнергоСбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела № 04-05/12-2015 по признакам нарушения ч. 1              ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны АО «АтомЭнергоСбыт», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов жителей многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола                       г. Курска, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по электроснабжению жилых помещений, предоставленные жителям указанного дома в мае 2015 года.

На заседании Комиссии представитель АО «АтомЭнергоСбыт» пояснила, что расчет стоимости потребленной жителями многоквартирного дома № 75 по                           пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска в мае 2015 года электрической энергии производился обществом на основании положений нормативных правовых актов РФ по тарифам, утвержденным Комитетом по тарифам и ценам Курской области, в связи с чем полагает, что претензии заявителя не подлежат удовлетворению.

Рассмотрение дела № 04-05/12-2015 откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определением от 20.10.2015 г., в связи с отсутствием кворума — определениями от 10.11.2015 г., 02.12.2015 г.

Выслушав объяснения, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

АО «АтомЭнергоСбыт» занимает доминирующее положение в области торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области с долей более 50%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 13.03.2015 г. № 140 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи АО «АтомЭнергоСбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией при рассмотрении дела № 04-05/12-2015, 23.09.2009 г. на основании ст. 161 ЖК РФ в многоквартирном жилом доме № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска создано товарищество собственников жилья «ПЛК 75» (далее — ТСЖ «ПЛК 75»).

Электроснабжение жилого многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска осуществляет АО «АтомЭнергоСбыт».

До 01.05.2015 г. выплаты за потребленную электрическую энергию производились собственниками помещений в указанном жилом доме в организацию, осуществляющую функции управления данным домом, — УК «Домком». С 01.05.2015 г. квитанции за оказанные услуги по электроснабжению начали выставляться жильцам многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска ресурсоснабжающей организацией — АО «АтомЭнергоСбыт» напрямую.

Расчет платы за электроэнергию, предоставленную собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее — Правила).

Порядок расчета платы за электроэнергию, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, в соответствии с Правилами зависит от наличия (отсутствия) индивидуального прибора учета в жилом помещении (квартире) многоквартирного дома, а также от наличия (отсутствия) у субъекта, осуществляющего начисление и сбор платежей, информации о фактических показаниях индивидуальных приборов учета за расчетный период.

Жилые помещения многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска преимущественно оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии.

Факт снятия показаний индивидуальных приборов учета, расположенных в квартирах жилого дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска, в мае 2015 года подтвержден представленными АО «АтомЭнергоСбыт» и ТСЖ «ПЛК 75» в адрес Курского УФАС ведомостями (вх. № 3371 от 17.06.2015 г., № 4101 от 29.07.2015 г.).

Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, согласно пунктам 42 и 43 Правил определяется по формуле 1 (приложение № 2 к Правилам) как произведение потребленного за расчетный период объема коммунального ресурса и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Pi = Viп × Tкр

 

Pi — размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении многоквартирного дома;

Viп — объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом помещении многоквартирного дома коммунального ресурса;

Tкр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссией Курского УФАС России на основании представленных                               АО «АтомЭнергоСбыт» и ТСЖ «ПЛК 75» документов установлено, что расчет стоимости электрической энергии, предоставленной в жилых помещениях жителям многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска в мае 2015 года, осуществлен гарантирующим поставщиком с использованием завышенных показателей объемов потребленной электрической энергии.

Так например, собственнику квартиры <…> многоквартирного дома № 75 по                        пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска АО «АтомЭнергоСбыт» в мае 2015 г. для оплаты было выставлено 398 кВт.ч электроэнергии. Вместе с тем, как установлено Курским УФАС России на основании ведомости снятия показаний индивидуальных приборов учета за май 2015 года, объем потребленной собственником указанной квартиры электрической энергии в указанном месяце составил 273 кВт.ч.

Таким образом, размер стоимости электрической энергии, выставленной                          АО «АтомЭнергоСбыт» для оплаты собственнику квартиры <…> многоквартирного дома                № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска за май 2015 года (1261,66 руб.), на 45% превысил стоимость фактически потребленной данным абонентом электроэнергии в указанный период (865,41 руб.).

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Как предусмотрено п. 40 Правил, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, согласно пунктам 42 и 43 Правил определяется по формуле 1 (приложение № 2 к Правилам) как произведение потребленного за расчетный период объема коммунального ресурса и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 То есть, способы определения месячного объема и стоимости поставленной электрической энергии, конечными потребителями которой являются граждане, установлены императивными нормами действующего законодательства, в соответствии с которыми количество потребляемой электрической энергии должно определяться исходя из фактических показаний индивидуального и общедомового приборов учета электрической энергии.

При этом, в результате правильного применения ресурсоснабжающей организацией данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) электрической энергии, которая подлежит применению при оказании услуг по электроснабжению потребителям.

Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение влечет неправомерное изменение (увеличение) такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

АО «АтомЭнергоСбыт» при оказании услуг электроснабжения жителям многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска обязано было руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Как установлено Курским УФАС России при рассмотрении дела № 04-05/12-2015, при определении месячного объема и стоимости услуг по электроснабжению, предоставленных в мае 2015 года жителям многоквартирного дома № 75 по                                 пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска, АО «АтомЭнергоСбыт» нарушило требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, что повлекло ущемление законных интересов жильцов данного дома.

АО «АтомЭнергоСбыт» не был соблюден определенный императивными нормами Правил порядок расчета стоимости электроэнергии, предоставленной на индивидуальное потребление жителям указанного дома, что свидетельствует о нарушении АО «АтомЭнергоСбыт» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг электроснабжения.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1).

АО «АтомЭнергоСбыт» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по электроснабжению потребителей (граждан) осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроснабжения.

Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении                                     АО «АтомЭнергоСбыт» доминирующим положением, выразившемся в нарушении п. 10             ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по электроснабжению, предоставленные жителям многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска в мае 2015 г., результатом которого является ущемление их интересов.

Как подтверждается представленной АО «АтомЭнергоСбыт» в Курское УФАС России документированной информацией (вх. № 5804 от 05.11.2015 г.), в июле 2015 г. ресурсоснабжающей организацией был произведен перерасчет стоимости электрической энергии, предоставленной в мае 2015 года жителям многоквартирного дома № 75  по                пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска, исходя из ведомости снятия показаний индивидуальных приборов учета. Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» добровольно устранило последствия нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ст. 49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать АО «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4, ИНН 7704228075) в лице Обособленного подразделения «КурскАтомЭнергоСбыт» (305001, г. Курск, ул. Гайдара, д. 26) нарушившим п. 10 ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по электроснабжению, предоставленные жителям многоквартирного дома № 75 по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска в мае 2015 г., результатом которого является ущемление их интересов. 

2. В связи с добровольным устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства со стороны Обособленного подразделения «КурскАтомЭнергоСбыт» (305001, г. Курск, ул. Гайдара, д. 26) АО «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва,                        ул. Летниковская, д. 10, стр. 4, ИНН 7704228075) предписание по результатам рассмотрения дела № 04-05/12-2015 не выдавать.

3. Рассмотрение дела № 04-05/12-2015 прекратить.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Зам. председателя Комиссии                                                                                <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    <…>

 

 

           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны