Решение б/н Дело в отношении Водозабора от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 года                                      г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело №04-05/26-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Водозабор» (Курская область, г.Обоянь, ул.Ленина, 127, ИНН 4616008325), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ограничение, устранение, недопущение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в отказе заключить договор по приему платежей за услуги водоснабжения и водоотведения с УФПС Курской области — филиалом ФГУП «Почта России» в присутствии представителей ООО «Водозабор» (по доверенности) Б., К., представителя (по доверенности) ФГУП «Почта России» М., представителей (по доверенности) Сбербанка России (ОАО) Т., Ч.

 

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России поступило заявление УФПС Курской области - филиала ФГУП «Почта России» с жалобой на действия ООО «Водозабор», выразившиеся в отказе заключить договор по приему от населения платежей за услуги водоснабжения и водоотведения.

При рассмотрении указанного заявления и приложенных к нему материалов Курским УФАС России было установлено следующее.

22.09.2011г. УФПС Курской области — филиал ФГУП «Почта России» направило в ООО «Водозабор» для подписания договор №5503-11/ПР от 21.09.2011г. на прием платежей за воду от населения.

ООО «Водозабор» в письме от 26.09.2011г. (исх.№363) отказало УФПС Курской области в заключении договора в связи с наличием такого договора со Сбербанком России (ОАО).

В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ от 03.06.2009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

ООО «Водозабор», оказывая услуги водоснабжения и водоотведения, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Водозабор» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Водозабор» (Курская область, г.Обоянь, ул.Ленина, 127), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ограничение, устранение, недопущение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в отказе заключить договор по приему платежей за услуги водоснабжения и водоотведения с УФПС Курской области — филиалом ФГУП «Почта России»

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств   рассмотрение дела №04-05/26-2011 откладывалось определениями от 17.01.2012г., 21.02.2012г, 16.05.2012г., 01.06.2012г., 03.07.2012г. Срок рассмотрения дела №04-05/26-2011 продлевался определениями от 21.02.2012г., от 01.06.2012г.

            На заседаниях Комиссии представители ООО «Водозабор» пояснили, что 11 февраля 2011 года с УФПС Курской области был заключен договор №336-11/ПР на оказание услуг по приему и перечислению платежей, предусматривавший вознаграждение УФПС Курской области в размере 5,9% от общей суммы принятой от населения платы. Расходы по оплате вознаграждения несло ООО «Водозабор». В связи с возникшими финансовыми затруднениями ООО «Водозабор» было принято решение с 30.07.2011г. расторгнуть договор с УФПС Курской области. 01 августа 2011 года ООО «Водозабор» был заключен договор №12 с ДО №3903/65ОСБ №3903 г.Обояни, предусматривавший плату за услуги в размере 2% от принятых платежей. 22.09.2011г. УФПС Курской области  направило в ООО «Водозабор» для подписания договор №5503-11/ПР от 21.09.2011г. на прием платежей за воду от населения с условием о плате за услуги в размере 2% от принятых платежей. ООО «Водозабор» отказало УФПС Курской области в заключении договора в связи наличием такого соглашения со Сбербанком России.

Представители ФГУП «Почта России» пояснили, что 1 августа 2011 года в адрес  УФПС Курской области поступило письмо ООО «Водозабор» о расторжении договора №336-11/ПР от 11.02.2011г., которое предприятие было вынуждено подписать согласно условий договора, предусматривающего его досрочное расторжение. Одновременно УФПС Курской области обратилось к ФГУП «Почта России» о снижении тарифа Почты до 2%. После получения разрешения ФГУП «Почта России» УФПС Курской области направило ООО «Водозабор» проект договора. ООО «Водозабор» в заключении договора отказало. ООО «Водозабор» является единственной организацией на территории города Обояни, которая оказывает услуги водоснабжения и водоотведения. Отказ ООО «Водозабор» заключить договор с УФПС Курской области может привести к недобросовестной конкуренции.

В соответствии со ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Водозабор» 15.03.2012г. выдавалось предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, которое ООО «Водозабор» исполнено не было.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ООО «Водозабор», оказывая услуги водоснабжения и водоотведения, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В связи с рассмотрением дела №04-05/26-2011 в целях определения доли ООО «Водозабор» Курским УФАС России на соответствующих товарных рынках был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг по приему/переводу денежных средств населения г.Обоянь (физических лиц) за услуги водоснабжения и водоотведения.

По результатам проведенного анализа установлено, что на указанном товарном рынке ООО «Водозабор» занимало долю 52,03% в 2011 году, 72,8% в 2012 году.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, признается доминирующим.

Таким образом, в 2011-2012гг. ООО «Водозабор» занимало доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по приему/переводу денежных средств населения г.Обоянь (физических лиц) за услуги водоснабжения и водоотведения.

По этой причине ООО «Водозабор» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Как установлено Комиссией, 22.09.2011г. УФПС Курской области направило ООО «Водозабор» для подписания договор №5503-11/ПР от 21.09.2011г. на прием платежей за воду от населения г.Обояни.

ООО «Водозабор» в письме от 26.09.2011г. (исх.№363) отказало УФПС Курской области в заключении договора в связи с наличием такого договора со Сбербанком России (ОАО).

            В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

            Согласно ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

            Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

            Таким образом, право самостоятельно выбирать наиболее удобный способ оплаты оказанных услуг гарантировано потребителю коммунальной услуги — физическому лицу нормами действующего законодательства.

Как следует из пояснения ООО «Водозабор» (исх.№110 от 13.02.2012г.), деятельность по организации платежей за водоснабжение и водоотведение осуществляется ООО «Водозабор» посредством приема денежных средств в кассе общества, а также заключения договора №12 от 01.08.2012г. о приеме платежей физических лиц с кредитной организацией - Сбербанком России (ОАО).

            В ст.1 Федерального закона от 02.12.1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» содержится понятие кредитной организации как юридического лица, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Статья 5 указанного Федерального закона    осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств относит к банковским операциям.

            ФГУП «Почта России» кредитной организацией не является и не вправе осуществлять банковские операции.

В то же время, ФГУП «Почта России» вправе осуществлять деятельность по приему от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в качестве платежного агента.

В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ от 03.06.2009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежному агенту для приема платежей необходимо заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный агент вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Таким образом, для выхода на рынок оказания услуг по приему/переводу денежных средств от населения г.Обоянь (физических лиц) за услуги водоснабжения и водоотведения ФГУП «Почта России» в силу прямых императивных указаний Федерального закона  «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» необходимо заключить договор с поставщиком услуги.

Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            В соответствии с абз.1 ч.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Вместе с тем, абз.2 ч.2 ст.1 ГК РФ предусматривает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» определяет, что поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О защите конкуренции», определяя организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устанавливает ряд запретов, подлежащих обязательному соблюдению доминирующими хозяйствующими субъектами и ограничивающих в определенных законодателем случаях гражданские права (в том числе и право свободы договора и определения его условий) монополистов.

Так, п.9 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает доминирующим хозяйствующим субъектам создавать препятствия доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «Водозабор», реализуя предоставленное ему абз.1 ч.2 ст.1 ГК РФ право свободного установления своих прав и обязанностей на основе договора и определения условий договора, как доминирующий хозяйствующий субъект и субъект естественной монополии при осуществлении деятельности по водоснабжению и водоотведению обязано учитывать запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством, и не вправе совершать запрещенные п.9 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» действия.

Возникновение и существование рынка приема платежей от населения за услуги водоснабжения и водоотведения обусловлено существованием рынка оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

ООО «Водозабор» в силу естественно-монопольного характера осуществляемого им вида деятельности является единственной организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей, подключенных к принадлежащим ООО «Водозабор» на территории г.Обояни объектам. Такое исключительное положение на рынке позволяет ООО «Водозабор» в одностороннем порядке определять экономические, технические и иные условия своей деятельности. В то же время, потребители ООО «Водозабор» лишены как возможности выбора поставщика услуг водоснабжения и водоотведения, так и возможности воздействия на деятельность общества.

            ООО «Водозабор» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения и на смежном с ним товарном рынке оказания услуг по приему/переводу денежных средств от населения г.Обоянь (физических лиц) за услуги водоснабжения и водоотведения, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на таком рынке и устранять с этого товарного рынка другие хозяйствующие субъекты.

            Отказав ФГУП «Почта России» в заключении договора по приему платежей за услуги водоснабжения и водоотведения от населения г.Обояни, ООО «Водозабор» создало ФГУП «Почта России» неустранимые препятствия доступу на товарный рынок оказания услуг по приему/переводу денежных средств от населения г.Обоянь (физических лиц) за услуги водоснабжения и водоотведения, нарушив тем самым право унитарного предприятия на осуществление самостоятельной предпринимательской деятельности.

            Кроме того, ФГУП «Почта России» и ООО «Водозабор» в материалы дела представлены письменные жалобы жителей г.Обояни с просьбой вернуть возможность оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения через отделения почтовой связи, что свидетельствует об ущемлении интересов потребителей и возникновении негативных последствий в результате монополистических действий ООО «Водозабор».

Согласно ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» как злоупотребление доминирующим положением понимаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Водозабор» п.9 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц - населения г.Обояни - потребителей услуг водоснабжения и водоотведения и ФГУП «Почта России» как платежного агента,  выразившимся  в создании препятствий доступу на товарный рынок услуг по приему (переводу) денежных средств населения г.Обояни Курской области (физических лиц) за услуги водоснабжения и водоотведения для ФГУП «Почта России» путем отказа заключить договор по приему платежей за услуги водоснабжения и водоотведения.

            В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются как выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, так и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

            В этой связи Комиссия в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ООО «Водозабор» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Водозабор» (Курская область, г.Обоянь, ул.Ленина, 127, ИНН 4616008325) нарушившим п.9 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в создании препятствий доступу на товарный рынок услуг по приему (переводу) денежных средств населения г.Обояни Курской области (физических лиц) за услуги водоснабжения и водоотведения для ФГУП «Почта России», результатом которого является и может являться ущемление интересов населения г.Обояни - потребителей услуг водоснабжения и водоотведения и ФГУП «Почта России» как платежного агента, а именно в отказе заключить договор по приему платежей за услуги водоснабжения и водоотведения с УФПС Курской области - филиалом ФГУП «Почта России».

2. Выдать ООО «Водозабор» (Курская область, г.Обоянь, ул.Ленина, 127, ИНН 4616008325) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть предписания оглашена 14 августа 2012 года

Предписание в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 года                         г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/26-2011 о нарушении ООО «Водозабор» (Курская область, г.Обоянь, ул.Ленина, 127, ИНН 4616008325) пункта 9 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Водозабор» (Курская область, г.Обоянь, ул.Ленина, 127, ИНН 4616008325) прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», для чего заключить договор по приему платежей за услуги водоснабжения и водоотведения с УФПС Курской области - филиалом ФГУП «Почта России».

2. В срок до 30 сентября 2012 года представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны