Решение б/н Решение по делу от 20 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №02-08-04-2019

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2019 года.                                             

Решение в полном объеме изготовлено  20 мая 2019  года.                                                    г. Курск

                                         

 

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

руководитель Курского УФАС России,  председатель Комиссии,

Члены Комиссии:

начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России,

 специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России,

рассмотрев дело №02-08-04-2019 по признакам нарушения ст.ст.19-20 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска, в присутствии председателя Комитета ЖКХ г. Курска Ц. С.М., представителя Комитета ЖКХ г. Курска (по доверенности) Р. А.П. в отсутствии представителей Прокуратуры г.Курска и ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.12.2018 года в Курское УФАС России из Прокуратуры г.Курска поступила документированная информация (исх.№22-2018 от 11.12.2018 г.), свидетельствующая о  нарушении Комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее Комитет, Комитет ЖКХ г. Курска)  антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий ОАО «Предприятие по благоустройству г. Курска» из местного бюджета г. Курска.

В процессе рассмотрения представленных материалов  Курским УФАС России установлено следующее.

31.08.2016 года между Комитетом ЖКХ города Курска  и ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска» заключен договор предоставления и перечисления субсидии организации, оказывающей услуги по благоустройству города Курска, на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате за имущество, составляющее казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность, в соответствии с которым  размер субсидии составляет 17958000,00 руб. 

Указанный договор заключен в соответствии с постановлением Администрации города Курска Курской области от 19.08.2016г. №2742 «Об утверждении порядка предоставления из бюджета города Курска субсидии организациям, оказывающим услуги по благоустройству города Курска, на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность» (далее – Порядок предоставления субсидии).

При этом, как следует из письменных пояснений Комитета ЖКХ г. Курска (исх. №1192/02.1.01-01 от 31.01.2019г.) поскольку Порядком предоставления субсидии не предусмотрено  согласование договора о предоставлении субсидии с антимонопольным органом, такое согласование осуществлено не было.

Из положений пункта 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с ч.2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, денежные средства являются движимым имуществом.

Согласно разделу III Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий юридическим лицам относится к расходам бюджета.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

При таких обстоятельствах, предоставление субсидии ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска» в целях, указанных в пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности, в виде передачи ему муниципального имущества (выплаты из бюджета денежных средств) и является муниципальной преференцией.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Согласно пункту 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетному законодательству в том числе муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (сокращенно именуемых решением о бюджете).

Органы местного самоуправления вправе также принимать муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.

Таким образом, бюджетное законодательство и законодательство о местном самоуправлении различают решения органа местного самоуправления о бюджете и акты местной администрации, регулирующие предоставление субсидий.

Решение (акт) органа местного самоуправления о бюджете - это решение представительного органа местного самоуправления о бюджете (решение Курского городского собрания).

Акт местной администрации, регулирующий предоставлении субсидий, по своей правовой природе не идентичен акту органа местного самоуправления о бюджете, и не является актом органа местного самоуправления о бюджете, на наличие которого указано в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, из толкования пункта 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции следует, что не требуется предварительного письменного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной преференции на основании акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего или устанавливающего порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Решением Курского городского собрания от 24.11.2015 г. №148-5-РС «О бюджете г. Курска на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее Решение), определен круг получателей субсидии в 2016 году за счет средств бюджета г. Курска (п. 27 Решения).  При этом, размер предоставляемых субсидий и их конкретный получатель не определены. Кроме того, в редакции Решения  от 24.11.2015 г. предоставление субсидий организациям, оказывающим услуги по благоустройству города Курска, на возмещение затрат: по оплате задолженности по арендной плате имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность не предусмотрено.

При этом, в Решении указано, что Администрация города Курска определяет критерии отбора производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Производители товаров, работ, услуг для получения субсидий представляют документы главным распорядителям средств бюджета города Курска, которым предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление соответствующих субсидий, в порядке, установленном Администрацией города Курска.

Решением Курского городского Собрания от 07.06.2016 N 168-5-РС в Решение Курского городского собрания от 24.11.2015 г. №148-5-РС «О бюджете г. Курска на 2016 г….»  внесены изменения, а именно, п. 27 дополнен подпунктом "и", в соответствии с  которым в 2016 году за счет средств бюджета г. Курска субсидии предоставляются  организациям, оказывающим услуги по благоустройству города Курска, на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность.

Порядок предоставления субсидий из бюджета города Курска организациям, оказывающим услуги по благоустройству города Курска, на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность определен не представительным органом местного самоуправления (Курским городским собранием), а администрацией города Курска в Постановлении от 19.08.2016г. №2742.

Решение Курского городского Собрания от 24.11.2015 г. №148-5-РС «О бюджете г. Курска на 2016 г….» (в ред. Решения Курского городского Собрания от 07.06.2016 № 168-5-РС) как акт о бюджете не содержит порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

При таких условиях, рассматриваемая муниципальная преференция была предоставлена АО «Предприятие по благоустройству г.Курска» в отсутствие акта представительного органа местного самоуправления, который бы содержал условия, указанные в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции (а именно, порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя).

Предоставление муниципальной преференции на основании акта исполнительного органа местного самоуправления (постановления Администрации города Курска от 19.08.2016г. №2742), устанавливающего порядок определения размера муниципальной преференции и не определяющего ее конкретного получателя, не соответствует вышеприведенным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона о защите конкуренции, в связи с чем при предоставлении данной преференции в силу ч. 3 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» требуется предварительное согласование с антимонопольным органом.

В соответствии со статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции», муниципальные преференции, в том числе в форме передачи имущества, предоставления имущественных льгот, могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления в целях, предусмотренных данной нормой закона. При этом, обязательным условием правомерности предоставления муниципальных преференций, согласно ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции», является получение предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В пояснениях Прокуратура г. Курска указывает, что  Порядком предоставления субсидии, утв. постановлением Администрации города Курска Курской области от 19.08.2016г. №2742, получение согласования антимонопольного органа на предоставление субсидии не предусмотрено, в связи с чем Комитет ЖКХ г. Курска при предоставлении субсидии действовал в соответствии с данным нормативным актом, утвержденным органом местного самоуправления – Администрацией г. Курска и в его действиях отсутствует вина в нарушении требований Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанный Порядок предоставления субсидии не устанавливает необходимость согласования субсидии с антимонопольным органом. При этом, в данном правовом акте условия о возможности предоставления субсидии без такого согласования также отсутствуют, то есть данный вопрос указанным правовым актом не регламентируется.

В то же время, императивное требование о согласовании предоставления хозяйствующему субъекту муниципальной преференции, в том числе путем передачи ему муниципального имущества (включая денежные средства) установлено ч.3 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции», имеющего высшую юридическую силу относительно муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, независимо от наличия соответствующего требования в утвержденном Администрацией г. Курска Порядке предоставления субсидии у Комитета ЖКХ г. Курска в силу положений Федерального закона «О защите конкуренции» имелась обязанность по соблюдению целей предоставления муниципальной преференции и ее согласованию с Курским УФАС России.

Предоставление муниципальной преференции в форме субсидии на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска» Курским УФАС России согласовано не было, соответствующее заявление в порядке ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом ЖКХ г. Курска не направлялось.

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность предоставлениям органами местного самоуправления муниципальных преференций хозяйствующим субъекта исключительно в целях, установленных данной правовой нормой.

Цели, указанные в постановлении Администрации города Курска от 19.08.2016г. №2742 и в договоре о предоставлении субсидии от 31.08.2016г., заключенном между Комитетом ЖКХ г. Курска и ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска» в статье 19 ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют, в связи с чем у органа местного самоуправления не имелось оснований для предоставления соответствующей преференции.

Таким образом, предоставив субсидию ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска»  из муниципального бюджета г. Курска  в целях не соответствующих ч. 1 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции»  и без ее согласования с антимонопольным органом, Комитет ЖКХ г. Курска нарушил порядок предоставления муниципальной преференции, установленный ст.ст.19-20 Федерального закона «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах,  действия  Комитета ЖКХ города Курска по предоставлению ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска» субсидии на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате за имущество, составляющее казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность как организации, оказывающей услуги по благоустройству города Курска без согласования предоставления муниципальной преференции с антимонопольным органом и соблюдения целей, указанных в ч. 1 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» квалифицируются как нарушение ст.ст.19-20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.17, ч.1 ст.23, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска (305000, г. Курск, ул. Ленина, 2) нарушившим ст.ст.19-20 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем предоставления ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска» субсидии на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате за имущество, составляющее казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность как организации, оказывающей услуги по благоустройству города Курска без согласования предоставления муниципальной преференции с антимонопольным органом и соблюдения целей, предусмотренных  ч. 1 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату имущества – денежных средств, переданных в качестве субсидии ОАО «Предприятие по благоустройству г.Курска» по договору от 31.08.2016 года о предоставлении и перечислении субсидии организации, оказывающей услуги по благоустройству города Курска, на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате за имущество, составляющее казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов,

начисленных на задолженность.

3. Передать материалы дела №02-08-04-2019 в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства при установлении состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            4. Учитывая, что нарушение Комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска допущено в связи с наличием  нормативно-правового акта - Постановления Администрации города Курска Курской области от 19.08.2016г. №2742 «Об утверждении порядка предоставления из бюджета города Курска субсидии организациям, оказывающим услуги по благоустройству города Курска, на возмещение затрат по оплате задолженности по арендной плате имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), в том числе по оплате суммы пени, штрафов, начисленных на задолженность» передать  материалы дела №02-08-04-2019 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для разрешения вопроса о выдаче предупреждения в соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны