Решение б/н Решение по делу №04-05/27-2014 от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                              

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2015 года                                                   г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 01 июля 2015 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 04-05/27-2014 по признакам нарушения  ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Обособленного подразделения «КурскАтомЭнергоСбыт» (305001, г. Курск, ул. Гайдара, д. 26) АО «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4, ИНН 7704228075) (далее — АО «АтомЭнергоСбыт»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения с 17 по 23 сентября 2014 г. подачи электроэнергии на объекты АНО социального характера «Большежировское» (далее —   АНО «Большежировское») — водозаборные скважины «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка», результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области, в присутствии представителей (по доверенности) АО «АтомЭнергоСбыт» Л. и К., представителей (по доверенности) ОАО «МРСК Центра»  Г. и А.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление АНО «Большежировское» с жалобой на действия АО «АтомЭнергоСбыт», выразившиеся в неправомерном введении в период с 17 по 23 сентября 2014 г.  частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов заявителя — водозаборных скважин «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка».

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что введение в период с 17 по 23 сентября 2014 г. ограничения режима потребления электрической энергии на объектах АНО «Большежировское» — водозаборных скважинах «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка» повлекло невозможность водоснабжения жителей Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области.

АО «АтомЭнергоСбыт» занимает доминирующее положение в области торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области с долей более 50%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 13.03.2015 г. № 140 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи АО «АтомЭнергоСбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дел № 04-05/27-2014,  № 04-05/28-2014, № 04-05/29-2014, № 04-05/30-2014  по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Обособленного подразделения «КурскАтомЭнергоСбыт» (305001, г. Курск, ул. Гайдара, д. 26) АО «АтомЭнергоСбыт» (115114,                 г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4, ИНН 7704228075), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения с в период с 17 по 23 сентября 2014 г. подачи электроэнергии на объекты АНО социального характера «Большежировское» — водозаборные скважины «Кочеток» (дело № 04-05/27-2014), «Центральная усадьба» (дело № 04-05/28-2014), «Б.Жирово» (дело № 04-05/29-2014), «Чернышевка» (дело № 04-05/30-2014), результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области.

АО «АтомЭнергоСбыт» на рассмотрении дела № 04-05/27-2014 заявлено ходатайство об объединении в одно производство дел № 04-05/27-2014, № 04-05/28-2014, № 04-05/29-2014, № 04-05/30-2014.

При рассмотрении указанного ходатайства Комиссией установлено, что в производстве Курского УФАС России имеются несколько однородных дел (№ 04-05/27-2014, № 04-05/28-2014,              № 04-05/29-2014, № 04-05/30-2014), возбужденных по заявлениям АНО «Большежировское» с жалобой на действия АО «АтомЭнергоСбыт», выразившиеся в неправомерном введении с 17 по 23 сентября 2014 г. частичного ограничения режима потребления электрической энергии на объектах АНО «Большежировское» — водозаборных скважинах «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка», объединение которых в одно производство будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.

При таких обстоятельствах определением от 10.03.2015 г. дела № 04-05/27-2014, № 04-05/28-2014, № 04-05/29-2014 и № 04-05/30-2014 объединены в одно производство.  Объединенному делу присвоен номер <...> -05/27-2014.

На заседании Комиссии председатель АНО «Большежировское» пояснил, что ограничение режима потребления электрической энергии с 17 по 23 сентября 2014 г. на объектах                               АНО «Большежировское» — водозаборных скважинах «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка», привело к прекращению подачи холодной воды жителям с. Большое Жирово, д. Кукуевка, д. Чернышевка Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области. Размер задолженности, образовавшейся у АНО «Большежировское» на момент введения АО «АтомЭнергоСбыт» ограничения режима потребления электрической энергии, председателем не оспаривался.

Представители АО «АтомЭнергоСбыт» пояснили, что ограничение с 17 по 23 сентября            2014 г. режима потребления электрической энергии было введено сетевой организацией по инициативе АО «АтомЭнергоСбыт» в отношении объектов АНО «Большежировское» в связи с образовавшейся задолженностью по оплате услуг электроснабжения и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ограничение введено до уровня аварийной брони (на 90%) в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представители ОАО «МРСК Центра» пояснили, что ограничение режима потребления электрической энергии было введено сетевой организацией 17.09.2014 г. по заявке                                   АО «АтомЭнергоСбыт».

Рассмотрение дела № 04-05/27-2014 откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определениями от 14.04.2015 г., 29.04.2015 г.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

АО «АтомЭнергоСбыт» занимает доминирующее положение в области торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области с долей более 50%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 13.03.2015 г. № 140 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи АО «АтомЭнергоСбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией при рассмотрении дела и подтверждено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Курской области по делам № А35-11635/2014 от 25.02.2015г.,  по делу № А35-11636/2014 от 06.03.2015 г., по делу № А35-11689/2014 от 06.03.2015 г.  и по делу № А35-11626/2014 от 16.04.2015 г., 01.04.2014 г. между АО «АтомЭнергоСбыт» и АНО «Большежировское» заключены договоры энергоснабжения №  46430143, № 46430142, № 46430162 и № 46430161.

В число перечня точек поставки электроэнергии, указанных в Приложениях № 2 к договорам энергоснабжения № 46430143, № 46430142, № 46430162 и № 46430161, включены скважины «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка».

В связи с образовавшейся у АНО «Большежировское» задолженностью по оплате электрической энергии в сумме 10 364,86 рублей по договору № 46430143, 95 086,69 рублей по договору № 46430142, 43 911,96 рублей по договору № 46430161, 43 859,19 рублей по договору              № 46430162 АО «АтомЭнергоСбыт» в адрес АНО «Большежировское» были направлены уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии № 46-26-04-26/136 от 03.09.2014 г. в отношении скважины «Кочеток», № 46-26-04-26/148 от 03.09.2014 г. в отношении скважины «Центральная усадьба», № 46-26-04-26/135 от 03.09.2014 г. в отношении скважины «Б.Жирово», № 46-26-04-26/149 от 03.09.2014 г. в отношении скважины «Чернышевка».

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон; о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента; прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом — юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

П. 7 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями — участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) — участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее — потребители), в том числе его уровня (далее — ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности), установлен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г.  № 442 (далее — Правила).

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Согласно с пп. «а» п. 4 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 настоящих Правил, — по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

Для потребителей, указанных в п.п. 17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в п. 17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.

Пунктом 18 Правил установлено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п. 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, — в отношении этих объектов.

Согласно представленной в материалы дела документированной информации,                             АНО «Большежировское» не исполнило обязательств по оплате электрической энергии перед                              АО «АтомЭнергоСбыт» в сроки, указанные в уведомлениях о введении ограничения режима потребления электрической энергии № 46-26-04-26/136 от 03.09.2014 г., № 46-26-04-26/148 от 03.09.2014 г., № 46-26-04-26/135 от 03.09.2014 г., № 46-26-04-26/149 от 03.09.2014 г.

АНО «Большежировское» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а именно, является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения, в том числе водозаборных скважин «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка».

Акты согласования аварийной брони, величины аварийной брони у                                                  АНО «Большежировское» отсутствуют.

При таких обстоятельствах, 17 по 23 сентября 2014 г. было введено частичное ограничение потребления электрической энергии на объектах АНО «Большежировское» — водозаборных скважинах «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка» до уровня аварийной брони, что составило 10 % максимальной мощности энергопринимающего оборудования скважин. Указанное обстоятельство подтверждается актами введения ограничения режима потребления электрической энергии от 17.09.2014 г.

Частичное ограничение режима потребления электрической энергии объектов                             АНО «Большежировское» — водозаборных скважин «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка» в силу технологических особенностей привело к прекращению технологического процесса водоснабжения с. Большое Жирово, д. Кукуевка, д. Чернышевка Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области.

В результате чего жители Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области на период ограничения режима потребления электрической энергии были лишены возможности получения питьевой воды.

Данный вывод подтверждается также Приложением № 1 к постановлению Администрации Большежировского сельсовета Фатежского района от 05.06.2014 г. № 40-1 «Схема водоснабжения и водоотведения МО «Большежировский сельсовет» Фатежского района Курской области на период до 2024 года (пояснительная записка)», согласно которого перечень объектов питьевого водоснабжения, расположенных на территории МО «Большежировский сельсовет» не содержит иных источников питьевой воды, в том числе оборудованных колодцев, кроме водонапорных скважин, находящихся в период с 17 по 23 сентября 2014 г. в эксплуатации у                                           АНО «Большежировское».

Возобновление режима потребления электрической энергии объектами                                        АНО «Большежировское» было произведено 23.09.2014 г., что подтверждается актами возобновления режима потребления электрической энергии.

При введении ограничения режима потребления электрической энергии на объектах                     АНО «Большежировское» — водозаборных скважинах «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка» АО «АтомЭнергоСбыт» не учло тот факт, что подача электроэнергии является необходимым элементом технологического процесса подачи питьевой воды жителям Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области, в том числе добросовестно оплачивающим данную услугу, нарушает их права на бесперебойное получение качественных услуг водоснабжения.

Наличие граждан — добросовестных плательщиков услуг водоснабжения подтверждается представленными АНО «Большежировское (письмо вх. № 2560 от 29.04.2015 г.) квитанциями на оплату услуг водоснабжения с отсутствием задолженности на момент введения ограничения режима потребления электрической энергии (17.09.2014 г.).

Таким образом, в результате ограничения в период с 17 по 23 сентября 2014 г. режима потребления электрической энергии объектов АНО «Большежировское» — водозаборных скважин «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка» были затронуты права не только АНО «Большежировское», но и права иных лиц, в том числе граждан — добросовестных плательщиков услуг водоснабжения.

Действия по ограничению подачи электроэнергии не были соразмерны нарушению условий договора со стороны АНО «Большежировское», выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права.

Для защиты своих имущественных прав АО «АтомЭнергоСбыт» имело возможность использовать иные предусмотренные законом права, не ущемляющие интересов иных лиц, в частности, право на взыскание задолженности в судебном порядке.

В статье 10 ГК РФ определено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Также не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Гражданский кодекс РФ в статье 10 четко закрепил принцип недопустимости (недозволенности) злоупотребления правом и определил общие принципы (пределы) осуществления гражданских прав и обязанностей.

Суть этого принципа заключается в том, что каждый субъект гражданских прав волен свободно осуществлять права в своих интересах, но не должен при этом нарушать права и интересы других лиц.

Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Такие действия признаются злоупотреблением правом.

Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.

При этом установленные Гражданским кодексом РФ запреты не нарушают свободы осуществления гражданских прав, в понимании осуществления субъективных прав как право делать все, что не вредит другим лицам, не нарушает их прав и законных интересов.

К злоупотреблению правом ст.10 ГК РФ относит такие действия, совершенные без прямого умысла ущемить интересы других лиц, когда поведение лица объективно вызывает такой результат.

Запрет ограничивать конкуренцию и осуществлять монополистическую деятельность адресован прежде всего хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что использование          АО «АтомЭнергоСбыт» такого способа самозащиты как ограничение режима потребления электрической энергии на объектах АНО «Большежировское»  является злоупотреблением правом.

АО «АтомЭнергоСбыт» занимает доминирующее положение в области торговли электроэнергией на территории зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика в Курской области с долей более 50%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 13.03.2015 г. №140 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи АО «АтомЭнергоСбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении                                     АО «АтомЭнергоСбыт»  доминирующим положением путем нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении с 17 по 23 сентября 2014 г. подачи электроэнергии на объекты АНО «Большежировское» — водозаборные скважины «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка», повлекшем невозможность водоснабжения населения Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области в указанный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ст. 49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4, ИНН 7704228075) в лице Обособленного подразделения «КурскАтомЭнергоСбыт» (305001, г. Курск,      ул. Гайдара, д. 26) нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в ограничении в период с 17 по 23 сентября 2014 г. подачи электроэнергии на объекты АНО социального характера «Большежировское» — водозаборные скважины «Кочеток», «Центральная усадьба», «Б.Жирово», «Чернышевка», результатом которого явилось прекращение водоснабжения в указанный период населения Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области и ущемление интересов добросовестных плательщиков услуг водоснабжения.

2. В связи с тем, что АНО социального характера «Большежировское» с 01 января 2015 года не осуществляет деятельность по холодному водоснабжению потребителей на территории Большежировского сельсовета Фатежского района Курской области, предписание по результатам рассмотрения дела № 04-05/27-2014 не выдавать.

3. Производство по делу № 04-05/27-2014 прекратить.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         

 

 

Члены Комиссии                                                                                                     

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны