Решение б/н Решение по делу №04-05/32-2014 от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» декабря 2014 года                                г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «25» декабря 2014 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/32-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны МУП «Горводоканал» МО «г. Железногорск» (юридический адрес: 307170, Курская обл., г. Железногорск, ГСП-51, ИНН 4633002429) (далее — МУП «Горводоканал»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения требований Правил определения и предоставления технических условий объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц, в присутствии представителя (по доверенности) МУП «Горводоканал» Г.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В период с 05 июня 2014 года по 01 июля 2014 года Инспекцией Курского УФАС России было проведено контрольное мероприятие деятельности МУП «Горводоканал», по проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о водоснабжении и водоотведении.

В ходе анализа деятельности МУП «Горводоканал», связанной с подключением объектов капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям Инспекцией установлено следующее.

В 2013 году, январе-июне 2014 года  МУП «Горводоканал» было выдано 128 технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения предприятия. При этом ряд технических условий были выданы с нарушением норм действующего законодательства, а именно требований Градостроительного кодекса РФ и Правил определения и предоставления технических условий объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 (далее – Правил).

МУП «Горводоканал», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

 МУП «Горводоканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в пределах административных границ                          г. Железногорска Железногорского района Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 03.04.2006 г. № 49).

Процесс подключения объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения является неотъемлемой частью деятельности по водоснабжению и водоотведению. Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению возможно только при наличии подключения объекта капитального строительства к соответствующим инженерным коммуникациям. 

В этой связи, МУП «Горводоканал» при подключении объектов капитального строительства юридических и физических лиц к сетям водоснабжения и водоотведения обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признала их достаточными для возбуждения дела № 04-05/32-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны МУП «Горводоканал», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения требований Правил определения и предоставления технических условий объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представитель МУП «Горводоканал» по факту несоблюдения предприятием требований п.9 Правил пояснил, что причиной нарушения является отсутствие в запросах заявителей на выдачу технических условий сведений, установленных п.8 Правил, и необходимостью увеличения времени для представления указанных сведений заявителями.

16.12.2014 г. на рассмотрении дела № 04-05/32-2014 в соответствии со ст. 46 ФЗ «О защите конкуренции» был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 23 декабря 2014 года.

Выслушав объяснения стороны, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В ходе проведенного Комиссией анализа выданных в 2013-2014 гг.                                МУП «Горводоканал» технических условий подключения объектов капитального строительства потребителей к сетям инженерно-технического обеспечения предприятия установлено следующее.

В 2013 году, январе-июне 2014 года МУП «Горводоканал» было выдано 128 технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения предприятия.

Статья 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48).

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13 февраля 2006 г. № 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — Правила предоставления технических условий).

Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с Правилами предоставления технических условий (пункты 9, 10) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Анализ выданных предприятием технических условий свидетельствует о том, что МУП «Горводоканал» не был соблюден установленный Правилами 14-дневный срок определения и предоставления технических условий №1126 от 21.08.2013г., №1046 от 22.07.2013г., №948 от 04.07.2013г., №936 от 04.07.2013г., №933 от 04.07.2013г., №899 от 25.06.2013г., №898 от 25.06.2013г., №1488 от 01.11.2013г., №1440 от 23.10.2013г., №1393 от 11.10.2013г., №1330 от 16.09.2013г., №756 от 03.06.2013г., №202 от 05.02.2013г., №77 от 21.01.2013г., №599 от 18.02.2014г., №1108 от 22.04.2014г., №1106 от 22.04.2014г., №1186 от 12.05.2014г., №1272 от 03.06.2014г.

Согласно п.10 Правил технические условия должны содержать следующие данные:

‒   максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

‒   срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

‒   срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи (согласно ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и Решения Верховного Суда РФ от 19.03.2014 г. № АКПИ14-79 с 01 января 2014 года — не менее 3-х лет).

В соответствии с п. 2 Правил предоставления технических условий, «точка подключения» — это место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Инспекцией установлено, что во всех выданных в 2013 году, январе-июне 2014 года технических условиях присоединения не содержится сведений о максимальной нагрузке в возможной точке подключения, точке подключения и сроке подключения объекта капитального строительства к сетям МУП «Горводоканал».

При предоставлении технических условий №1376 от 01.10.2013г., №1375 от 01.10.2013г., №1304 от 10.09.2013г., №1271 от 02.09.2013г., №1166 от 19.08.2013г., №1091 от 31.07.2013г., №948 от 04.07.2013г., №946 от 04.07.2013г., №945 от 04.07.2013г., №944 от 04.07.2013г., №943 от 04.07.2013г., №942 от 04.07.2013г., №941 от 04.07.2013г., №940 от 04.07.2013г., №939 от 04.07.2013г., №938 от 04.07.2013г., №937 от 04.07.2013г., №936 от 04.07.2013г., №935 от 04.07.2013г., №934 от 04.07.2013г., №933 от 04.07.2013г., №928 от 03.07.2013г., №927 от 03.07.2013г., №838 от 14.06.2013г., №750 от 30.05.2013г., №626 от 23.05.2013г., №618 от 13.05.2013г., №486 от 08.04.2013г., №413 от 22.03.2013г., №295 от 27.02.2013г., №1551 от 25.11.2013г., №1445 от 23.10.2013г., №1330 от 16.09.2013г., №672 от 27.05.2013г., №564 от 25.04.2013г., №525 от 17.04.2013г., №202 от 05.02.2013г. не были соблюдены требования п. 10 Правил и установлен срок действия технических условий  менее 2-х лет с даты выдачи.

Во всех выданных в 2014 году технических условиях в нарушение ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ установлен срок их действия менее 3-х лет.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

МУП «Горводоканал», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, занимающим согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение на рынке указанных услуг.

Также МУП «Горводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения                               г. Железногорска Курской области более 35% (приказ Курского УФАС России от           03.04.2006 г. № 49).

Процесс подключения объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения является неотъемлемой частью деятельности по водоснабжению и водоотведению. Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению возможно только при наличии подключения объекта капитального строительства к соответствующим инженерным коммуникациям. 

В этой связи, МУП «Горводоканал» при оказании услуг по присоединению объектов капитального строительства юридических и физических лиц к сетям водоснабжения и водоотведения (в том числе при выдаче технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения предприятия) обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении МУП «Горводоканал»             ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении требований Градостроительного кодекса РФ и Правил определения и предоставления технических условий объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83) при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются: выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, а также предупреждение монополистической деятельности.

В этой связи Комиссия считает необходимым выдать МУП «Горводоканал» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Горводоканал» МО «г. Железногорск» (юридический адрес: 307170, Курская обл., г. Железногорск, ГСП-51, ИНН 4633002429) нарушившим ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении требований Градостроительного кодекса РФ и Правил определения и предоставления технических условий объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83) при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц.

2. Выдать МУП «Горводоканал» МО «г. Железногорск» (юридический адрес: 307170, Курская обл., г. Железногорск, ГСП-51, ИНН 4633002429) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                         

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны