Решение б/н Дело в отношении Водоканала по ж-бе Липартелиани от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2014 года                                      г.Курск

В полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2014 года

                                                                                                           

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело №04-05/21-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны МУП «Водоканал города Курска» (305000, Курская область, г.Курск,  ул.Кирова, д.9, ИНН 4629026667, ОГРН 1024600951759), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов гр-на Л., а именно в несоблюдении требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения путем отказа выдать гр-ну Л. технические условия подключения принадлежащего ему объекта капитального строительства — гаража по адресу г.Курск, ул.Б., по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, в присутствии представителей МУП «Водоканал г.Курска» (по доверенности)  Р., Ф, в отсутствие гр-на Л. (уведомлен о времени и месте рассмотрения дела)

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление гр-на Л. с жалобой на действия МУП «Водоканал г.Курска», выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, отказе выдать технические условия подключения принадлежащего гр-ну Л. гаража по ул. Б.  г.Курска, к сетям водоснабжения МУП «Водоканал г.Курска».

                        При рассмотрении заявления и дополнительно представленной информации установлено следующее.

                        Гр-ну Л. принадлежит кирпичный гаражс подвалом и смотровой ямой по адресу г.Курск, ул.Б.. 10.06.2014г. гр-н Л. обратился в МУП «Водоканал г.Курска» с просьбой о выдаче технических условий для подключения принадлежащего ему гаража к сетям водоснабжения МУП «Водоканал г.Курска». Предприятие письмом от 27.06.2014г. (исх.№05-14/3257) отказало гр-ну Л. в выдаче технических условий подключения и заключении договора о подключении гаража к системе водоснабжения, сославшись на СНиП 21-02-99 «Стоянка автомобилей», согласно которого, по мнению МУП «Водоканал г.Курска», обеспечение гаража-стоянки хозяйственно-питьевым водоснабжением не предусмотрено.

            Порядок предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регламентирован Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №83 (далее — Правила предоставления технических условий). Особенности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям водоснабжения определены в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644 (далее — Правила).

            Согласно положений указанных Правил основанием для отказа в выдаче технических условий может являться лишь отсутствие на момент запроса указанных резервов, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

            Содержащееся  в письме МУП «Водоканал г.Курска» от 27.06.2014г. (исх.№05-14/3257) основание отказа гр-ну Л. в выдаче технических условий подключения принадлежащего ему объекта капитального строительства — гаража гаража по адресу г.Курск, ул.Б., не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.

            МУП «Водоканал г.Курска», оказывая услуги водоснабжения и водоотведения, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине МУП «Водоканал г.Курска» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

                        Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов гр-на Л., а именно в несоблюдении требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения путем отказа выдать гр-ну Л. технические условия подключения принадлежащего ему объекта капитального строительства — гаража гаража по адресу г.Курск, ул.Б., по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определениями от 19.09.2014г., 08.10.2014г., 30.10.2014г., 20.11.2014г., в связи с отсутствием кворума и необходимостью получения дополнительных документов и сведений.

            На заседаниях Комиссии представители МУП «Водоканал г.Курска» пояснили, что отказ выдать гр-ну Л. технические условия подключения принадлежащего ему объекта капитального строительства — гаража  по адресу г.Курск, ул.Б.,  предусмотрен пунктами 3.1, 6.2 СНиП 21-02-99 «Свод правил. Стоянки автомобильные» (утв. приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011г. №635/9), ст.48 Градостроительного кодекса РФ, ст.37-38 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

            Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            МУП «Водоканал г.Курска», оказывая услуги водоснабжения и водоотведения, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине МУП «Водоканал г.Курска» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

                        Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Комиссией установлено, что гр-ну Л. принадлежит кирпичный гараж  с подвалом и смотровой ямой по адресу г.Курск, ул.Б.. 10.06.2014г. гр-н Л. обратился в МУП «Водоканал г.Курска» с просьбой о выдаче технических условий для подключения принадлежащего ему гаража к сетям водоснабжения МУП «Водоканал г.Курска». Предприятие письмом от 27.06.2014г. (исх.№05-14/3257) отказало гр-ну Л. в выдаче технических условий подключения и заключении договора о подключении гаража к системе водоснабжения, сославшись на СНиП 21-02-99 «Стоянка автомобилей», согласно которого, по мнению МУП «Водоканал г.Курска», обеспечение гаража-стоянки хозяйственно-питьевым водоснабжением не предусмотрено.

            В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

            К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса).

            Согласно свидетельства о государственной регистрации права №228272 от 02.06.2004г. гр-ну Л. принадлежит кирпичный гараж №2 с подвалом и смотровой ямой по адресу г.Курск, ул.Б., который исходя из указанных в ст.130 ГК РФ и ст.1 Градостроительного кодекса определений является объектом капитального строительства.

            Указанное МУП «Водоканал г.Курска» в письме от 27.06.2014г. (исх.№05-14/3257) основание отказа гр-ну Л. в выдаче технических условий подключения принадлежащего ему объекта капитального строительства — гаража гаража по адресу г.Курск, ул.Б., не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.

            В связи с тем, что такие действия МУП «Водоканал г.Курска» могли привести к ущемлению интересов гр-на Л. и необоснованному отказу от заключения договора о подключении гаража заявителя к объектам водоснабжения предприятия, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало МУП «Водоканал г.Курска» предупреждение от 28.07.2014г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

            МУП «Водоканал г.Курска» предупреждение от 26.07.2014г. в установленный срок выполнено не было, что подтверждается письмом предприятия от 16.07.2014г. (исх.№05-16/3541).

            Согласно ч.8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

            При таких обстоятельствах в отношении МУП «Водоканал г.Курска» было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе выдать гр-ну Л. технические условия подключения принадлежащего ему объекта капитального строительства — гаража гаража по адресу г.Курск, ул.Б., по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.

            Статья 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

            В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48).

            Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13 февраля 2006г. №83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

            Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

            Особенности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям водоснабжения определены в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644.

            В соответствии с п.86 Правил, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом  "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - договор о подключении).

            Согласно п.88 Правил правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 (далее - технические условия). В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий.

            Согласно пункта 7 Правил предоставления технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

            В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.  Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

            В соответствии с Правилами предоставления технических условий (пункты 9, 10) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия  либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

            Согласно п.13 Правил предоставления технических условий, возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:

            при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

            при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

            Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

            При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.

            Таким образом, в Правилах предоставления технических условий установлен исчерпывающей перечень оснований для отказа в выдаче технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения.

            Материалами дела установлено, что МУП «Водоканал г.Курска» в письме от 27.06.2014г. (исх.№05-14/3257) отказало гр-ну Л. в выдаче технических условий подключения принадлежащего ему объекта капитального строительства — гаража гаража по адресу г.Курск, ул.Б. по основаниям, не предусмотренным ни Правилами предоставления технических условий, ни иными нормативными правовыми актами.

            Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008г. №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Федерального закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

            Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

            При таких обстоятельства Комиссия приходит к выводу о нарушении МУП «Водоканал г.Курска» (305000, г.Курск, ул.Кирова, 9, ИНН 4629026667, ОГРН 1024600951759) п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №83 и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644, результатом которого является или может являться ущемление интересов гр-на Л.

            В период рассмотрения настоящего антимонопольного дела МУП «Водоканал г.Курска» было направлено гр-ну Л. письмо от 19.09.2014г. (исх.№05-14/5018), в котором предприятие сообщило гражданину об отказе выдать технические условия на технологическое подключение его гаража к сетям водоснабжения на основании п.13 Правил по причине отсутствия резерва мощности и сетей, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса. Доказательства отсутствия возможности подключения объекта капитального строительства гр-на Л. к сетям инженерно-технического обеспечения представлены МУП «Водоканал г.Курска» в Управление письмом от 24.10.2014г. (исх.№05-16/5683). Таким образом, МУП «Водоканал г.Курска» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по настоящему делу.

 

            На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать МУП «Водоканал г.Курска» (305000, г.Курск, ул.Кирова, 9, ИНН 4629026667, ОГРН 1024600951759) нарушившим п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов гр-на Л., выразившимся в несоблюдении требований Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №83 и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644 при рассмотрении заявки от 10.06.2014г. о выдаче технических условий подключения гаража гаража по адресу г.Курск, ул.Б. к сетям водоснабжения МУП «Водоканал г.Курска».

 

            2. Прекратить рассмотрение дела №04-05/21-2014 в связи с добровольным устранением МУП «Водоканал г.Курска» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                   

 

 

Члены Комиссии                                                                                                               

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны