Решение б/н Решение по делу №04-05/23-2014 от 24 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                                                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2015 года                                                                                                                                                                                                          г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 20 января 2015 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> - зам.руководителя Управления,

Члены Комиссии:

<...> - начальник отдела естественных монополий,

<...> - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, рассмотрев дело №04-05/23-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Газпром газораспределение Курск» (<...>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения при рассмотрении заявления гр-на <...> о подключении к сетям газораспределения домовладения, расположенного по адресу: <...>, Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013г., результатом которого является или может являться ущемление интересов гр-на <...>, в присутствии представителя ОАО «Газпром газораспределение Курск» (по доверенности) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление гр-на <...> с жалобой на неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО «Газпром газораспределение Курск», выразившиеся в уклонении от заключения договора подключения к сетям газораспределения.

ОАО «Газпром газораспределение Курск» оказывает услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По этой причине ОАО «Газпром газораспределение Курск» при оказании услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Газпром газораспределение Курск» (<...>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения при рассмотрении заявления гр-на <...> о подключении к сетям газораспределения домовладения, расположенного по адресу: <...>, Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013г., результатом которого является или может являться ущемление интересов гр-на <...>.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Газпром газораспределение Курск» пояснила, что  услуга газификация «под ключ», указанная на официальном сайте ОАО «Газпром газораспределение Курск», не включает в себя услуги по присоединению к сетям газораспределения и последующего заключения договора подключения к сетям газораспрделения.

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ОАО «Газпром газораспределение Курск» оказывает услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По этой причине ОАО «Газпром газораспределение Курск» при оказании услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Как установлено Управлением, ознакомившись с размещенной на официальном сайте ОАО «Газпром газораспределение Курск» информацией в разделе «Услуги» во вкладке “Газификация «под ключ»”, 25.02.2014г. гр-н <...> обратился в ОАО «Газпром газораспределение Курск» с заявкой о газификации «под ключ» домовладения, расположенного по адресу: <...>.

Гр-н <...> в своих пояснениях указал, что в заявлении о газификации объекта «под ключ» от 25.02.2014г. он просил ОАО «Газпром газораспределение Курск» выполнить все мероприятия, необходимые для подключения его домовладения к сетям газораспределения, указанные на сайте ОАО «Газпром газораспределение Курск» в разделе «Услуги» во вкладке “Газификация «под ключ»”.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «Газпром газораспределение Курск» (http://www.kurskgaz.ru/) в разделе «Услуги», газификация «под ключ» включает в себя:

консультирование по вопросам газификации;

выполнение проектных работ по газификации объектов недвижимости;

выполнение работ по газификации объектов любой сложности;

комплектация газовым оборудованием;

монтаж газового оборудования;

проведение пуско-наладочных работ;

проведение гарантийного и сервисного ремонта газоиспользующего оборудования.

В соответствии с нормативным определением, указанным в ст.2 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999г. № 69-ФЗ, газификация – это деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013 г. (далее — Правила подключения).

В соответствии с определением, содержащимся в п.2 Правил, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения – это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Таким образом, деятельность по газификации представляет собой совокупность мероприятий, результатом которых является технологическое присоединение объекта капитального строительства к сетям газораспределения, включая выдачу технических условий на подключение к сетям газораспределения и заключение договора об осуществлении технологического присоединения к сетям газораспределения.

Как следует из пояснений ОАО «Газпром газораспределение Курск», 20.03.2014г. общество направило гр-ну <...> письмо (исх.№40/ПТО-ТУ), в котором предложило предоставить комплект документов, необходимых для выдачи технических условий подключения к газораспределительным сетям.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «Газпром газораспределение Курск» приняло заявление гр-на <...> о газификации «под ключ» домовладения, расположенного по адресу: <...>, к рассмотрению, как заявку на подключение к сетям газораспределения.

Пунктом 3 Правил подключения установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно п.п.7-8 Правил подключения запрос о предоставлении технических условий должен содержать:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);

б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек.

К запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок);

б) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя).

Пунктом 12 Правил подключения установлено, что в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме исполнитель в течение 5 дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.

В соотвествии с пунктом 13 Правил подключения при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Таким образом, согласно п.п. 12-13 Правил подключения после получения запроса гр-на <...> о газификации жилого дома ОАО «Газпром газораспределение Курск» обязано было до 12.03.2014г. предоставить гр-ну <...> технические условия или мотивированный отказ в выдаче технических условий, либо до 03.03.2014г. вернуть гр-ну <...> указанный запрос.

По информации ОАО «Газпром газораспределение Курск», гр-ну <...> было предложено представить документы о разрешенном использовании земельного участка, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос.

Согласно письменных пояснений гр-на <...>, ответ на заявление от 25.02.2014г. о газификации «под ключ» домовладения, расположенного по адресу: <...>, в том числе письмо ОАО «Газпром газораспределение Курск» (исх.№40/ПТО-ТУ от 20.03.2014г.), в его адрес не поступал. ОАО «Газпром газораспределение Курск» доказательства направления указанного письма в адрес гр-на <...> не представило.

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Курск» нарушило предусмотренный п.п.12-13 Правил подключения порядок рассмотрения запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Пунктом 59 Правил установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно п.63 Правил для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).

П.п.65 и 67 Правил предусмотрено, что в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, указываются следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты);

б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения;

в) характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства (в том числе по этапам и очередям);

д) планируемые распределение максимального часового расхода газа и сроки ввода объекта капитального строительства (по этапам и очередям);

е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия).

В случае если заявитель ранее не получал технические условия, в заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к сведениям и документам, указанным в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) правовые основания владения и (или) пользования земельным участком;

б) максимальный часовой расход газа отдельно по различным точкам (если их несколько) подключения (технологического присоединения) с обоснованием необходимости нескольких точек подключения (технологического присоединения).

Таким образом, в соответствии с требованиями Правил заключению договора об осуществлении технологического присоединения к сетям газораспределения предшествует выдача технических условий.

ОАО «Газпром газораспределение Курск» оказывает услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В этой связи ОАО «Газпром газораспределение Курск» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вышеизложенные факты могут быть квалифицированы, как нарушение ОАО «Газпром газораспределение Курск» п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов гр-на <...>, путем несоблюдения при рассмотрении заявления гр-на <...> от 25.02.2014г. о газификации домовладения, расположенного по адресу: <...>, Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013г., результатом которого может являться отказ в заключении договора технологического присоединения к сетям газораспределения указанного объекта.

Вместе с тем признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» были выявлены Комиссией Курского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела, и ОАО «Газпром газораспределение Курск» на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» 10.12.2014г. было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно указанному предупреждению обществу необходимо было в срок до 23.12.2014г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего рассмотреть заявление гр-на <...> о газификации домовладения, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с требованиями Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013г. 23.04.2014г.

ОАО «Газпром газораспределение Курск» была представлена в Курское УФАС России документированная информация, согласно которой ОАО «Газпром газораспределение Курск» письмом от 22.12.2014г. (исх.№3334) направило гр-ну <...> ответ на его заявление о газификации домовладения, расположенного по адресу: <...>, в котором разъяснило порядок действий, которые гр-ну необходимо совершить для получения технических условий на присоединение к сетям газораспределения и дальнейшего заключения договора на подключение к сетям газораспределения.

Таким образом, учитывая, что ОАО «Газпром газораспределение Курск»  исполнило в установленные сроки предупреждение Управления ФАС по Курской области от 10.12.2014 г., устранив имевшие место признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», настоящее дело подлежит прекращению.

 

            На основании изложенного, статьей 10, статьей 23, статьей 39.1, статьей 41, статьей 48, статьей 49, ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу №04-05/23-2014 о нарушении открытым акционерным  обществом «Газпром газораспределение Курск» (<...>) пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с исполнением предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданного 10.12.2014 года.

 

           Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                             

 

                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны