Решение б/н Решение по делу №04-05/20-2013 от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2014 года                                       

Решение в полном объеме изготовлено 08 апреля 2014 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело №04-05/20-2013 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая  компания Центра» (127018, г.Москва, ул. 2-я Ямская, д.4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт», путем направления уведомления от 19.08.2013г. о прекращении с 04.09.2013г. оказания услуг энергоснабжения по договору №66-11992/РЭ-05, в отсутствие представителя ОАО «МРСК Центра» (уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением о вручении №71037321), в отсутствие представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» (уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением о вручении №71037314 )

 

УСТАНОВИЛА:

            В Курское УФАС России поступило заявление ОАО «Оборонэнергосбыт» с жалобой на действия филиала ОАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго», выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, намерении ввести 04.09.2013г. в 09.00 часов ограничение энергоснабжения на объектах Минобороны РФ — воинских частях №67956, №23326-5, №23243, №35535, №36708, Отделах Военных комиссариатов Поныровского, Медвенского, Золотухинского районов Курской области, Отделов военных комиссариатов Железнодорожного и Сеймского округов г.Курска, военных городков и военного полигона, расположенных на территории Курской области.

            При рассмотрении заявления и дополнительно представленной информации установлено следующее.

            В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010г. №78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком для нужд Минобороны России.

            ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» на основании заключенного с ОАО «Оборонэнергосбыт» договора энергоснабжения №66-11992/РЭ-05 от 01.02.2013г. (далее — договор) поставляет электрическую энергию на вышеуказанные объекты.

            20.08.2013г. филиал ОАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» уведомил ОАО «Оборонэнергосбыт» о введении с 10.00  часов 30 августа 2013 года частичного ограничения режима потребления электроэнергии, а также сообщило о полном прекращении энергоснабжения с 09.00 часов 04 сентября 2013 года в случае неоплаты задолженности по договору энергоснабжения №66-11992/РЭ-05 в размере 1668,4 тыс. руб.

            Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995г. №1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

            Ограничение или прекращение поставки энергии поименованным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 №1173 органам, в том числе и военным комиссариатам, квалифицируются указанным актом как незаконные действия, нарушающие безопасность государства.

            ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности сетевой организации с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64).

            По этой причине ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (307170,  г.Железногорск, ул.Гагарина, 28), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт», путем направления уведомления от 11.07.2013г. о прекращении с 02.08.2013г. оказания услуг  энергоснабжения по договору №66-11992/РЭ-05 от 01.02.2013г.

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определениями от 17.10.2013г., 14.11.2013г., 06.02.2014г., 27.02.2014г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений.

            На заседании Комиссии представитель ОАО «МРСК Центра» пояснила, что выдача ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии было вызвано систематическим нарушением сроков оплаты по договору №66-11992/РЭ-05 от 01.02.2013г. Так, по состоянию на 19.08.2013г. задолженность ОАО «Оборонэнергосбыт» за электроэнергию составляла 1668,4 тыс.руб. Фактически режим ограничения энергоснабжения в отношении объектов ОАО «Оборонэнергосбыт» никогда не вводился, уведомления были отменены по инициативе ОАО «МРСК Центра».

            Представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» пояснил, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995г. №1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.  В этой связи ограничение или прекращение поставки энергии поименованным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 №1173 органам, в том числе и военным комиссариатам, квалифицируются указанным актом как незаконные действия, нарушающие безопасность государства.

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности сетевой организации с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64).

            По этой причине ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» (гарантирующий поставщик) и ОАО «Оборонэнергосбыт» (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 01.02.2013г. №66-11992/РЭ-05  (далее — договор №66-11992/РЭ-05 ), согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в объеме, необходимом Потребителю, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств Потребителя, и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги на условиях, определенных настоящим договором.

            По условиям договора №66-11992/РЭ-05  поставка электроэнергии предусмотрена в объеме 8093,002 тыс. кВт.ч в год на объекты Минобороны РФ (войсковые части и иную инфраструктуру).

            Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010г. №78-р ОАО «Оборонэнергосбыт»  определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008г. №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".

            ОАО «МРСК Центра» 19.08.2013г. направило ОАО «Оборонэнергосбыт»  уведомление о  введении ограничения поставки электроэнергии.

            В уведомлении содержалось предупреждение, что в случае неоплаты в срок до 30 августа 2013 года суммы 1668,4 тыс. руб. ОАО «Оборонэнергосбыт» необходимо 30 августа 2013 года в 11.00 часов произвести самоограничение режима потребления электроэнергии в размере 100 кВт на объектах ОВК, военкомат. В случае отказа от ввода самоограничения режима потребления электроэнергии ограничение будет введено 30 августа 2013 года в 10.00 часов на трое суток представителями сетевой организации.

            Также в уведомлении указывалось, что в случае неоплаты ОАО «Оборонэнергосбыт»  в полном объеме суммы в размере 1668,4 тыс. руб., с 09 часов 00 минут 04 сентября 2013 года поставка электроэнергии будет прекращена полностью представителями сетевой организации. Согласно уведомлению в указанный срок ОАО «Оборонэнергосбыт»  необходимо принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности электрооборудования и других ценностей, а также недопущения возникновения аварийных ситуаций, пожаров, экологических последствий и т.д.

             ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010г. №78-р определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России.

            В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утв. указом Президента РФ от 07.12.2012г. №1609,  военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

            Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов.

            Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром.

            Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных настоящим Положением. Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.

            В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.

            В соответствии с указанным в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" понятием ОАО «Оборонэнергосбыт» является энергосбытовой организацией.

            ОАО «Оборонэнергосбыт» приобретает у ОАО «МРСК Центра» электроэнергию по договору №66-11992/РЭ-05  не для собственных нужд, а для энергоснабжения объектов Минобороны РФ, о чем было известно ОАО «МРСК Центра» как при заключении договора №66-11992/РЭ-05, так и при направлении уведомления от 19.08.2013г. о введении ограничения режима энергоснабжения.

            Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

            Ограничение или прекращение поставки энергии поименованным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995г. №1173 органам, в том числе и военным комиссариатам, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002г. №364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлено особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению №1, а также в договоры поставки газа согласно приложению №2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению №3, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от организационно - правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно - энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно - исполнительной системы и государственной противопожарной службы).

            Согласно Приложения №3 указанного Постановления  энергоснабжающая организация не вправе производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю, обеспечивающему безопасность государства, в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

            Таким образом, введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов Минобороны РФ, независимо от наличия (отсутствия) задолженности за электроэнергию прямо запрещено нормами действующего законодательства.

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008г. №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Федерального закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

            Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

            Несмотря на то, что ОАО «МРСК Центра» фактически не прекратило оказание услуг энергоснабжения по договору №66-11992/РЭ-05 , оно совершило действия, направленные на прекращение оказания данных услуг, которые могли привести к нарушению безопасности государства и ущемлению интересов потребителя в случае, если изложенное в уведомлении от 19.08.2013г. намерение было бы реализовано.

            ОАО «МРСК Центра» в уведомлении от 19.08.2013г предупредило ОАО «Оборонэнергосбыт» о прекращении подачи электрической энергии с 04 сентября 2013 года, и возобновлении подачи только после погашения задолженности в размере 1668,4 тыс. руб. Соответственно, угроза наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания в силу постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30.

            При таких обстоятельства Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «МРСК Центра» (127018, г.Москва, ул. 2-я Ямская, д.4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в намерении прекратить с 04.09.2013г. поставку электроэнергии (оказание услуг энергоснабжения по договору №66-11992/РЭ-05 от 01.02.2013г.) и направлении уведомления от 19.08.2013г., результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт».

 

            На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать ОАО «МРСК Центра» (127018, г.Москва, ул. 2-я Ямская, д.4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) нарушившим п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в намерении прекратить с 04.09.2013г. поставку электроэнергии (оказание услуг энергоснабжения по договору №66-11992/РЭ-05 от 01.02.2013г.) и направлении уведомления от 19.08.2013г., результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт».

 

            2. В связи с тем, что 01.04.2014г. ОАО «МРСК Центра» не является гарантирующим поставщиком и не осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии на территории Курской области, предписание по результатам рассмотрения настоящего дела не выдавать.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             

 

Члены Комиссии                                                                                                  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны