Предупреждение б/н Предупреждение от 12 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ,
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

12 февраля 2018 года                                                                                                          г.Курск

 

            Курским УФАС России при рассмотрении переданного Прокуратурой города Курска заявления КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам» с жалобой на  действия ПАО «Квадра», выразившиеся в отказе заключить договор теплоснабжения  помещения по адресу <…>, установлено следующее.

            КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам» с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска заключен договор №57-17 от 08.11.2017г. о получении в безвозмездное пользование помещения муниципального нежилого фонда города Курска, расположенное по адресу <…>. В соответствии с пунктом 2.2.6 настоящего договора предусмотрена обязанность КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам» заключить договор на предоставление коммунальных услуг со специализированными организациями в течение 20 дней с даты заключения договора и осуществлять своевременную оплату за потребленные ресурсы.

            КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам» 08.11.2017г. (исх.№11) обратилось в ПАО «Квадра» по вопросу заключения договора теплоснабжения  помещения по адресу <…>.

            ПАО «Квадра» письмом (исх.№ПА-719/4885 от 10.11.2017г.) отказало КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам» в заключении договора по той причине, что заявитель не является собственником помещения, в отношении которого должна осуществляться поставка тепловой энергии.

            Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            В соответствии со статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            ПАО «Квадра», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине ПАО «Квадра» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. К такому исключению, в частности, относится публичный договор, а также договоры на товары (работы, услуги), предоставляемые доминирующими хозяйствующими субъектами.

Согласно частям 1 и 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Теплоснабжение является разновидностью энергоснабжения, в связи с чем на возникающие в этой сфере правоотношения распространяются положения ст.426 ГК РФ.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующий хозяйствующий субъект обязан заключать договоры с обратившимися к нему покупателями (заказчиками) при наличии экономической и технологической возможности производства или поставок соответствующего товара, за исключением случаев, когда отказ в заключении договора прямо предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, ст.426 ГК РФ и ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» определен исчерпывающий перечень оснований для отказа монополиста в заключении договора теплоснабжения.

ПАО «Квадра» имеет статус субъекта естественной монополии и на рынке оказания услуг теплоснабжения занимает доминирующее положение.

В этой связи на деятельность ПАО «Квадра» в сфере теплоснабжения распространяются требования гражданского законодательства о публичности договоров и установленные антимонопольным законодательством запреты.

Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии со статей 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

            Согласно ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть,  применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 кодекса.

            В соответствии со статьей 539 по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

            Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

            Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 (далее - Правила), установлен порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

            Согласно пункта 35 Правил для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

            полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

            место нахождения организации (место жительства физического лица);

            место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

            тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

            договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

            срок действия договора;

            сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

            сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

            расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

            банковские реквизиты;

            сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

            Пунктом 36 Правил предусмотрено, что к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

            удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

            устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

            документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

            разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

            акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

            Как установлено Управлением, ПАО «Квадра» отказало в заключении договора теплоснабжения в отношении помещения по адресу <…>, по той причине, что КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам» не является собственником названного помещения.

            Такой отказ ПАО «Квадра» является незаконным ввиду того, что пункт 36 Правил устанавливает требование о представлении документов, подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки. Кроме того, из содержания пункта 36 Правил следует, что такие документы представляются при наличии. Указанные положения Правил свидетельствуют о том, что заключение договора теплоснабжения возможно не только с собственником, но и с любым иным законным владельцем объекта, в отношении которого требуется поставка тепловой энергии.

            При таких обстоятельствах в действиях ПАО «Квадра» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающиеся в отказе от заключения договора теплоснабжения с КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам» помещения по адресу <..>, по основаниям, не предусмотренным законом (иным правовым актом).

            В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

            1. ПАО «Квадра» <…> в срок до 05 марта 2018 года необходимо устранить признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего рассмотреть заявку КРО «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам»   о заключении договора теплоснабжения помещения по адресу <…>, в порядке, установленном действующим законодательством.

            2. ПАО «Квадра» <…> представить доказательства выполнения предупреждения в Курское УФАС России в срок до 12 марта 2018 года.

 

 

 

Зам.руководителя Курского УФАС России                                                       <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны