Решение №3582 Ненадлежащая реклама финансовых услуг компании "Отличные нал... от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/05/28-335/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2021г.                                                      г.Курск

Решение в полном объёме изготовлено 25.08.2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

(…) - заместитель руководителя Управления - начальник отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России, председатель Комиссии;    

(…) – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России, член Комиссии;

(…) - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России, член Комиссии,

 

рассмотрев дело комплексно: очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0615603771 по признакам нарушения юридическими лицами - Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Авантаж» (ИНН 5402001331; ОГРН 1155476000855; юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, ул. Гоголя, д.44, офис 6) и Обществом с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Леонов» (ИНН 4629044715, ОГРН 1034637002179, адрес регистрации: 305029, г.Курск, ул.Хуторская, д.49)  ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ст.28 ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя ООО МКК «Авантаж» - Ш.Н.Е. (по доверенности от 02. (…)), в присутствии представителя ООО «РИА «Леонов» -П.Н.А. (по доверенности от 17. (…)),

 

УСТАНОВИЛА:

Курским УФАС России в ходе постоянного мониторинга за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе 08.04.2021г. выявлена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, и установлено следующее.

На рекламном билборде, установленном по адресу: г. Курск, ул.Радищева (напротив здания Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина, расположенного по адресу: г.Курск, ул. Ленина, 26), обнаружена реклама следующего содержания:

 «Отличные наличные вместе 10 лет! OTLNAL.RU 8 800 600-70-00»

Ниже размещен крупным шрифтом следующий текст: «Весна без процентов ЗАЙМ под 0%* ул.Радищева, 106»

В нижней части плаката на пестром фоне мелким шрифтом указано:

*Новым клиентам, при условии участия в акции, процентная ставка по договору займа в виде 0% достигается в виде скидки на 100% на 7 дней пользования займом и предоставляется при строгом соблюдении всех условий и правил акции «легкий ноль», при условии погашения займа в установленный акцией срок. При погашении договора займа в срок более чем 7 дней, клиент теряет право на участие в акции. Срок проведения акции: 01.11.2020-31.12.2021 (включительно).

Акция «легкий ноль» распространяется на договор займа с процентной ставкой в размере от 0,99% до 1% в день на сумму займа от 1000 до 30 000 рублей на срок займа от 1 до 30 дней. Полная стоимость займа от 361,35% до 365% годовых. Точная процентная ставка определяется программой скоринга и указывается в договоре займа.

Источники информации об заимодавце, существенных условиях получения, порядке выдачи займа и иных условиях/об организаторе акции, о существенных правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, сроках, месте и порядке их получения: интернет-сайт OTLNAL.RU, тел. 8-800-600-70-00, офисы заимодавца/организатора. Заимодавец/организатор акции: ООО МКК «Авантаж» ИНН 5402001331. Регистрационный номер в реестре ЦБ РФ №651503550006456. Валюта займа: российский рубль. Способ получения займа: наличный и безналичный. Условия предоставления займа: гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости или по выслуге лет). Необходимые документы для оформления договора займа: паспорт гражданина РФ (пенсионное удостоверение – при наличии)».

 

 

 

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.  Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 

Данная информация размещена на рекламном билборде, адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования – финансовые услуги (займ), на поддержание интереса к услуге и ее продвижение на рынке - «Весна без процентов ЗАЙМ под 0%*», и, следовательно, является рекламой.

 

При анализе содержания рекламы установлено следующее.

 

Согласно ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование (согласно ч.2 ст.1473 ГК РФ, фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности).

В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Рассматриваемая реклама данных обязательных сведений не содержит, поскольку эти сведения (информация, существенная для потребителя) напечатаны мелким нечитаемым шрифтом.

 

В соответствии с п.28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58, а также письмом ФАС России от 13.08.2010г. № АК/26483, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

 

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

 

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для определенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама данной финансовой услуги является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие «ЗАЙМ под 0%*».

 Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы. Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях финансовой услуги, лице, предоставляющем финансовые услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий, а фон, на котором размещен текст, пестрый, также исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламная конструкция размещена на высоте около 3,5 метров на тротуаре, рядом с проезжей частью).

 

Рассматриваемый рекламный баннер имеет яркий, продуманный и качественно изготовленный графический дизайн. Текст, изображенный крупным шрифтом, направлен на создание у адресатов рекламы устойчивого представления о выгодности получения беспроцентного займа (в рекламе крупным шрифтом размещен текст: «ВЕСНА БЕЗ ПРОЦЕНТОВ ЗАЙМ ПОД 0% * »).

 

Вся привлекательная для потребителя информация: «ВЕСНА БЕЗ ПРОЦЕНТОВ ЗАЙМ ПОД 0%» отображается огромным шрифтом и занимает более 60 % площади баннера. Именно эти сведения «бросаются в глаза» потребителю и являются читаемыми с дальнего расстояния. Билборд (рекламный щит) размещен на ул. Радищева, которая является одной из главных городских автомагистралей с плотным трафиком движения. Реклама доступна для прочтения как пешеходам, так и проезжающим водителям.

 При этом, читаемым является исключительно текст, содержащий «заманчивые» для потребителя условия. В то же время текст, содержащий иную обязательную для ознакомления потребителя информацию, отображен мелким, нечитаемым шрифтом, более того, на фоне изображения пестрых цветов, дополнительно затрудняющих прочтение.

Звездочка рядом с текстом «ВЕСНА БЕЗ ПРОЦЕНТОВ ЗАЙМ ПОД 0% * » также изображена трудноразличимо, мелким шрифтом, особенно трудноуловимым на фоне крупных букв.

Между тем, информация, нанесенная мелким шрифтом, содержит важные сведения, существенные для потребителя, которые специально предусмотрены законом, чтобы заставить потребителя задуматься и оценить риски, связанные с получением финансовой услуги.

Так, в информации мелким шрифтом указывается, что для получения «ЗАЙМА ПОД 0%» необходимо выполнение множества условий; нужно ознакомиться с правилами проведения акции; займ необходимо погашать строго по графику; акция имеет определенные сроки; использованы сложные финансовые термины, незнакомы рядовому потребителю («финансовый скоринг»); указана полная стоимость займа, которая может составить до 365% годовых.

Все эти условия являются малопривлекательными для потребителя и включены в рекламу исключительно в силу императивного требования закона. Но в данном случае требование фактически не выполнено, а лишь создана формальная видимость исполнения закона (текст нанесен, но потребителю недоступен).

 

Не исключается использование в рекламе скрытых психологических приемов внушения, путем использования крупного шрифта, попав под воздействия которых, потребители указанной рекламы будут полагать, что получить займ без процентов можно без особых условий, не учитывая при этом, что финансовая услуга содержит в себе множество условий, кроме того, она всегда связана с финансовыми рисками.

 

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что информация, содержащая существенные условия оказания финансовых услуг, в т.ч. о наименовании юридического лица, оказывающего финансовые услуги, размерах процентной ставки в рассматриваемой рекламе фактически отсутствует (выполнена нечитаемым мелким шрифтом на пестром фоне).

 

Следовательно, указанная реклама распространена с нарушением ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».

 

Данная позиция Курского УФАС России подтверждается судебной практикой:

- Определение ВАС РФ от 17.12.2013г. № ВАС-18235/13 по делу № А44-8517/2012;

- Постановление ФАС Московского округа от 31.03.2010 № КА-А40/2613-10 по делу №А40-128950/09-79/774;

- Постановление АС Московского округа от 04.02.2019г. № Ф05-24209/2018 по делу № А40-94927/2018;

- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2012 по делу № А79-3324/2011,

 а также практикой антимонопольных органов:

- Решение Самарского УФАС России от 14.06.2020 по делу N 063/05/5-215/2020;

- Решение Тверского УФАС России от 18.02.2021 по делу N 069/05/5-454/2020;

- Решение Самарского УФАС России от 14.06.2020 по делу N 063/05/5-215/2020.

 

В связи с тем, что место нахождения юридического лица – ООО МКК «Авантаж», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, находится в г.Новосибирск, а реклама, содержащая признаки нарушения законодательства, распространена на территории, подведомственной Курскому УФАС России, на основании п.5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922), дело возбуждается и рассматривается по месту распространения такой рекламы.

 

Согласно представленным ООО МКК «Авантаж» документам и письменным пояснениям, между ООО МКК «Авантаж» и Обществом с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Леонов» (ИНН 4629044715, ОГРН 1034637002179, адрес регистрации: 305029, г.Курск, ул. Хуторская, д.49; далее – ООО «РИА «Леонов») заключен договор №15 от 01.01.2018г., на основании которого изготовлена и размещена вышеуказанная реклама (далее - договор).

 

Предмет договора (п.1.1 – 1.1.2 договора): ООО «РИА «Леонов» (исполнитель) обязуется оказать ООО МКК «Авантаж» (заказчику) услуги:

- по размещению (демонстрации) рекламно-информационных материалов заказчика на рекламных поверхностях, указанных в приложениях к данному договору,

- по организации изготовления рекламно-информационных материалов заказчика.

 

В соответствии с п.2.1.1 договора №15 от 01.02.2021г., ООО «РИА «Леонов» обязуется провести проверку содержания макета РИМ, полученного от ООО МКК «Авантаж», на соответствие требованиям законодательства РФ в части ответственности рекламораспространителя; при проверке ООО «РИА «Леонов» учитываются только требования, не допускающие использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе пола, расы и т.д.

 

Согласно 2.1.2 договора, ООО «РИА «Леонов» обязуется принять рекламно-информационные материалы по акту приема-передачи.

 

В соответствии с пп. 2.2.1, 2.2.3 договора, ООО МКК «Авантаж» обязуется:

- предоставить исполнителю макет рекламно-информационных материалов для проверки содержания,

- предоставить исполнителю документарное подтверждение достоверности рекламной информации, размещаемой на рекламно-информационном материале.

 

ООО МКК «Авантаж» представлено приложение №36 от 01.04.2021г. к договору №15 от 01.02.2018г., имеющее статус дополнительного соглашения к договору №15 от 01.02.2018г. и являющееся его неотъемлемой частью.

При этом, ООО МКК «Авантаж» представлен договор №15, датированный иной датой - 01.01.2018г.

 

По данному факту ООО МКК «Авантаж» в письменных пояснениях (вх.№4035 от 09.08.2021г.), представленных в материалы дела, сообщило, что ранее представленная в Курское УФАС России копия договора №15 от 01.01.2018г. содержит техническую ошибку (опечатку). Пояснило, что между ООО МКК «Авантаж» и ООО «РИА «Леонов» заключен договор №15 от 01.02.2018г., иных договоров на оказание услуг между юридическими лицами не имеется.

 

ООО «РИА «Леонов» в письменных пояснениях (вх.№3892 от 03.08.2021г. и вх.№4222 от 16.08.2021г.), представленных в материалы дела, сообщило, что между ООО МКК «Авантаж» и ООО «РИА «Леонов» заключен договор №15 от 01.02.2018г.; задание ООО МКК «Авантаж» к указанному договору не оформлялось; акт приема-передачи рекламно-информационных материалов (далее - РИМ) МКК «Авантаж» по указанному договору не составлялся; акт (иной документ), являющийся результатом проверки ООО «РИА «Леонов» содержания макета РИМ МКК «Авантаж» также не составлялся; макет РИМ был представлен ООО МКК «Авантаж» в адрес ООО «РИА «Леонов».

           

Представитель ООО МКК «Авантаж» Ш. Н.Е. в ходе рассмотрения дела поддержал правовую позицию ООО МКК «Авантаж», изложенную в письменных пояснениях, факт нарушения ООО МКК «Авантаж» законодательства о рекламе не признал. Сообщил, что распространение вышеуказанной рекламы с нарушением законодательства о рекламе на дату рассмотрения дела прекращено.

Представитель ООО МКК «Авантаж» Ш. Н.Е. и представитель ООО «РИА «Леонов» Понарина Н.А. пояснили, что содержание указанной рекламы было определено ООО МКК «Авантаж».

 

Проанализировав материалы дела, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Комиссией установлено, что указанная реклама распространялась с нарушением ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».

 

Согласно ч.6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч.7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно п.8 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем в рассматриваемом случае является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Авантаж» (ИНН 5402001331; ОГРН 1155476000855; юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, ул.Гоголя, д.44, офис 6).

 

Согласно п.7 ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем и рекламопроизводителем в рассматриваемом случае является Общество с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Леонов» (ИНН 4629044715, ОГРН 1034637002179, адрес регистрации: 305029, г.Курск, ул.Хуторская, д.49).

 

Согласно письменным пояснениям ООО «РИА «Леонов», задание ООО МКК «Авантаж» к указанному договору не оформлялось. В соответствии с договором, ООО «РИА «Леонов» при проверке РИМ, полученных от ООО МКК «Авантаж», учитывались только требования, не допускающие использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе пола, расы и т.д.

Согласно устным пояснениям лиц, участвующих в деле, содержание указанной рекламы было определено ООО МКК «Авантаж».

В этой связи, факт нарушения законодательства о рекламе ООО «РИА «Леонов» как рекламораспространителя и рекламопроизводителя указанной рекламы в данном случае отсутствует.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пп.42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Авантаж» (ИНН 5402001331; ОГРН 1155476000855; юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, ул. Гоголя, д.44, офис 6) нарушившим ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».

   2. Выдать ООО МКК «Авантаж» предписание о прекращении нарушения ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».

3. В отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Леонов» (ИНН 4629044715, ОГРН 1034637002179, адрес регистрации: 305029, г.Курск, ул.Хуторская, д.49) производство по делу прекратить в связи с отсутствием факта нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                 (…)

                                                                                                                                         

Член Комиссии                                                                                                  (…)

 

Член Комиссии                                                                                                 (…)

Связанные организации

Связанные организации не указаны