Решение б/н Решение по делу №04-05/14-2015 о нарушении антимонопольного ... от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2015 года                                                                                                                                                      г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> — руководитель Управления,

Члены Комиссии:

<...> — начальник отдела естественных монополий,

<...> — главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,  рассмотрев дело №04-05/14-2015 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курская теплосетевая компания» (<...>) (далее – ООО «Курская ТСК»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете в период с марта по октябрь 2015 года платы за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению 164 жилым домам г.Курска (в том числе домам №72/14 по ул.К.Маркса, №16 по ул.Льва Толстого, №19 по ул.Белгородская г.Курска, №4/2 по ул.Моковская) с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей г.Курска, в присутствии представителей (по доверенности) ООО «Курская ТСК» <...>, представителей (по доверенности) комитета по тарифам и ценам Курской области        <...>, депутата Курского городского собрания <...>, гр-на <...>, гр-ки <...>, гр-ки <...>, гр-на <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление гр-на <...>, проживающего по адресу: <...> (вх. № <...> от <...>) с жалобой на действия ООО «Курская ТСК», выразившиеся в неправильном начислении платы за услуги по горячему водоснабжению жилого дома №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска в июле-августе  2015 года.

При рассмотрении указанных материалов и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ООО «Курская ТСК» при расчете платы за подогрев воды в жилом многоквартирном доме №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска применяло норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом.

ООО «Курская ТСК», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Курская ТСК» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/14-2015 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Курская теплосетевая компания» (<...>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по подогреву горячей воды, оказанные многоквартирному жилому дому №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска в июле-августе 2015 года, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц.

28.10.2015г. на рассмотрении дела № 04-05/14-2015 Комиссией было установлено, что в Курское УФАС России поступило несколько однородных жалоб: заявление жителей многоквартирного дома №19 по ул.Белгородская г.Курска (вх.№ <...> от 01.09.2015г.), заявление гр-ки <...>, проживающей по адресу: <...> (вх.№ <...> от 02.10.2015г.), заявление жителей многоквартирного дома №4/2 по ул.Моковская г.Курска (вх.№ <...> от 23.10.2015г.), на действия ООО «Курская ТСК», выразившиеся в неправильном начислении платы за услуги по подогреву воды в июле-августе  2015 года, а именно в применении норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно п.п.3.99, 3.100 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России №339 от 25.05.2012г. (далее – Административный регламент), если по признакам, послужившим основанием для обращения заявителя в антимонопольный орган, уже возбуждено дело, такой заявитель привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением Комиссии.

В связи с тем, что по признакам, послужившим основанием для обращения в Курское УФАС России вышеуказанных заявителей, дело о нарушении ООО «Курская ТСК» антимонопольного законодательства было возбуждено по заявлению жителей дома №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска, Комиссия, руководствуясь Административным регламентом, вынесла определение о привлечении жителей многоквартирных жилых домов №19 по ул.Белгородская, №16 ул. Льва Толстого, №4/2 по ул.Моковская г.Курска к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц.

На заседании Комиссии представители ООО «Курская ТСК» пояснили, что  норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (0,077 Гкал/м3), применяемый при расчетах ООО «Курская ТСК», рассчитан некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация в области энергетического обследования «Русэнергоаудит» и согласован на заседании общественного совета при комитете ЖКХ и ТЭК Курской области 21.08.2014г. В установленном законом порядке указанный норматив уполномоченным органом утвержден не был.

При этом, норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (0,0642 Гкал/м3), применяемый при расчетах ООО «Курская ТСК» до июля 2015 года, также не был утвержден в законном порядке.

Представитель комитета ЖКХ и ТЭК Курской области пояснила, что комитет ЖКХ и ТЭК Курской области, являясь в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом, отказал ООО «Курская ТСК» в согласовании норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (0,077 Гкал/м3) и сообщил ООО «Курская ТСК» о несоответствии расчета указанного норматива требованиям действующего законодательства (письмо исх.№07.2-05/1732 от 23.04.2015г.).

За согласованием норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,0642 Гкал/м3  ООО «Курская ТСК» в комитет ЖКХ и ТЭК Курской области не обращалось.

Кроме того, по мнению представителя комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, применение ООО «Курская ТСК» не утвержденного в надлежащем порядке норматива является нарушением требований действующего законодательства.

Представители комитета по тарифам и ценам Курской области пояснили, что утверждение норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не относится к полномочиям комитета.

Применение ООО «Курская ТСК» не утвержденного в надлежащем порядке норматива, по мнению комитета по тарифа и ценам Курской области, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определением от 28.10.2015г.

  Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

  В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

  Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ООО «Курская ТСК», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Курская ТСК» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Курским УФАС России, теплоснабжение жилых многоквартирных домов №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска, №16 по ул.Льва Толстого г.Курска, №4/2 по ул.Моковская г.Курска, №19 по ул.Белгородская г.Курска в соответствии с договорами на снабжение тепловой энергией в горячей воде (№<...> от <...>, № <...> от <...>, № <...> от от <...>, № <...> от <...>) осуществляет ООО «Курская ТСК».

Кроме того, ООО "Курская ТСК" на основании агентских договоров (№<...> без даты, № <...> от <...>, № <...> от <...>, № <...> от <...>), заключенных с управляющими указанными домами организациями, осуществляет начисление платы за оказанные услуги по теплоснабжению, в том числе платы за подогрев воды для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Многоквартирные жилые дома №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска, №16 по ул.Льва Толстого г.Курска, №4/2 по ул.Моковская г.Курска, №19 по ул.Белгородская г.Курска оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, которые допущены в эксплуатацию в отопительных сезонах 2014-2015г.г. и 2015-2016г.г., что подтверждается актами первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя.

Согласно представленных ООО «Курская ТСК» документов, услуга горячего водоснабжения предоставляется многоквартирным жилым домам №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска, №16 по ул.Льва Толстого г.Курска, №4/2 по ул.Моковская г.Курска, №19 по ул.Белгородская г.Курска по закрытой нецентрализованной системе горячего водоснабжения с использованием общедомового водонагревателя (бойлера).

 Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

  В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее — Правила).

П. 37 Правил установлен расчетный период для оплаты коммунальных услуг, равный календарному месяцу.

В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2015г. №129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» 28.02.2015г. вступила в силу редакция Правил, закрепляющая новый порядок расчета платы за горячую воду в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги.

Согласно п. 54 указанной редакции Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее — использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии — пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета — как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к настоящим Правилам (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.2015г. №129):

, где:

 — объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;

 — тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 — удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:

, где:

 — объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;

 — количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;

 — норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

 — тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии  с Федеральным законом от 27.07.2010г. №237-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждение нормативов потребления коммунальных услуг возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг для населения Курской области постановлением Губернатора Курской области от 27.03.2012г. №158-пг «Об уполномоченном органе по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг» определен комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.

Согласно п.9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. (далее – Правила установления нормативов), установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.

В соответствии с п.17 Правил установления нормативов нормативы утверждаются решением уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, которое публикуется в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

Таким образом, применяемые на территории Курской области нормативы, в том числе норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (), должны быть утверждены решением комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области и официально опубликованы.

 При этом в соответствии с п.321 постановления Правительства РФ от 14.02.2015г. №129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения внутри многоквартирного дома, а также конструктивных особенностей такого дома, в том числе наличия/отсутствия полотенцесушителей, изолированных/неизолированных стояков.

То есть, норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не может быть одинаковым для всех многоквартирных домов с закрытой нецентрализванной системой горячего водоснабжения.

Согласно представленного ООО «Курская теплосетевая компания» перечня (письмо исх.№АА-30/5047 от 10.11.2015г.) в г.Курске находится 164 многоквартирных жилых дома с  закрытой нецентрализванной системой горячего водоснабжения.

По имеющейся у Курского УФАС России документированной информации, расчет платы за подогрев воды многоквартирным жилым домам с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, производился ООО «Курская ТСК» в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года с использованием не утвержденного в установленном законом порядке одинакового для всех жилых домов норматива расхода тепловой энергии.

Плата за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению в период с марта 2015 года по июнь 2015 года рассчитывалась с применением норматива тепловой энергии на подогрев воды в размере 0,0642 Гкал/м3, в период с июля 2015 года по октябрь 2015 года – в размере 0,077 Гкал/м3.

Так, например, согласно квитанции за август 2015 года, выставленной ООО «Курская ТСК» по кв. <...> жилого многоквартирного дома №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска, расчет платы за подогрев воды по указанной квартире производился обществом следующим образом:

9,75 м3  x 0,077 Гкал/м3 x 1627,82 руб/Гкал = 1222,09 руб.,

где 9,75 м3 — объем горячей воды, потребленной по кв. <...> жилого многоквартирного дома №72/14 по ул.К.Маркса г.Курска в августе 2015 года согласно показаний индивидуального прибора учета горячей воды;

0,077 Гкал/м3 — единый норматив тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитанный некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация в области энергетического обследования «Русэнергоаудит» и утвержденный ООО «Курская ТСК» приказом №178 от 31.12.2014г. «О расчете количества тепловой энергии на цели ГВС на 2015 год».

1627,82 руб/Гкал — тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области №114 от 10.12.2014г.

Таким образом, Комиссией установлено, что ООО «Курская ТСК» при расчете платы за подогрев воды в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года применяло единый для всех жилых многоквартирных домов с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом.

Данный вывод подтверждается письмом Государственной жилищной инспекции Курской области исх.№04-03/6048 от 23.09.2015г., а также письмом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области исх.№072-05/4448 от 12.10.2015г., письмами ООО «Курская ТСК» вх.№4646 от 02.09.2015г., вх.№4960 от 18.09.2015г., вх.№5680 от 28.10.2015г., вх.№5047 от 23.09.2015г., вх.№5871 от 10.11.2015г.

ООО «Курская ТСК», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Курская ТСК» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1).

Исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения — вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

ООО «Курская ТСК» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по теплоснабжению потребителей осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения.

В силу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее - Правила), стоимость коммунальной услуги по горячему водоснабжению, предоставляемой гражданам, проживающим в домах с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, определяется, исходя из объемов тепловой энергии и холодной воды, использованных в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и соответствующих тарифов (цен) на использованные при производстве коммунальные ресурсы.

Объем тепловой энергии, использованной на производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, тарифа на тепловую энергию и утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

То есть, способ определения объема и стоимости услуг по подогреву воды для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, конечными потребителями которой являются граждане, проживающие в жилых домах с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, установлены императивными нормами действующего законодательства в виде специальной формулы, компоненты которой определены обязательными нормами и не могут быть изменены по соглашению сторон либо в одностороннем порядке участниками гражданских правоотношений.

При этом в результате правильного применения данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) на подогрев воды и, в конечном итоге, на горячую воду, которая подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению вышеуказанным потребителям. 

Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение, в том числе путем необоснованного изменения некоторых данных, учитываемых при расчете стоимости оказываемых услуг, подлежащих обязательному государственному регулированию, влечет неправомерное изменение такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в результате совершения указанного правонарушения ООО «Курская ТСК» не был соблюден установленный императивными нормами действующего законодательства способ расчета объема и цены (стоимости) оказанных услуг по подогреву воды, что  свидетельствует о нарушении ООО «Курская ТСК» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг теплоснабжения.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ООО «Курская ТСК» доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению 164 жилым домам г.Курска (в том числе домам №72/14 по ул.К.Маркса, №16 по ул.Льва Толстого, №19 по ул.Белгородская г.Курска, №4/2 по ул.Моковская) с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей г.Курска.

В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В этой связи Комиссия считает необходимым выдать ООО «Курская ТСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Курская теплосетевая компания» (<...>) нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей г.Курска, а именно в применении при расчете платы за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению 164 жилым домам г.Курска (в том числе домам №72/14 по ул.К.Маркса, №16 по ул.Льва Толстого, №19 по ул.Белгородская г.Курска, №4/2 по ул.Моковская), с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года не утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии.  

2. Выдать ООО «Курская теплосетевая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Епишеву О.М.

 

           Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                <...>

 

 

                                                                                                                                            <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена 18 ноября 2015 года                                                          г.Курск

В полном объеме предписание изготовлено 26 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – руководитель Управления, 

Члены Комиссии:

<...> — начальник отдела естественных монополий,

<...> — главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/14-2015 о нарушении ООО «Курская теплосетевая компания» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Курская теплосетевая компания» (<...>) прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

2. ООО «Курская теплосетевая компания» (<...>) в срок до 01 декабря 2015 года обратиться в установленном порядке в комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области за утверждением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

3.  После утверждения  норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ООО «Курская теплосетевая компания» (<...>) произвести перерасчет стоимости оказанных в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года услуг по подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из утвержденных уполномоченным органом нормативов расхода тепловой энергии, по всем многоквартирным жилым домам г.Курска с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, в соответствии с перечнем, содержащимся в письме ООО «Курская теплосетевая компания» исх.№АА-30/5047 от 10.11.2015г.

4. В течении 3 (трех) месяцев с даты получения копии настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                               <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                           <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны