Предостережение №03-04/2021 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ № 03-04/2021 о недопустимости совершения дей... от 9 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Директору территориального фонда    обязательного медицинского страхования Курской области 

 

 

                                    ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ № 03-04/2021

о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области  по результатам рассмотрения заявления  ФГУП «18 ЦНИИ» МО РФ (г. Курск)   о нарушении, по мнению заявителя,  требований  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при сопровождении и обслуживании автоматизированной системы «Электронный документооборот в системе ОМС Курской области», а также при оказании услуг по сопровождению программного продукта «Электронная медицина. Реестры», установлено следующее.

 По мнению заявителя, подать необходимую информацию (сведения о работниках, которым были оказаны медицинские услуги в отчетном периоде) в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курской области (далее - ТФОМС Курской области) об оказанных медицинских услугах в автоматизированную информационную систему ТФОМС Курской области   можно только с помощью услуг,  оказываемых  ООО «Компания «ЯМЕД» и ИП"...", при условии заключения с ними договоров на оказание таких услуг.

В ходе рассмотрения заявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, являющихся основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства,  со стороны ТФОМС Курской области не установлено.

Вместе с тем, при рассмотрении заявления установлено следующее.

Согласно ч.2 ст.20 Федерального законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС…» медицинские организации обязаны, в том числе:

-   вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

- предоставлять страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

В соответствии со ст. 13 ФЗ « Об ОМС …»  территориальные фонды обязательного медицинского страхования - это некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 34 ФЗ «Об ОМС…» территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (ч. 2).

В целях реализации указанных полномочий фонд участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации; аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом; собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации (1, 2, 13 и 16 ч. 7 указанной статьи).

Согласно п. 9.5. Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Курской области, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 10.08.2011 N 384-па «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Курской области» к функциям территориального фонда относится получение от медицинских организаций сведений о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимых для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Согласно ч.1 ст.44 ФЗ «Об ОМС…» в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Согласно ч.3 ст. 44 ФЗ «Об ОМС…» персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов. 

Сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, перечислены в  ч.4 ст.44 ФЗ «Об ОМС…». 

 Согласно ч. 5 ст. 44 ФЗ «Об ОМС…»  сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантий их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных.

В соответствии со ст. 44.1 ФЗ «Об ОМС…» информационное обеспечение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляется посредством государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (ч.1 ст.44.1).

Порядок функционирования государственной информационной системы обязательного медицинского страхования устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.44.1).

 Субъекты Российской Федерации и (или) территориальные фонды вправе создавать, развивать и эксплуатировать региональные информационные системы обязательного медицинского страхования, интегрированные с государственной информационной системой обязательного медицинского страхования(ч.7 ст.44.1).

Информационный обмен указанными сведениями осуществляется в соответствии с Общими принципами, утвержденными Приказом Федерального фонда ОМС от 07.04.2011 № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования» (далее – Приказ №79).

Данным правовым актом  установлены единые требования и правила информационного взаимодействия, применяемые  участниками и субъектами обязательного медицинского страхования  на территории Российской Федерации. 

            Пунктом 5.2.2 Приказа №79 определено, что информационный обмен осуществляется в электронном виде по выделенным или открытым каналам связи, включая сеть «Интернет», с использованием средств криптографической защиты информации и электронной подписи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации и персональных данных гражданина или на бумажных носителях. 

   В случае невозможности осуществления защищенного телекоммуникационного взаимодействия субъектов информационного обмена, передача-приемка данных производится в явочном порядке.

            Из   документированной информации и письменных пояснений, представленных ТФОМС Курской области, установлено, что информационное взаимодействие между медицинскими организациями г. Курска и Курской области  определяется следующими документами: 

            - приказом ТФОМС Курской области от 31.01.2018г. №19 « Об утверждении форматов обмена данными при осуществлении персонифицированного учета оказанной медицинской помощи» ( с изменениями и дополнениями);

            - типовым соглашением о порядке электронного взаимодействия между участниками в системе обязательного медицинского страхования Курской области (СЭВ ТФОМС Курской области) (опубликовано на  сайте ТФОМС Курской области);

            - справочником RQ018 (опубликован на сайте ТФОМС Курской области в разделе «Информация для МО/Программное обеспечение»);

            - справочниками  Q015, Q016 (опубликованы на сайте nsi.ffoms.ru Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

            С целью обмена сведениями об оказанной медицинской помощи в ТФОМС Курской области создана система электронного взаимодействия (далее – СЭВ ТФОМС Курской области).

            Для направления сведений об оказанной медицинской помощи медицинская организация подключается к СЭВ ТФОМС Курской области, заключив Соглашение о порядке электронного взаимодействия между участниками в системе обязательного медицинского страхования Курской области, предварительно выполнив требования указанного соглашения; организационно-технические мероприятия, в том числе приобретение программно-аппаратных средств защиты информации, которые медицинская организация осуществляет самостоятельно.

            Также приказом  ТФОМС Курской области от 31.01.2018г. №19 утверждены форматы обмена данными между ТФОМС медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями Курской области при осуществлениями персонифицированного учета оказанной медицинской помощи и утверждены унифицированные образцы документов, представляемых в страховые медицинские организации в ТФОМС для оплаты медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Курской области. Указанный приказ и изменения, вносимые ТФОМС Курской области в названный приказ, доводятся до всех участников информационного взаимодействия и публикуются на официальном сайте  ТФОМС Курской области.

            Для осуществления информационного взаимодействия с ТФОМС Курской области и страховыми медицинскими организациями медицинской организации достаточно выполнить требования указанного Соглашения и Приказа ТФОМС Курской области №19.

            Требованием о наличии конкретного программного продукта при осуществлении информационного взаимодействия  при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, предъявляемым ТФОМС Курской области  к медицинской организации является СКЗИ ПК ViPNet Client, правообладателем которого является АО «ИНФОТЕКС».  

                        В составе информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи ТФОМС Курской области с целью взаимодействия с медицинскими организациями при ведении персонифицированного учета медицинской помощи используются следующие программные продукты:

            - «Информационно-аналитическая система обязательного медицинского страхования»;

            - «Система управления единым информационным ресурсом ТФОМС».

             Согласно   предмета договора на разработку программного продукта, заключенного   между   ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (Исполнитель) и ТФОМС Курской области  (Заказчик) исполнитель разрабатывает и поставляет Заказчику программный продукт – «Аналитическая система обязательного медицинского страхования» (программа).

            Пункт 1.5 указанного договора устанавливает, что Исполнитель передает Заказчику право на использование приобретаемой им по настоящему договору  программы.  Право на использование подразумевает под собой неисключительное право на воспроизведение Программы в целях ее инсталляции и запуска, а также право на совершение в отношении нее иных действий в соответствии с условиями «Пользовательского лицензионного соглашения», входящего в состав поставки Программы.

            В соответствии с п.10.1 указанного договора, исключительное право на научно-техническую продукцию, созданную (переданную) по настоящему договору, принадлежит Исполнителю (ФГБОУ ВО «ЮЗГУ»).

            Согласно извещения об изменениях сведений  о зарегистрированной программе для ЭВМ («Информационно-аналитическая система обязательного медицинского страхования»), выданного Федеральной службой по интеллектуальной собственности от 29.03.2017г.  ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» передало исключительное право на программу  «Информационно-аналитическая система обязательного медицинского страхования» "...".

              В соответствии с   предмета договора о предоставлении неисключительного права на использование программы для ЭВМ, заключенного между ИП "..." (Лицензиар) и ТФОМС Курской области  (Лицензиат) Лицензиар безвозмездно предоставляет Лицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии право использования программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) «Система управления единым информационным ресурсом ТФОМС» в предусмотренных настоящим договором пределах.  

             Из анализа представленных документов и сведений установлено, что большинство медицинских организаций г. Курска и Курской области осуществляют передачу необходимой  информации, необходимых сведений об оказанной медицинской помощи в  ТФОМС Курской области   с помощью услуг, оказываемых  ООО «Компания «ЯМЕД» и ИП "..."

              Информация о том, что предоставление сведений о застрахованном лице и оказанной ему медицинской помощи возможно не только при посредстве услуг  ООО «Компания «ЯМЕД» и ИП "..."., но и иных организаций или самостоятельно, не доведена ТФОМС Курской области до сведения медицинских организаций г. Курска и Курской области в общедоступной форме.

            В этой связи, у медицинских организаций г. Курска и Курской области может сложиться  мнение о том, что предоставить  необходимые сведения о застрахованном лице и оказанной ему медицинской помощи  в ТФОМС Курской области можно только через ООО «Компания «ЯМЕД» и ИП "...", при условии заключения с ними соответствующих договоров по сопровождению и обслуживанию программных продуктов. Такой вывод подтверждается наличием соответствующего заявления ФГУП «18 ЦНИИ» МО РФ (г. Курск).

            Это может создать необоснованные препятствия в деятельности иных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по разработке и сопровождению информационных  программ в системе  обязательного медицинского страхования, повлечь ограничение конкуренции. Следовательно, это может привести к нарушению  ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации  принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ч.1 ст. 25.7 ФЗ «О защите конкуренции» в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган наделен полномочиями по направлению должностному лицу государственного внебюджетного фонда  предостережения в письменной форме о недопустимости совершения действий (бездействия), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч.2.1 ст.25.7 ФЗ «О защите конкуренции» основанием для направления предостережения должностному лицу государственного внебюджетного фонда является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В целях недопущения нарушения ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», на основании ст.25.7 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Курское УФАС России направляет  директору ТФОМС Курской области "..."

 

                                   ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

о необходимости доведения до сведения медицинских организаций г. Курска и Курской области любым доступным способом (в том числе на официальном сайте ТФОМС Курской области в сети Интернет) информации о том, что передачу необходимых сведений об оказанной медицинской помощи в ТФОМС Курской области можно осуществить с помощью любых программных продуктов при условии соблюдения требований Приказа  ТФОМС Курской области от 31.01.2018г. №19 « Об утверждении форматов обмена данными при осуществлении персонифицированного учета оказанной медицинской помощи» (с изменениями и дополнениями), типового соглашения о порядке электронного взаимодействия между участниками в системе обязательного медицинского страхования Курской области, соблюдая требования к информации ограниченного доступа; при этом использование услуг конкретных сторонних организаций не является обязательным.

 

О мерах, принятых для недопущения нарушения ст. 15  ФЗ «О защите конкуренции», указанных в предостережении, ТФОМС Курской области необходимо сообщить в Курское УФАС России  в срок не позднее 16.08.2021г.

 

 

 

 

 

 

 

"..."                                                                                                                "..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны