Решение б/н Решение от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №133/2016

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть объявлена 30 августа 2016г.                                                                                                г. Курск

 

Состав Комиссии Управления ФАС

по Курской области по контролю

в сфере закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных

и муниципальных нужд

(далее – Комиссия):

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Заявитель

Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – ООО «СТРОЙИНВЕСТ»)

ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя

Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела)

Заказчик

 

Администрация Фатежского района Курской области

ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика

(по доверенности), личности удостоверены

Способ определения поставщика

Электронный аукцион

Закупка №

0144300037816000007

Объект закупки

Выполнение работ по строительству объекта «Автомобильная дорога «Крым» - Верхний Хотемль»- с.2-е Рождественское с подъездом к магазину в Фатежском районе Курской области»

Начальная максимальная цена контракта

26 118 540 рублей 00 копеек

Доводы жалобы:

По мнению заявителя, документация об электронном аукционе заказчика не соответствует требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – ФЗ «О контрактной системе...») по следующим основаниям:

1. В проекте контракта указан размер обеспечения контракта, без учета возможного увеличения обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза, в случае снижения цены контракта на 25 и более процентов от начальной максимальной цены.

2. В проекте контракта в нарушение ч.3 ст.30 ФЗ «О контрактной системе...» отсутствует конкретное значение объема привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и/или социально ориентированных некоммерческих организаций.

3. В нарушение требований ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г.), заказчиком в извещении и аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта.

 

Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:

На заседании Комиссии представители заказчика частично согласились с доводами жалобы, указав, что в остальной части аукционная документация заказчика соответствует положениям ФЗ «О контрактной системе...».

По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе...» внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе №0144300037816000007:

- дата размещения извещения – 08.08.2016 г.;

- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе – 24.08.2016 г.;

Согласно сведений, представленных заказчиком, на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка, признанная соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

 

1. Согласно ч.1 ст.96 ФЗ «О контрактной системе...», заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с ч.6 ст.96 ФЗ «О контрактной системе...» в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст.37 ФЗ «О контрактной системе...».

Так, ч.1 ст.37 ФЗ «О контрактной системе...» установлено, что в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет26 118 540 рублей 00 копеек, заказчик при установлении в проекте контракта требования к обеспечению исполнения контракта обязан учитывать возможность увеличения обеспечения исполнения контракта в полтора раза в случае снижения цены контракта на двадцать пять и более процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем, как следует из п.3.1. проекта муниципального контракта, обеспечение исполнения контракта указано «в размере 10% от начальной максимальной цены контракта, а именно 2 611 854 (два миллиона шестьсот одиннадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре) рубля 00 коп» без учёта возможности увеличения обеспечения исполнения контракта в полтора раза, что является нарушением ч.1 ст.37 ФЗ «О контрактной системе...».

В то же время, учитывая, что по результатам аукциона подана только одна заявка, в связи, с чем контракт заключен с единственным участником закупки по начальной (максимальной) цене, отсутствие в проекте контракта указанного условия не приведет к нарушению ФЗ «О контрактной системе...» при заключении контракта.

 

2. Согласно ч.5 ст.30 ФЗ «О контрактной системе...» заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии ч.6 ст.30 ФЗ «О контрактной системе...» Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 ФЗ «О контрактной системе...», включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ «О контрактной системе...», и включается в отчет, указанный в ч.4 ст.30 ФЗ «О контрактной системе...». В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В п.5.2. проекта муниципального контракта указано, что подрядчик в том числе обязан: «привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом стоимость работ, для выполнения которых привлекаются субподрядчики, соисполнители из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не должна быть меньше 30 % от цены настоящего Контракта».

Из буквального прочтения ч.6 ст.30 ФЗ «О контрактной системе...» не следует, что объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не может выражаться в минимальном процентном значении, а должен быть указан в конкретном числе.

Кроме того, обратное толкование привело бы к ограничению прав генерального подрядчика привлекать субподрядные организации для выполнения большего объема работ, чем установленно в контракте и соответственно, необоснованному ущемлению прав субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения материалами дела.

 

3. Согласно ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Как установлено ч.5 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В п.5.4 раздела 5 документации об аукционе в электронной форме заказчиком в соответствии с п.3 ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» установлены дополнительные требования к участникам закупки, согласно которых: «Если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется следующее дополнительное требование (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99):

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительному требованию, указываются в разделе 3 документации об аукционе».

Согласно п.3.4.2 раздела 3 документации об аукционе в электронной форме «Если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным в разделе 5 документации об аукционе (или копии этих документов) (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015  № 99):

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством РФ) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе».

При этом, в извещении к участникам закупки установлено требование: «о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ»

Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

 

В результате внеплановой проверки Комиссией также установлено.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Ч.2 ст.52 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Работы по устройству автомобильных дорог включены в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624.

Таким образом, в случае если предметом закупки являются работ по строительству (устройству) автомобильных дорог заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки, согласно которых участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства автомобильных дорог (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.

Вместе с тем как следует из материалов дела, в нарушение п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» единые требования к участникам закупки в частности наличия у участника закупки свидетельства о допуске, выданное саморегулируемой организацией в извещении о проведении электронного аукциона для закупки №0144300037816000007 и документации об аукционе в электронной форме  отсутствует.

В то же время, как следует из материалов дела у единственного участника закупки – АО «Фатежское ДРСУ №6» в составе второй части заявки представлена копия свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, являющемся предметом проводимой закупки, в связи, с чем указанные нарушения ФЗ «О контрактной системе…» не привело к необоснованному допуску к участию в торгах

Кроме того, Комиссией установлено, что заказчиком в нарушение ч.6 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» в извещении о проведении электронного аукциона для закупки №0144300037816000007 установлены дополнительные требования «о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта», «о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта» «о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта».

За разъяснениями положений документации об электронном аукционе участники закупки не обращались.

Таким образом, нарушение требований п.1 ч.1, ч.6 ст.31, ч.1 ст.37 ФЗ «О контрактной системе…» не повлияло на результат электронного аукциона и не повлекло нарушения законных прав и интересов участника закупки.

Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ «О контрактной системе…», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» обоснованной в части нарушения ч.1 ст.37 ФЗ «О контрактной системе...».

2. Признать заказчика – Администрацию Фатежского района Курской области нарушившим требования ст.31, ст.37 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. В связи с тем, что допущенные заказчиком - Администрацией Фатежского района Курской области нарушения .1 ч.1, ч.6 ст.31, ч.1 ст. ФЗ Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не повлияли на порядок отбора участников торгов, предписание об устранении нарушений .1 ч.1, ч.6 ст.31, ч.1 ст.37 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не выдавать.

4. Передать материалы дела №133/2016 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы дела №133/2016 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.

6. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны