Решение б/н Решение по делу №04-05/19-2014 от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» октября 2014 года                                   г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «20» октября 2014 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/19-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, ИНН 6901067107) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 27) (далее — ОАО «МРСК Центра»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.) при исполнении предусмотренных договором № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, результатом которого является ущемление интересов гр-на Ж., в присутствии представителя (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» А.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление гр-на Ж. с жалобой на действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в неисполнении в надлежащий срок предусмотренных договором № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. мероприятий по технологическому присоединению жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области.

Согласно пункта 5 договора № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г., заключенного между ОАО «МРСК Центра» и гр-ном Ж., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ             № 861 от 27.12.2004 г. (далее — Правила технологического присоединения)) и условий договора             № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. мероприятия по технологическому присоединению хозяйственной постройки гр-на Ж. к сетям ОАО «МРСК Центра» должны быть исполнены не позднее 13.11.2013 г.

Как следует из имеющихся в Управлении документов, мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г., со стороны ОАО «МРСК Центра» выполнены 14.05.2014 г.

ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009 г. № 73).

По этой причине ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») при осуществлении деятельности по технологическому присоединению энергетических установок юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г.) при исполнении предусмотренных договором № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, результатом которого является ущемление интересов гр-на Ж.

На заседании Комиссии представитель ОАО «МРСК Центра» пояснила, что 20.11.2013 г., 02.04.2014 г., 06.05.2014 г. между ОАО «МРСК Центра» и гр-ном Ж. заключены дополнительные соглашения (№ 1, 2 3) к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г., согласно которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был продлен до              13.06.2014 г.

В этой связи предусмотренные договором № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, были выполнены сетевой организацией в рамках установленного дополнительными соглашениями срока, в подтверждение чего ОАО «МРСК Центра» представило подписанный гр-ном  Ж. акт об осуществлении технологического присоединения от 14.05.2014 г.

Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ОАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 08.08.2008 г. № 103).

ОАО «МРСК Центра» (в лице филиала – «Курскэнерго») занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009 г. № 73).

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией, гр-ну Ж. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: Курская область, Золотухинский район, Свободинский сельсовет, с. Долгое, д. №___ (кадастровый номер <...> :07:140601:122).

На указанном земельном участке в соответствии с разрешением № RU 465071522005001 – 000000059 Ж. Администрацией Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области разрешено строительство индивидуального жилого дома.

13.05.2013 г. между ОАО «МРСК Центра» и гр-ном Ж. заключен договор № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) об осуществлении технологического присоединения жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра».

Согласно абзацам 3. 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. (далее — Правила технологического присоединения).

Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 7 указанных Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, окончательным этапом, завершающим процесс осуществления технологического присоединения и свидетельствующим об исполнении договора, является составление указанных в пп. «д» п. 7 Правил технологического присоединения документов.

В соответствии с пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев — для заявителей, указанных пункте 14 (заявители — физические лица, присоединяющие энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику) настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку положения о сроке, установленные пп. «б» п. 16 указанных Правил, носят императивный характер и не могут быть изменены по соглашению сторон.

В этой связи, включение сетевой организацией в публичный договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 16 Правил технологического присоединения.

Статьей 442 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ч.ч. 2, 4 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно ч. 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным частями 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Гр-н Ж. как заявитель соответствует критериям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения, то есть императивными нормами права установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для него не может превышать 6 месяцев.

Таким образом, в силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения) и условий договора № № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ж. к сетям ОАО «МРСК Центра» должны быть исполнены не позднее 13.11.2013 г.

Дополнительными соглашениями № 1, 2, 3 от 20.11.2013 г., 02.04.2014 г., 06.05.2014 г. соответственно к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ж. продлен до 13.06.2014 г.

Указанные дополнительные соглашения противоречат императивным нормам права (п. 16 Правил технологического присоединения) и в силу ч. 5 ст. 426 ГК РФ являются ничтожными.

При таких обстоятельствах, мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ж. к сетям ОАО «МРСК Центра» должны были быть выполнены не позднее 13.11.2013 г.

Материалами дела установлено, что в нарушение требований Правил технологического присоединения ОАО «МРСК Центра» не были исполнены в установленные сроки предусмотренные договором № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. мероприятия по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ж. к сетям ОАО «МРСК Центра».

27 июня 2014 года ОАО «МРСК Центра» в Курское УФАС России представлена документированная информация (исх. № МРСК-КР/07/5550 от 26.06.2014 г.) — акт от  14.05.2014 г. об осуществлении технологического присоединения жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра», что в силу пп. «д» п. 7 Правил технологического присоединения свидетельствует об исполнении сетевой организацией предусмотренных договором № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. обязательств.

Ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении                         ОАО «МРСК Центра» доминирующим положением путем нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.) при исполнении договора                         № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, результатом которого является ущемление интересов гр-на Ж.

То обстоятельство, что до принятия Комиссией решения по настоящему делу                       ОАО «МРСК Центра» был исполнен договор № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. по технологическому присоединению жилого дома №___, расположенного в                        с. Долгое Золотухинского района Курской области, к сетям ОАО «МРСК Центра», свидетельствует о признании сетевой организацией факта нарушения требований антимонопольного законодательства и об устранении в добровольном порядке его последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ст. 49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4 ) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, 27) нарушившим ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.) при исполнении договора № 40728771 (Ц-5789/689-ОРЗТП/2013) от 13.05.2013 г. по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома №___, расположенного в с. Долгое Золотухинского района Курской области, результатом которого является ущемление интересов гр-на Ж.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий со стороны ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4 ) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, 27) предписание по результатам рассмотрения дела № 04-05/19-2014 не выдавать.

3. Рассмотрение дела № 04-05/19-2014 прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                              

 

Члены Комиссии                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны