Решение б/н Дело в отношении КЭС по жалобе Гребеньковой от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2014 года                                    

Решение в полном объеме изготовлено 10 октября 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело №04-05/20-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Курские электрические сети» (305035, г.Курск, ул.Асеева, 4-а, ИНН 4632054246), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором № мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гаража по адресу г.Курск, ул.Л., д.№  результатом которого является ущемление интересов гр-ки Г., в присутствии представителя ОАО «Курские электрические сети» (по доверенности) Ш., в отсутствие гр-ки Г. (уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  ходатайствовала о рассмотрение дела в ее отсутствие),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление  гр-ки Г. с жалобой на действия ОАО «Курские электрические сети», выразившиеся в неисполнении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №.

            Согласно пункта 5 договора №, заключенного между ОАО «Курские электрические сети» и гр-кой Г., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению гаража по адресу г.Курск, ул.Л., д.№ составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

            Таким образом, в силу императивных норм права (п.16 Правил технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения))  и условий договора № мероприятия по технологическому присоединению гаража гр-ки Г. к сетям ОАО «Курские электрические сети» должны быть исполнены не позднее 17.06.2014г.

            Как следует из имеющихся в Управлении документов, по состоянию на июль 2014 года мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором №, со стороны ОАО «Курские электрические сети» не выполнены.

            ОАО «Курские электрические сети» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатации объектов электросетевого хозяйства с долей более 50%, в связи с чем включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

            По этой причине ОАО «Курские электрические сети»  при осуществлении деятельности по технологическому присоединению энергетических установок юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Курские электрические сети», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов гр-ки Г. путем неисполнения предусмотренных договором № мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гаража по адресу г.Курск, ул.Л., д.№

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 18.09.2014г.

            На заседании Комиссии представитель ОАО «Курские электрические сети» пояснил, что  предусмотренные договором № мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям гаража по адресу г.Курск, ул.Л., д.№ сетевой организацией выполнены 03.10.2014г.

            Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ОАО «Курские электрические сети» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатации объектов электросетевого хозяйства с долей более 50%, в связи с чем включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

            По этой причине ОАО «Курские электрические сети»  при осуществлении деятельности по технологическому присоединению энергетических установок юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Как установлено Комиссией, гр-ке Г. на праве   собственности принадлежит гараж в строении литер В1 площадью 16,5 кв.м. по адресу г.Курск, ул.Л., д.№ .

            17 декабря 2013 года между ОАО «Курские электрические сети» и гр-кой Г. заключен договор № об осуществлении технологического присоединения гаража по адресу г.Курск, ул.Л., д.№  к электрическим сетям ОАО «Курские электрические сети».

            Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения).

            Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

            Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

            Пункт 7 настоящих Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

            а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

            б) заключение договора;

            в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

            г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);

            г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

            г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

            д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

            Таким образом, окончательным этапом, завершающим процесс осуществления технологического присоединения и свидетельствующим об исполнении договора, является составление указанных в п.п «д» п.7 Правил технологического присоединения документов.

            Согласно пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

            а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

            б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

            в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

            15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

            4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

            1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

            в иных случаях:

            15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

            6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

            1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

            2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

            в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

            право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

            обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;

            г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

            д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

            е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

            Согласно пункта 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

            заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

            сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

            Гр-ка Гребенькова И.Д. как заявитель соответствует критериям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

            При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п.16.3 Правил технологического присоединения) и условий договора № мероприятия по технологическому присоединению гаража гр-ки Г. к сетям ОАО «Курские электрические сети», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 17 июля 2014 года.

            Материалами дела установлено, что в нарушение требований Правил технологического присоединения ОАО «Курские электрические сети» не были исполнены в установленные сроки предусмотренные договором № мероприятия по технологическому присоединению гаража гр-ки Г. к сетям ОАО «Курские электрические сети».

            06 октября 2014 года ОАО «Курские электрические сети» в Курское УФАС России представлена документированная информация (исх.№843 от 06.10.2014г.) - акт от 03.10.2014г. осмотра электроустановок, акт от 03.10.2014г. об осуществлении технологического присоединения, акт от 03.10.2014г. разграничения границ балансовой принадлежности, что в силу пп. «д» п.7 Правил технологического присоединения свидетельствует об исполнении сетевой организацией предусмотренных договором № обязательств.

            Ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

            Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ОАО «Курские электрические сети» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. при исполнении договора № по технологическому присоединению гаража по адресу г.Курск, ул.Л., д.№, к сетям ОАО «Курские электрические сети», результатом которого явилось ущемление интересов гр-ки Г.

            То обстоятельство, что до принятия решения по настоящему делу ОАО «Курские электрические сети» был исполнен договор №, по мнению Комиссии свидетельствует о признании сетевой организацией факта нарушения требований антимонопольного законодательства и об устранении в добровольном порядке его последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать ОАО «Курские электрические сети» (305035, г.Курск, ул.Асеева, 4-а, ИНН 4632054246) нарушившим ч.1. ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»  путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. при исполнении договора  № по технологическому присоединению гаража по адресу г.Курск, ул.Л., д.№, к сетям ОАО «Курские электрические сети», результатом которого явилось ущемление интересов гр-ки Г.

            2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий со стороны ОАО «Курские электрические сети» предписание по результатам рассмотрения дела №04-05/20-2014 не выдавать.

            3. Рассмотрение дела №04-05/20-2014 прекратить.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           

 

Члены Комиссии                                                                                                      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны