Решение б/н Дело в отношении Газпром по жалобе Чаплыгиной от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

                                                                                                                                             г.Курск

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2015 года                                   

Решение в полном объеме изготовлено 19 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело №04-05/35-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (г.Курск, ул.Энгельса, 8, ИНН 4629051286), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, а именно в нарушении требований Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 при рассмотрении заявки гр-ки Ч. на опломбировку прибора учета природного газа, установленного в жилом помещении по адресу  г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№,  в присутствии представителей ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (по доверенности) П, Е., гр-ки Ч.

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России поступило заявление гр-ки Ч. с жалобой на действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в отказе принять заявку и осуществить опломбировку прибора учета газа, установленного в жилом помещении заявителя по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№.

            При рассмотрении заявления и дополнительно представленных документов Управлением было установлено, что после оснащения жилого помещения по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№, прибором учета газа гр-ка Ч. обратилась в ООО «Газпром межрегионгаз Курск» с заявкой от 04.10.2014г. на его опломбировку. Согласно представленной ООО «Газпром межрегионгаз Курск» документированной информации (письмо от 18.11.2014г. исх.№18-3927) указанная заявка была получена обществом 12.10.2014г. Опломбировка прибора учета газа в жилом помещении по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№ осуществлена 21.10.2014г., то есть с нарушением установленных Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. №549 (далее — Правила) сроков.

            ООО «Газпром межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

            По этой причине ООО «Газпром межрегионгаз Курск» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»  со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, а именно в нарушении требований Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 при рассмотрении заявки гр-ки Ч. на опломбировку прибора учета природного газа, установленного в жилом помещении по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№

            Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 20.01.2015г.

            На заседаниях Комиссии представители ООО «Газпром межрегионгаз Курск» пояснили, что во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об энергосбережении...») с августа 2014 года население города Курска в массовом порядке устанавливало приборы учета газа в своих домовладениях и квартирах. По этой причине в день от абонентов города Курска регистрировалось порядка 300 заявок на опломбировку установленного прибора учета газа, выполнить которые в предусмотренный законодательством срок не представлялось возможным. В целях недопущения ущемления интересов покупателей газа ООО «Газпром межрегионгаз Курск» принимаются к учету показания прибора учета с даты его установки.

            Гр-ка Ч. пояснила, что жалоба на действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск» была подписана ею ошибочно, в связи с введением ее в заблуждение со стороны организации, установившей прибор учета газа — ООО «ФСК». Претензии к ООО «Газпром межрегионгаз Курск» у гр-ки Ч. отсутствуют.

            Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            ООО «Газпром межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

            По этой причине ООО «Газпром межрегионгаз Курск» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. №549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — Правила), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

            В соответствии с п.5 Правил поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

            Согласно п.14 Правил договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

            В случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

            Пункт 20 Правил предусматривает, что абонент вправе требовать внесения в условия договора изменения в части перехода на порядок определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

            В соответствии с п. 22 Правил поставщик газа обязан:  осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки (пп. «б»); обеспечивать прием уведомлений, передаваемых абонентами в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 21 настоящих Правил, и заявок на установку пломбы на месте установки прибора учета газа и на проведение проверок, регистрацию таких уведомлений и заявок, а также представление абонентам сведений о времени и номере регистрации поступающего от них уведомления (заявки); обеспечивать выполнение заявок абонентов в течение 5 рабочих дней.

24. При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

            Согласно п.п.25-27 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

            а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

            б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

            в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

            г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

            Объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

            Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

            Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

            В соответствии с пунктом 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

            Таким образом, в силу требований действующего законодательства возможность осуществления расчетов за природный газ в соответствии с показаниями прибора учета газа находится в прямой зависимости от даты опломбировки прибора учета газа.

            При этом статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении...» определено, что до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, которые должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

            При таких обстоятельствах нарушение сроков проведения опломбировки прибора учета газа приводит к ущемлению экономических интересов потребителя природного газа, вынужденного до установки пломбы на приборе учета платить не за фактически потребленные объемы ресурса, а расчетным способом с учетом принципов, определенных в ст.13 ФЗ «Об энергосбережении...».

            Материалами дела установлено, что после оснащения жилого помещения по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№, прибором учета газа гр-ка Ч. обратилась в ООО «Газпром межрегионгаз Курск» с заявкой от 04.10.2014г. на его опломбировку. Согласно представленной ООО «Газпром межрегионгаз Курск» документированной информации (письмо от 18.11.2014г. исх.№18-3927) указанная заявка была получена обществом 12.10.2014г. В соответствии с требованиями Правил опломбировка прибора учета газа должны была быть осуществлена обществом до 17.10.2014г. Вместе с тем, фактически мероприятия по опломбировке прибора учета газа в жилом помещении по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№ были проведены 21.10.2014г., то есть с нарушением установленных Правилами сроков, что может повлечь ущемление интересов потребителя газа в части формирования размера платы за потребленный ресурс за период отсутствия пломбы на основании нормативов потребления, а не фактических показаний прибора учета газа.

            Ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

            Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ООО «Газпром межрегионгаз Курск» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в несоблюдении требований Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 при осуществлении обязанности поставщика газа по опломбировке прибора учета природного газа, установленного в жилом помещении по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№, результатом которого могло явиться ущемление интересов гр-ки Ч.

            Тот факт, что ООО «Газпром межрегионгаз Курск» расчеты за услуги газоснабжения жилого помещения по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№ осуществляло по показаниям прибора учета газа начиная с даты его монтажа, а не даты опломбировки, по мнению Комиссии свидетельствует об устранении в добровольном порядке факта нарушения требований антимонопольного законодательства и его последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (г.Курск, ул.Энгельса, 8, ИНН 4629051286) нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 при осуществлении обязанности поставщика газа по опломбировке прибора учета природного газа, установленного в жилом помещении по адресу г.Курск, ул.Ч., д.№, кв.№,  результатом которого могло явиться ущемление интересов гр-ки Ч.

            2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предписание по результатам рассмотрения дела №04-05/35-2014 не выдавать.

            3. Рассмотрение дела №04-05/35-2014 прекратить.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            

 

Члены Комиссии                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны