Решение б/н Решение по делу №04-05/22-2014 от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена  11 марта 2015 года                                      

Решение в полном объеме изготовлено 20 марта 2015 года

 

            Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело №04-05/22-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ЗАО Авиационная компания «РусЛайн» (127299, г.Москва, ул.Космонавта Волкова, д.29, ИНН 7713141247), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе гр-на К., при осуществлении в 2014 году на территории Курской области деятельности по авиаперевозкам по маршруту «Симферополь-Курск-Симферополь», в присутствии представителя ЗАО Авиационная компания «РусЛайн» (по доверенности) Т.

 

УСТАНОВИЛА:

 

            Курским УФАС России при рассмотрении заявления гр-на К. по вопросу правомерности формирования ЗАО «Авиакомпания «РусЛайн» стоимости авиаперелетов по маршруту «Симферополь — Курск — Симферополь», переданного в Управление Главным федеральным инспектором по Курской области, установлено следующее.

            Согласно представленной ЗАО «РусЛайн» документированной информации, с 23.05.2014г. компанией установлены разные тарифы экономического класса на перевозку пассажиров по по маршруту «Симферополь — Курск — Симферополь» в размере от 3500 рублей до 12500 рублей. На запросы Управления ЗАО «РусЛайн» не представило экономического, технологического либо иного обоснования относительно разной стоимости услуги по авиаперевозке пассажиров по по маршруту «Симферополь — Курск — Симферополь» и информацию об условиях их применения.

            Статья 5 ФЗ «О защите конкуренции» определяет, что положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке положением признается доминирующим. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов

            По информации Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области, в 2014 году ЗАО «РусЛайн» являлось единственной авиакомпаний, осуществляющей деятельность по авиаперевозкам пассажиров по маршруту «Симферополь — Курск — Симферополь», что указывает на доминирующее положение ЗАО «РусЛайн» на соответствующем товарном рынке.

            По этой причине ЗАО «РусЛайн» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            П.6 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, путем экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ЗАО «РусЛайн», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением при осуществлении на территории Курской области деятельности по авиаперевозкам по маршруту «Симферополь-Курск-Симферополь», результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе гр-на К.

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определениями от 28.10.2014г., 11.12.2014г., 22.01.2015г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений.

            На заседаниях Комиссии представитель ЗАО «РусЛайн» пояснила, что стоимость авиаперелета по маршруту Курск-Симферополь-Курск устанавливалась с учетом требований постановления Правительства РФ от 25.12.2013г. №1242, согласно которого максимальный уровень каждого предлагаемого места не должен превышать 12 893 руб. В связи с тем, что тарифная политика компании направлена на доступность авиаперевозки разным социальным группам населения, установление тарифов на линии Курск-Симферополь-Курск в размере от 2 000 руб. до 12 500 руб. не противоречит действующему законодательству и права граждан не ущемляет.

            Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

            В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

            1. совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

            2. в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

            3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

            В целях оценки положения ЗАО АК «РусЛайн» на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Курск-Симферополь-Курск, в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), Курским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Курск-Симферополь-Курск.

            Исследование товарного рынка проводилось за период с июня по октябрь 2014 года, так как для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, ввиду того что в данный период просматриваются признаки нарушения ЗАО АК «РусЛайн» антимонопольного законодательства.

            Продуктовые границы рынка – прямые авиавперевозки пассажиров по маршруту Курск-Симферополь-Курск.

            Географические границы определены территорией маршрута Курск-Симферополь-Курск.

            По результатам анализа 23 января 2015 года составлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг прямых пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Курск-Симферополь-Курск. Курским УФАС России установлено, что ЗАО АК «РусЛайн», занимает доминирующее положение на рынке, являясь единственной авиакомпанией, осуществляющей в период июнь-октябрь  прямые пассажирские перевозки воздушным транспортом по маршруту Курск-Симферополь-Курск .

            Таким образом, ЗАО «РусЛайн» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Курск-Симферополь-Курск, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Комиссией установлено, что в соответствии с договором о предоставлении субсидий в 2014 году от 19.02.2014г. №Д-21-14, заключенным с Федеральным агентством воздушного транспорта на основании постановления Правительства РФ от 25.12.2013г. №1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации" ЗАО «РусЛайн» в 2014 году осуществляет авиаперевозки пассажиров по маршруту «Симферополь — Курск — Симферополь».

            Распоряжением первого заместителя генерального директора ЗАО АК «РусЛайн» от 22.05.2014г. №347-КД введены следующие тарифы на перевозку пассажиров по воздушной линии Курск-Симферополь-Курск:

 

Класс бронирования

Код тарифа

Тариф (руб.)

Топливный сбор

УПТ (условия применения тарифа)

Примечание

1

U

UNTOW

2000

1500

7003

+Amadeus

2

E

ENTOW

3000

1500

7003

+Amadeus

3

N

NSTOW

4000

1500

7004

+Amadeus

4

M

MSTOW

5000

1500

7004

+Amadeus

5

K

KRLOW

5500

1500

7005

+Amadeus

6

H

HRLOW

6000

1500

7005

+Amadeus

7

B

BRLOW

7000

1500

7005

+Amadeus

8

Y

Y

8000

1500

7001

+Amadeus

9

S

SPRO

9000

1500

7006

+Amadeus

10

I

IPRO

11000

1500

7006

+Amadeus

 

 

            Статья 64 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

            Утвержденными приказом Минтранса России от 25.09.2008г. №155 в соответствии со ст.64 Воздушного кодекса РФ Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее — Правила), установлены требования к порядку формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы), взимания сборов. Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа (далее – перевозка) (п.3) и распространяются на перевозчиков, лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), и пассажиров (п.4).

            Согласно п.п.5-7 Правил денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.  За перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа устанавливается пассажирский тариф.

            В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №82, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

            Таким образом, ЗАО «РусЛайн» вправе самостоятельно устанавливать разные тарифы на оказываемые услуги пассажирских авиаперевозок, но только с различными условиями их предоставления.

            Согласно представленной ЗАО «РусЛайн» документированной информации, с 23.05.2014г. компанией установлены разные тарифы экономического класса на перевозку пассажиров по по маршруту «Симферополь — Курск — Симферополь» в размере от 3500 рублей до 12500 рублей. На запросы Управления ЗАО «РусЛайн» не представило экономического, технологического либо иного обоснования относительно разной стоимости услуги по авиаперевозке пассажиров по по маршруту «Симферополь — Курск — Симферополь» и информацию об условиях их применения.

            Согласно пояснений представителя ЗАО АК «РусЛайн», обществом не производится расчет тарифов на перевозки в прямой зависимости от себестоимости и рентабельности рейсов на отдельно взятом маршруте. Ценообразование ЗАО АК «РусЛайн» определяется характером его деятельности как авиакомпании – необходимостью получения таких доходов от основной деятельности, которые могут обеспечить полную безопасность полетов, высокий уровень обслуживания пассажиров, а также устойчивое финансовое положение Общества и возможность дальнейшего развития.

            В пункте 11 Правил определено, что пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования (далее - тарифная информация) подлежат регистрации и опубликованию.

            Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке.

            Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа.

            Согласно пункта 12 Правил между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается прямой пассажирский тариф (далее - прямой тариф).

            Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы), регистрируется и опубликовывается сквозной пассажирский тариф (далее - сквозной тариф).

            Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается стыковочный пассажирский тариф, используемый только для построения тарифа (далее - стыковочный тариф).

            Пункты 14-18 Правил определяют, что каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа.

            Условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке.

            Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

            Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

            По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее - нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее - специальные тарифы).

            По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.

            В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.

            Описание условий применения тарифов, действовавших с 01.06.2014 по 01.11.2014г. на маршруте Курск-Симферополь-Курск, представлено ЗАО АК «РусЛайн» письмом (исх.№1638 от 24.10.2014г.).

            Вместе с тем, убедительных доказательств регистрации и опубликования именно представленных в Курское УФАС России условий применения тарифов ЗАО АК «РусЛайн» не предъявило.

            Согласно устных пояснений представителя ЗАО АК «РусЛайн», уровни пассажирских тарифов разрабатываются на основе анализа активности бронирования авиаперевозок и конъюнктуры рынков на маршрутах. Каких-либо внутренних документов (приказов, распоряжений и иных актов), регламентирующих порядок установления тарифов и их размер на маршрутах авиаперевозок, осуществляемых ЗАО АК «РусЛайн», в том числе на маршрутах Курск-Симферополь-Курск, Обществом не издается.

            Письмом от 16.01.2015г. (вх.№170) ЗАО АК «РусЛайн» была представлена калькуляция расходов ЗАО АК «РусЛайн» на выполнение рейса по маршрутам Курск-Симферополь-Курск в 2014 году.

            Средние затраты на осуществление авиаперевозки включают все расходы, связанные с выполнением рейса, обслуживание пассажиров и самолетов в аэропортах вылета/прилета согласно действующим нормативным документам, расходы на авиационное топливо (ГСМ), необходимое для полета воздушного судна. 

            В стоимость рейса включаются расходы на содержание экипажей воздушных судов, расходы на владение воздушным судном, содержание его в исправном состоянии, которые включаются в стоимость рейса через приведенные расходы на 1 летный час полета воздушного судна по маршруту.

            Комиссией установлено, что прямые расходы ЗАО АК «Руслайн» на выполнение одного рейса по маршруту Курск-Симферополь-Курск составляли 381 487 руб. и практически полностью компенсируются за счет субсидий из федерального бюджета в размере 366 000 рублей на один рейс, предоставленных авиакомпании по договору о предоставлении субсидий в 2014 году от 19.02.2014г. №Д-21-14.

            Согласно представленной ЗАО АК «РусЛайн» документированной информации (вх.№170 от 16.01.2015г.), за период июнь-октябрь 2014 году по маршруту Симферополь-Курск-Симферополь было выполнено 120 рейсов, средневзвешенная стоимость одного билета составила 5 726,53 руб., размер субсидии в расчете на один билет составил 8 778,05 руб., что свидетельствует о рентабельности для авиакомпании осуществления в 2014 году авиаперелетов по указанному маршруту.

            Комиссия Управления не может согласиться с доводами ЗАО АК «РусЛайн» о том, что общество правомочно устанавливать тарифы с различными ценами и одинаковыми условиями применения в силу положения пункта 15 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008г. № 155.

            Комиссией установлено, что условия применения тарифов экономического класса обслуживания являются одинаковыми (одинаковые условия бронирования, одинаковые скидки на детей, одинаковые условия возврата билетов, одинаковый размер сбора при добровольном возврате или изменении условий договора и т.д.) для тарифов NSTOW, MSTOW, KRLOW, HRLOW, BRLOW, SPRO, IPRO.

            Разница в уровне вышеуказанных тарифов составляет 7 000 руб. (разница между наиболее дорогим тарифом IPRO – 12 500 руб. и наиболее дешевым тарифом NSTOW – 5 500 руб.).

            Аналогичная ситуация с тарифами низкого уровня UNTOW и ENTOW, имеющими абсолютно идентичные условия применения и отличающимися по стоимости на 1 000 рублей.

            При этом все установленные ЗАО АК «РусЛайн» тарифы могут отличаться только по сроку добровольного возврата билета (от 3 месяцев по 12 месяцев) и сроку максимального пребывания (от 2 месяцев до 12 месяцев).

            Согласно пояснений представителя ЗАО АК «РусЛайн», количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком, право выбора определенного класса бронирования предоставляется потребителю на этапе бронирования перевозки на сайте, в call-center, в офисах продаж ЗАО АК «РусЛайн» или уполномоченных агентов ЗАО АК «РусЛайн» согласно предложенным к продаже классам бронирования на определенную дату вылета пассажира и конкретный рейс.

            Сведений о критериях, на основании которых определяется количество предлагаемых к продаже авиабилетов по каждому из тарифов, а также доказательств наличия у покупателя возможности выбора исходя из стоимости авиаперелета и его предпочтений по параметрам  предоставляемой услуги, ЗАО АК «РусЛайн» не представило.

            Таким образом, ЗАО АК «РусЛайн» в 2014 году оказывалась одна и та же услуга регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Курск-Симферополь» и «Симферополь-Курск» по тарифам с одинаковыми условиями применения, которые существенно различаются по стоимости.

            Согласно части 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

            В соответствии с пунктами 14, 15 Правил каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа. Условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее – уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

            Комиссия Курского УФАС России признает обоснованным довод ЗАО АК «РусЛайн» о том, что пункт 15 Правил № 155 позволяет авиаперевозчикам устанавливать несколько пассажирских тарифов различающихся только стоимостью тарифа (по размеру денежной суммы) при одинаковых условиях применения тарифов.

            Вместе с тем, Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008г. № 155, авиаперевозчикам, занимающим доминирующее положение на определенном рынке авиаперевозок, не представляют право произвольного установления различных цен тарифов при одинаковых условиях применения тарифов без экономического, технологического либо иного обоснования, в том числе подтвержденного документально.

            Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008г. № 155 подлежат применению всеми перевозчиками независимо от того занимают ли они доминирующее положение на определенном рынке услуг.

            По итогам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг прямых пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Курск-Симферополь-Курск установлено, что  ЗАО АК «РусЛайн» в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает на вышеуказанном товарном рынке доминирующее положение.

            В связи с этим на ЗАО АК «РусЛайн» распространяется действие не только законодательства Российской Федерации в сфере авиаперевозок, но и нормы антимонопольного законодательства, в том числе в части обязанности по недопущению совершения действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен (тарифов) на авиаперевозки по направлениям Курск-Симферополь-Курск, если иное не установлено федеральным законом.

            В статье 10 Гражданского кодекса РФ определено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Также не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

            Гражданский кодекс РФ в статье 10 четко закрепил принцип недопустимости (недозволенности) злоупотребления правом и определил общие принципы (пределы) осуществления гражданских прав и обязанностей.

            Суть этого принципа заключается в том, что каждый субъект гражданских прав волен свободно осуществлять права в своих интересах, но не должен при этом нарушать права и интересы других лиц.

            Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Такие действия признаются злоупотреблением правом.

Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом .

            При этом установленные Гражданским кодексом РФ запреты не нарушают свободы осуществления гражданских прав, в понимании осуществления субъективных гражданских прав как право делать все, что не вредит другим лицам, не нарушает их прав и законных интересов.

            К злоупотреблению правом ст. 10 ГК РФ относит такие действия, совершенные без прямого умысла ущемить интересы других лиц, когда поведение лица объективно вызывает такой результат.

            Запрет ограничивать конкуренцию и осуществлять монополистическую деятельность адресован прежде всего хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

            Статья 10 ГК РФ запрещает злоупотребление доминирующим положением и содержит запрет в общей форме. Конкретные же действия (бездействие), трактуемые как злоупотребление доминирующим положением, названы в ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

            Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

            В ходе рассмотрения дела ЗАО АК «РусЛайн» не представило Комиссии Курского УФАС России экономического, технологического или иного обоснования правомерности действий общества в части установления в 2014 году различных в денежном выражении тарифов при одинаковых условиях их применени на одну и ту же услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Курск-Симферополь-Курск.

            ЗАО АК «РусЛайн», являясь единственным хозяйствующим субъектом, действующим на рынке авиаперевозок по маршрутам «Курск-Симферополь» и «Симферополь-Курск» в 2014 году, при осуществлении прав, закрепленных статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации и Правилами № 155, устанавливая разные в стоимостном выражении тарифы на авиаперевозки при равных условиях их применения, могло допустить ущемление интересов других лиц, вынужденных оплачивать одинаковые услуги по авиаперелету по разной цене. Тем самым ЗАО АК «РусЛайн» нарушило запреты и ограничения, установленные для монополистов статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» и совершило злоупотребление доминирующим положением в части экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных по стоимости тарифов на одну и ту же услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Курск-Симферополь-Курск.

            Правовая позиция Курского УФАС России подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе судебными актами по делам №А53-17273/2010, №А57-18187/2011, в которых судами сделаны аналогичные выводы о том, что Правила № 155 не представляют авиаперевозчикам, занимающим доминирующее положение на определенном рынке авиаперевозок, право произвольного установления различных цен (тарифов) при одинаковых условиях применения тарифов без экономического, технологического либо иного обоснования.

            С учетом вышеизложенного, несмотря на то обстоятельство, что применяемые ЗАО АК «РусЛайн» при осуществлении авиаперевозок по маршруту Курск-Симферополь-Курск тарифы не превышали определенного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013г. №1242 максимального размера 12 893 руб., установление различных в денежном выражении тарифов при одинаковых условиях их применения является неправомерным в силу требований статьи 10 ГК РФ и Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием обоснования правомерности установления размера таких тарифов.

            Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

            Вышеуказанные действия ЗАО АК «РусЛайн» могут иметь своим результатом ущемление интересов пассажиров, пользующихся услугами Общества, занимающего доминирующее положение, поскольку пассажиры получают одинаковый комплекс услуг (летят одним рейсов с одинаковым набором услуг, в том числе по питанию, обслуживанию, размещены в соседних креслах и т.п.), оплачивая их фактически по разным ценам, без раскрытия каких-либо установленных критериев, позволяющих приобрести билет по более приемлемой цене, и как указывалось ранее, без надлежащего экономического, технологического или иного обоснования таких различий со стороны перевозчика.

            В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО АК «РусЛайн» сообщил  Комиссии Курского УФАС России о том, что Обществом разрабатывается положение о порядке определения размера и условий применения тарифов с целью дифференциации тарифов в рамках одной тарифной группы при существующей концепции тарифных групп ЗАО АК «РусЛайн».

            Указанные обстоятельства не принимаются Комиссией Курского УФАС России в качестве добровольного устранения выявленного в рамках рассмотрения нарушения антимонопольного законодательства, поскольку ЗАО АК «РусЛайн» не представлено соответствующего документального подтверждения. Вместе с тем, Комиссия учитывает эти сведения как совершение действий, направленных на устранение установленных по делу нарушений.

            Таким образом, действия ЗАО АК «РусЛайн» в части экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных по стоимости тарифов на одну и ту же услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Курск-Симферополь-Курск, при наличии одинаковых условий применения данных тарифов, могут привести к ущемлению прав и законных интересов потребителей услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Курск-Симферополь-Курск и образуют нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются как выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, так и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

            В этой связи Комиссия в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ЗАО АК «РусЛайн» предписание о прекращении арушения антимонопольного законодательства.

 

            На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО Авиационная компания «РусЛайн» (127299, г.Москва, ул.Космонавта Волкова, д.29, ИНН 7713141247), нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении различных по стоимости тарифов на одну и ту же услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Курск-Симферополь» и «Симферополь-Курск» в 2014 году при отсутствии экономических, технологических и иных  обоснований, результатом которого  может являться ущемление интересов других лиц.

2. Выдать ЗАО Авиационная компания «РусЛайн» (127299, г.Москва, ул.Космонавта Волкова, д.29, ИНН 7713141247) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства..

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                  

Члены омиссии                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена 11 марта 2015 года

В полном объеме предписание изготовлено 20 марта 2015 года

                              г.Курск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/22-2014 о нарушении ЗАО Авиационная компания «РусЛайн» (127299, г.Москва, ул.Космонавта Волкова, д.29, ИНН 7713141247) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО Авиационная компания «РусЛайн» (127299, г.Москва, ул.Космонавта Волкова, д.29, ИНН 7713141247) прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего с даты начала осуществления регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Курск-Симферополь» и «Симферополь-Курск» в 2015 году и последующие годы не устанавливать различные по стоимости тарифы на услугу авиаперевозки при одинаковых условиях применения данных тарифов, в отсутствие надлежащего экономического, технологического и иного обоснования различия стоимости.

2. Представить в Курское УФАС России доказательства исполнения предписания в  течение одного месяца с даты начала осуществления регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Курск-Симферополь» и «Симферополь-Курск» в 2015 году.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                      

 

Члены Комиссии                                                                                                    

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны