Решение б/н Решение по делу №04-05/16-2014 от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» декабря 2014 года                                   г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «22» декабря 2014 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/16-2014 по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — ФЗ «О защите конкуренции») со стороны ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 27) (далее — ОАО «МРСК Центра»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в необоснованном отказе от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (включения новых объектов в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.) в отношении находящихся в пользовании ООО «Электроснабжение» участков сетей ОАО «Злак», результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц, в присутствии представителей (по доверенности) ООО «Электроснабжение» М., Я., представителей (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» Д. (после перерыва не явился),              Л., представителя (по доверенности) ОАО «Злак» Д., представителя (по доверенности) ОАО «АтомЭнергоСбыт» Л.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление ООО «Электроснабжение» с жалобой на действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (включения новых объектов в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.) в отношении находящихся в пользовании ООО «Электроснабжение» участков сетей                      ОАО «Злак» по следующим точкам:

–место присоединения кабельных наконечников отходящей кабельной линии КЛ-10 кВ в ячейке № 1 п. Золотухино (далее — КЛ-10 кВ от яч. 1);

–место присоединения кабельных наконечников отходящей кабельной линии КЛ-10 кВ в ячейке № 18 п. Золотухино (далее — КЛ-10 кВ от яч. 18);

–ВЛ-10 кВ 331.19, опоры № 24, № 25 п. Золотухино (далее — опоры 24 и 25);

–ЦРП-10 кВ «Свобода-тяговая», ВЛ-10 кВ 384.18, опора № 81 п. Золотухино (далее — опора 81);

–проходные изоляторы на ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА п. Поныри (далее — ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА).

Согласно п. 1 приказа ФСТ России от 31.03.2008 г. № 86-э ОАО «МРСК Центра» включено в реестр субъектов естественных монополий на территории Курской области в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 77.1.25.

ОАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области передачи электрической энергии на территории Курской области с долей более 65 %, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 103 от  08.08.2008 г.).

По этой причине ОАО «МРСК Центра» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При рассмотрении заявления ООО «Электроснабжение» и дополнительно представленной информации Курским УФАС России в действиях ОАО «МРСК Центра» были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с             ООО «Электроснабжение» в отношении участков электросетей по точкам присоединения:                    КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдало 31.03.2014 г. ОАО «МРСК Центра» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно указанному предупреждению обществу необходимо было устранить признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», для чего включить в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г. точки присоединения: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ            400+320+250 кВА., либо направить мотивированный отказ от заключения дополнительного соглашения со ссылкой на положения нормативных правовых актов РФ или протокол разногласий к проекту дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 46460004709 от 27.06.2011 г.

Письмом (вх. № 2033 от 22.04.2014 г.) ОАО «МРСК Центра» сообщило Курскому УФАС России о том, что 15.04.2014 г. в адрес ООО «Электроснабжение» сетевой организацией был направлен отказ от заключения дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.

Причины, послужившие основанием отказа ОАО «МРСК Центра» от заключения с           ООО «Электроснабжение» дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г., по мнению Курского УФАС России, прямо не предусмотрены законодательством РФ.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признала их достаточными для возбуждения дела № 04-05/16-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в необоснованном отказе от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (включения новых объектов в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.) в отношении находящихся в пользовании ООО «Электроснабжение» участков сетей ОАО «Злак», результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц

На заседаниях Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО «Электроснабжение» пояснили, что в соответствии с положениями Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №_861, ОАО «МРСК Центра» не вправе отказать смежной сетевой организации                                    (ООО «Электроснабжение») в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии (включении новых объектов в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.) в отношении новых точек присоединения — КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА.

Представители ОАО «МРСК Центра» пояснили, что между ООО «Электроснабжение» и ОАО «Злак» в связи с заключением договора аренды от 21.08.2013 г. № 9 существуют гражданско-правовые отношения, не связанные по своей природе с оказанием услуг по передаче электрической энергии, что не порождает обязанности ОАО «МРСК Центра» по их оплате ООО «Электроснабжение».

Представитель ОАО «АтомЭнергоСбыт» пояснила, что гарантирующий поставщик оплачивает ОАО «МРСК Центра» услуги по передаче электрической энергии по точкам поставки электрической энергии потребителю ОАО «Злак» (КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА), в соответствии с договором энергоснабжения от 01 апреля 2014 г. № 46520015.

Рассмотрение дела № 04-05/16-2014 откладывалось определением от 30.06.2014 г. в связи с неявкой представителя Ответчика — ОАО «МРСК Центра» и отсутствием доказательств надлежащего извещения общества о времени и дате рассмотрения настоящего дела, в связи с отсутствием кворума определениями от 21.07.2014 г., от 18.11.2014 г., в связи необходимостью получения дополнительных сведений определениями от 25.08.2014 г., от 02.10.2014 г.

Руководствуясь ст. 46 ФЗ «О защите конкуренции», 02.12.2014 г. по делу № 04-05/16-2014  был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 08 декабря 2014 года.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как установлено Комиссией, ОАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, в соответствии с п. 1 приказа ФСТ России от 31.03.2008 г. № 86-э ОАО «МРСК Центра» включено в реестр субъектов естественных монополий на территории Курской области в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 77.1.25.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области передачи электрической энергии на территории Курской области с долей более 65 %, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 103 от  08.08.2008 г.).

В соответствии с п. 2.2. Устава ООО «Электроснабжение» одним из предметов деятельности общества является транспортировка электроэнергии. Согласно п. 2 приказа ФСТ России от 07.02.2013 г. № 79-э ООО «Электроснабжение» также включено в реестр субъектов естественных монополий на территории Курской области в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 46.1.90.

Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 26.12.2011 г.  № 173 для взаиморасчетов между ООО «Электроснабжение» и ОАО «МРСК Центра» на территории Курской области на 2012–2014 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, ОАО «МРСК Центра» и ООО «Электроснабжение», оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» являются субъектами естественной монополии и в соответствии с ч. 5 ст. 5 указанного закона занимают доминирующее положение в границах балансовой принадлежности принадлежащих им электрических сетей.

Между ОАО «МРСК Центра» и ООО «Электроснабжение» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.

21 августа 2013 года между ООО «Электроснабжение» и ОАО «Злак» был заключен договор аренды № 9, в соответствии с которым ОАО «Злак» за плату предоставляет                    ООО «Электроснабжение» недвижимое имущество с электросетевым оборудованием.

30.08.2013 г. ООО «Электроснабжение» обратилось в ОАО «МРСК Центра» с заявлением на включение в договор оказания услуг по передаче электрической энергии                   № 4646004709 от 27.06.2011 г. новых объектов — взятых в аренду у ОАО «Злак» участков электрических сетей по следующим точкам присоединения: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА. К данной заявке были приложены документы, подтверждающие право ООО «Электроснабжение» на указанные объекты — копия договора аренды № 9 от 21.08.2013 г.

Письмом (исх. № МРСК-НР/5-01/7711 от 26.09.2013 г.) ОАО «МРСК Центра» уведомило ООО «Электроснабжение» о недостающих в заявлении сведениях.

ООО «Электроснабжение» 23.10.2013 г. были направлены в адрес ОАО «МРСК Центра» недостающие документы, а именно копии актов разграничения эксплуатационной ответственности № 9/1 и 9/2 от 01.10.2013 г.

28.12.2013 г. ОАО «МРСК Центра» направило ООО «Электроснабжение» отказ в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении участков сетей по следующим точкам присоединения: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА, в связи с тем, что в отношении данных точек ОАО «МРСК Центра» заключен договор энергоснабжения с ОАО «Злак».

16.01.2014 г. письмом (исх. № 8) ООО «Электроснабжение» в адрес ОАО «МРСК Центра» был направлен проект дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 46460004709 от 27.06.2011 г., на что от сетевой организации ответа не последовало.

Как установлено Комиссией, ОАО «МРСК Центра» отказало ООО «Электроснабжение» в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по причине наличия договора энергоснабжения с ОАО «Злак» по точкам поставки, указанным в заявлении                   ООО «Электроснабжение», сославшись на п. 28 Основных положений функционирования розничного рынка электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442) (далее — Основные положения), согласно которому в отношении одного энергопринимающего устройства может быть только один договор энергоснабжения.

В то же время, согласно п. 28 Основных положений договор энергоснабжения заключается между гарантирующим поставщиком и потребителем (покупателем) и предусматривает обязанность гарантирующего поставщика осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и обязанность потребителя (покупателя) оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

ООО «Электроснабжение» обратилось в ОАО «МРСК Центра» по вопросу заключения договора на передачу электрической энергии, предметом которого в соответствии с п. 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила), является предоставление одной стороной другой стороне услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и                           ОАО «Злак» и договор передачи электроэнергии между ОАО «МРСК Центра» и                            ООО «Электроснабжение» являются разными соглашениями как по субъектному составу, так и по иным условиям (предмету, обязательствам и т.д.).

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное).

Согласно ч. 2 ст. 26 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

Согласно п. 8 Правил в целях обеспечения исполнения своих обязательств  перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии в соответствии с разделом III указанных Правил.

По смыслу данного пункта ОАО «МРСК Центра» как держателю котла в целях обеспечения исполнения своих обязательств  перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) необходимо заключать договоры с иными (смежными) сетевыми организациями, в том числе и с ООО «Электроснабжение».

Порядок заключения и исполнения договоров между смежными сетевыми организациями установлен Разделом III Правил.

В соответствии с п. 36 Раздела III Правил сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

Так, в п. 24 Правил приведен исчерпывающий перечень случаев, в которых отказ сетевой организации от заключения договора передачи электроэнергии будет правомерен:

 

  •  отсутствие у потребителя услуг заключенного договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению — в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
  •  направление заявления о заключении договора в отношении энергопринимающих устройств, которые не имеют технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к объектам электросетевого хозяйства этой сетевой организации и в отношении которых не заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям этой сетевой организации, и (или) которые имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, выбывшим из владения этой сетевой организации в установленном законом порядке. При этом обязательным условием для заключения договора с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается такой договор, или заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается договор, а для организаций, осуществляющих деятельность по экспорту-импорту электрической энергии, - наличие соединения электрических сетей этой сетевой организации с электрическими сетями соседних государств, по территориям которых осуществляются экспортно-импортные поставки электрической энергии;
  •  отсутствие у организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащим лицам, которые ограничены в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, вследствие незаключения этими лицами договора, определяющего порядок использования указанных объектов, с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» как территориальная сетевая организация по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов обязано было либо в установленный Правилами срок заключить с ООО «Электроснабжение» как смежной сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электрической энергии (включить новые объекты в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.) в отношении находящихся в пользовании ООО «Электроснабжение» участков сетей по следующим точкам присоединения: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА, либо направить мотивированный отказ от его заключения со ссылкой на положения нормативных правовых актов РФ или протокол разногласий к проекту дополнительного соглашения.

ОАО «МРСК Центра» в установленные Правилами сроки договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении находящихся в пользовании                                      ООО «Электроснабжение» участков сетей по указанным точкам присоединения заключен не был, а также не направлен мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора.

Ввиду того, что ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области передачи электрической энергии на территории Курской области с долей более 65 %, при осуществлении указанной деятельности общество обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»

П. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, путем отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае, если такой отказ или такое уклонение не предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» 31.03.2014 г. ОАО «МРСК Центра» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно указанному предупреждению обществу необходимо было устранить признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», для чего включить в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г. Следующие точки присоединения: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА, либо направить мотивированный отказ от заключения дополнительного соглашения со ссылкой на положения нормативных правовых актов РФ или протокол разногласий к проекту дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 46460004709 от 27.06.2011 г.

Письмом (вх. № 2033 от 22.04.2014 г.) ОАО «МРСК Центра» сообщило Курскому УФАС России о том, что 15.04.2014 г. в адрес ООО «Электроснабжение» сетевой организацией был направлен отказ от заключения дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.

Проанализировав указанную документированную информацию, Курское УФАС России пришло к выводу о том, что причины, послужившие основанием отказа ОАО «МРСК Центра» от заключения с ООО «Электроснабжение» дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г. законодательством РФ не предусмотрены. Кроме того, в обоснование данного отказа ОАО «МРСК Центра» повторно сослалось на то обстоятельство, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения — п. 28 Основных положений, нормами которого рассматриваемая ситуация не регламентируется.

Как установлено Комиссией Курского УФАС России, в рассматриваемом случае сложилась следующая система взаимоотношений:

–потребитель (ОАО «Злак») на основании заключенного договора оплачивает услуги электроснабжения гарантирующему поставщику (ОАО «АтомЭнергоСбыт»), который в целях оказания данных услуг приобретает и передает электрическую энергию потребителю в обозначенные в договоре энергоснабжения № 46520015 от 01.04.2014 г. точки поставки                 (КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА);

–гарантирующий поставщик (ОАО «АтомЭнергоСбыт») в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения № 46520015 от 01.04.2014 г. заключает с сетевой организацией — держателем котла (ОАО «МРСК Центра») — договор оказания услуг по передаче электрической энергии до точек поставки потребителя ОАО «Злак» (КЛ-10 кВ от            яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА);

–сетевая организация — держатель котла (ОАО «МРСК Центра») — в целях исполнения обязательств перед гарантирующим поставщиком (ОАО «АтомЭнергоСбыт») по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 55/2-ОПК/14 от 10.04.2014 г. самостоятельно передает электрическую энергию (либо заключает договоры оказания услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями (ОАО «Курские электрические сети»)) до точек поставки потребителя (КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА).

Как было указано выше, в соответствии с п. 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

В соответствии с п. 12 Правил в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключается договор) — оплатить их.

Согласно п. 15 Правил при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В соответствии с п. 8 Правил в целях обеспечения исполнения своих обязательств  перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация также заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства конечных потребителей услуг (т.е. со смежными сетевыми организациями), с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии в соответствии с разделом III указанных Правил.

В процессе рассмотрения настоящего дела Комиссией Курского УФАС России было установлено, что приказом Минэнерго России от 19.03.2014 г. № 117 статус гарантирующего поставщика с 01 апреля 2014 года в отношении зоны деятельности ОАО «МРСК Центра»  в Курской области был присвоен ОАО «АтомЭнергоСбыт».

В этой связи, 01 апреля 2014 г. между ОАО «АтомЭнергоСбыт» и                                           ОАО «Злак» был заключен договор энергоснабжения № 46520015, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Точками поставки по указанному договору являются: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА.

Указанные точки физически совпадают с точками присоединения, в отношении которых ООО «Электроснабжение» направляло ОАО «МРСК Центра» дополнительное соглашение к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.

Как подтверждается положениями договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 55/2-ОПК/14 от 10.04.2014 г., заключенного между ОАО «МРСК Центра» и ОАО «АтомЭнергоСбыт», сетевая организация обязуется оказывать гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном праве ОАО «МРСК Центра» и (иди) территориальным сетевым организациям, а ОАО «АтомЭнергоСбыт» обязуется оплачивать услуги сетевой организации в установленном порядке.

В приложении № 3 к настоящему договору поименованы точки поставки потребителей ОАО «АтомЭнергоСбыт» (в т.ч. ОАО «Злак»), одними из которых являются следующие точки: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА.

Таким образом, по указанному договору ОАО «МРСК Центра» необходимо передать электрическую энергию до спорных точек.

Как подтверждается материалами настоящего дела, передачу электроэнергии до спорных точек: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА                   ОАО «МРСК Центра» осуществляет самостоятельно, а также с помощью смежной сетевой организации ОАО «Курские электрические сети», таким образом исполняя свои обязательства перед ОАО «АтомЭнергоСбыт».

Указанные обстоятельства подтверждаются также заключением эксперта по электротехнике от 14.11.2014 г. № 1721.

Таким образом, в рассматриваемом случае ООО «Электроснабжение» не имеет статуса смежной сетевой организации, поскольку арендованные обществом по договору № 9 от 21.08.2013 г. у ОАО «Злак» объекты электросетевого хозяйства расположены после точки исполнения обязательств ОАО «МРСК Центра» и ОАО «АтомЭнергоСбыт», соответственно указанные положения являются законным основанием для отказа ОАО «МРСК Центра» от внесения точек: КЛ-10 кВ от яч. 1, от яч. 18, опоры 24, 25, 81, ЗТП 10/0,4 кВ 400+320+250 кВА в заключенный с ООО «Электроснабжение» договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае, если такой отказ или такое уклонение не предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1).

ОАО «МРСК Центра» в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях», ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем при оказании данных услуг обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «МРСК Центра» п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в направлении письма № МРСК-КР/54-01/3208 от 15.04.2014 г. с отказом от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (включения новых объектов в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.) в отношении находящихся в пользовании ООО «Электроснабжение» участков сетей ОАО «Злак» по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц.

Тот факт, что до принятия решения по настоящему делу ОАО «МРСК Центра» представило мотивированный отказ от заключения дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г. со ссылкой на положения нормативных правовых актов РФ, свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48-49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 27) нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в направлении письма № МРСК-КР/54-01/3208 от 15.04.2014 г. с отказом от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (включения новых объектов в договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 4646004709 от 27.06.2011 г.) в отношении находящихся в пользовании ООО «Электроснабжение» участков сетей ОАО «Злак» по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц.

2. Прекратить рассмотрение дела № 04-05/16-2014, в связи с добровольным устранением ОАО «МРСК Центра» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны