Решение б/н Решение по делу №04-05/22-2013 от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2014 года                                       

Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2014 года

 

            Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело №04-05/22-2013 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Ростелеком» (125047, г.Москва, ул.1-я Тверская-Ямская, 14, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) в лице Курского филиала (305000, г.Курск, Красная площадь, 8), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, а именно в отказе согласовать проектную документацию мест предполагаемого размещения рекламных конструкций, в присутствии представителя ОАО «Ростелеком» (по доверенности) В. представителя Комитета архитектуры и градостроительства г.Курска (по доверенности) Б.

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление Комитета архитектуры и градостроительства г.Курска (далее — Комитет) с жалобой на незаконные действия ОО «Ростелеком», выразившиеся во взимании платы за согласование проектной документации мест предполагаемого размещения рекламных конструкций.

            При рассмотрении заявления и дополнительно представленной информации установлено следующее.

            В целях организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, Комитет письмом (исх.№3581/021.01-11 от 25.06.2013г.) направил в адрес ОАО «Ростелеком» для  согласования проектной документации мест предполагаемого размещения рекламных конструкций.

            ОАО «Ростелеком» в письме от 11.07.2013г. (исх.№27-14/30) сообщило, что согласование будет выполнено после оплаты Комитетом услуги по согласованию проектной документации по тарифам, установленным обществом.

            Возмездность согласования организацией связи проведения работ, производимых в пределах охранных зон линий связи, нормами действующего законодательства не предусмотрена.

            ОАО «Ростелеком» приказом от 01.11.2012г. №0308/01/665-12 утверждены тарифы на неосновные виды деятельности по выдаче и согласованию технической документации. Экономическое обоснование размера утвержденных указанным приказом тарифов ОАО «Ростелеком» не представлено.

            ОАО «Ростелеком», оказывая услуги общедоступной электросвязи, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            В этой связи ОАО «Ростелеком» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»  со стороны ОАО «Ростелеком» (125047, г.Москва, ул.1-я Тверская-Ямская, 14, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) в лице Курского филиала (305000, г.Курск, Красная площадь, 8), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, а именно в отказе согласовать проектную документацию мест предполагаемого размещения рекламных конструкций.

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определениями от 14.02.2014г., 06.03.2014г., 09.04.2014г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений.

            На заседаниях Комиссии представители ОАО «Ростелеком» пояснили, что действующее законодательство не запрещает оператору связи оказывать услуги по согласованию технической документации на возмездной основе. Услуги по согласованию техдокументации не носят плановый, систематический характер, выполняются исключительно в интересах третьих лиц, и представляют собой возмездное оказание услуг, которое в соответствии со ст.779 должно быть оплачено. Тарифы на услуги утверждены приказом ОАО «Ростелеком», сформированы на уровне среднерыночных цен с учетом анализа спроса и предложений. Правомерность действий ОАО «Ростелеком» подтверждается судебной практикой.

            Представитель Комитета пояснила, что ОАО «Ростелеком» необоснованно требует оплату по согласованию проектной документации, так как данные действия проводятся исключительно в интересах оператора связи, с целью защиты и охраны существующей инфраструктуры. Согласование необходимо для организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            Комиссией установлено, что в целях организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, Комитет письмом (исх.№3581/021.01-11 от 25.06.2013г.) направил в адрес ОАО «Ростелеком» для  согласования проектную документацию мест предполагаемого размещения рекламных конструкций.

            ОАО «Ростелеком» в письме от 11.07.2013г. (исх.№27-14/30) сообщило, что согласование будет выполнено после оплаты Комитетом услуги по согласованию проектной документации по тарифам, установленным обществом.

            Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995г. №578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее — Правила №578), предназначенные для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

            Пункт 2 Правил №578 предусматривает обязательность их соблюдения для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.

            Предприятия, учреждения и организации (далее именуются - предприятия), владельцы ведомственных и иных сетей связи, входящих во взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, на основании настоящих Правил, норм и правил технической эксплуатации, действующих на сетях связи общего пользования, разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи на своих сетях.

            Согласно пункта 18 Правил №578 на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.

            Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).

            В целях обеспечения сохранности кабельных линий и сооружений связи на территории муниципального образования "Город Курск", предупреждения случаев их повреждений и хищений, повышения ответственности юридических и физических лиц при осуществлении застройки земельных участков, строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении зданий, строений, сооружений и при благоустройстве территорий в зоне прохождения линий и сооружений связи, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года №578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации"  Администрацией г. Курска принято постановление от 11.09.2009г. №2080 "О мерах по обеспечению сохранности кабельных линий и сооружений связи" (далее — Постановление №2080).

            Согласно п.1 Постановления №2080 на территории города в пределах охранных зон линий связи запрещено ведение земляных работ (в том числе замена мачт, опор, столбов, посадку зеленых насаждений и т.п.) при отсутствии  проектной документации, согласованной с предприятиями связи, или письменного согласия на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в пределах охранных зон кабельных линий связи.

            В соответствии с п.5 Постановления №2080 предприятиям, учреждениям, организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, товариществам собственников жилья, а также физическим лицам при производстве строительных, землеройных, ремонтных, монтажных работ, посадке и корчевании деревьев, устройстве стоянок автотранспорта, установке торговых точек, сносе и реконструкции зданий и сооружений и других видов работ, производимых в пределах охранных зон линий связи (не менее чем 2 метра с каждой стороны) рекомендовано предварительно получить письменное согласование на их проведение с организациями связи, осуществляющими эксплуатационно-техническое обслуживание кабельных линий связи (далее - организациями по эксплуатации линий связи), проходящих по территории города Курска.

            Таким образом, Правила №587 и Постановление №2080 направлены на защиту прав и имущественных интересов организаций связи.

            Возмездность (безвозмездность) согласования организацией связи проведения работ, производимых в пределах охранных зон линий связи, нормами действующего законодательства не предусмотрена.

            ОАО «Ростелеком» приказом от 01.11.2012г. №0308/01/665-12 утверждены тарифы на неосновные виды деятельности по выдаче и согласованию технической документации. Экономическое обоснование размера утвержденных указанным приказом тарифов ОАО «Ростелеком» не представлено.

            ОАО «Ростелеком», оказывая услуги общедоступной электросвязи, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            В этой связи ОАО «Ростелеком» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            В соответствии с абз.5 ч.2 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» к полномочиям федерального антимонопольного органа относится дача официальных разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства, являющихся обязательными для территориальных антимонопольных органов.

            Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 30.05.2014г. (исх.№ЦА/22033/14) на обращение ОАО «Ростелеком» о распространении положений ФЗ «О защите конкуренции» на действия ОАО «Ростелеком» по установлению платы за согласование технической (проектной) документации на проведение строительных работ в предполагаемых местах размещения кабельных линий и сооружений связи, такие действия ОАО «Ростелеком» не могут быть рассмотрены на предмет их соответствия ФЗ «О защите конкуренции». По мнению ФАС России, действия хозяйствующего субъекта по согласованию проектной документации не обусловлены его  положением на рынке.

            Кроме того, согласно представленных Комитетом в материалы дела документов, ОАО «Ростелеком» в письме от 29.04.2014г. (исх.№27-14/10) без взимания платы сообщило Комитету информацию о наличии (отсутствии) телефонных коммуникаций в предполагаемых местах установки и эксплуатации рекламных конструкций.

            При таких обстоятельствах, учитывая правовую позицию ФАС России, изложенную в письме от 30.05.2014г. (исх.№ЦА/22033/14), действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся  в отказе бесплатно согласовать проектную документацию мест предполагаемого размещения рекламных конструкций, не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.23, ч.1 ст.39, ч.1, 2 ст.41, п.2 ч.1 ст.48  «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела №04-05/22-2013 в отношении ОАО «Ростелеком» в связи с отсутствием в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                                       

                                                                                                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны