Решение №4922 решение от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/01/16-526/2019

Резолютивная часть объявлена 15.11.2021г.

Решение в полном объеме изготовлено 26.11.2021г. г.Курск

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело по признакам нарушения ст.16 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия » (далее – МБОУ «Гимназия ») и Индивидуальным предпринимателем , выразившегося в реализации соглашения об определении поставщика на оказание услуги по организации питания в данном общеобразовательном учреждении обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, способом закупки у единственного поставщика, без проведения предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок конкурентных процедур, на общую сумму, превышающую предельный размер закупки у единственного поставщика, предусмотренный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», в отсутствии представителя МБОУ «», в отсутствии представителя контрольно-счетной палаты города Курска, представителя ИП., надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Контрольно-счетной палатой города Курска в Курское УФАС России были представлены (вх.№2552 от 12.07.2019г.) материалы контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств на организацию питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях» по результатам которой Контрольно-счетной палатой города Курска установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении соглашения между муниципальным заказчиком - МБОУ «Гимназия » и хозяйствующим субъектом – ИП , направленного на заключение муниципальных контрактов с единственным поставщиком в обход установленной законом процедуры торгов.

По результатам рассмотрения представленных Контрольно-счетной палатой г.Курска документов и сведений, а также дополнительно представленных заказчиком и ИП  в ходе рассмотрения дела письменных пояснений и документированной информации, Курским УФАС России установлено следующее.

МБОУ «Гимназия » с ИП , в период с 02.04.2018г. по 18.12.2019г. заключались договоры на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей без проведения торгов:

В 2018г. – на общую сумму 1 088 280, 00 рублей:

- 02.04.2018г. на сумму 358 380, 00 рублей,

- 03.09.2018г. на сумму 158 760, 00 рублей,

- 28.09.2018г. на сумму 12 420, 00 рублей,

- 19.10.2018г. на сумму 180 960, 00 рублей,

- 12.11.2018г. на сумму 81 840, 00 рублей,

- 19.11.2018г. на сумму 88 920, 00 рублей,

- 03.12.2018г. на сумму 207 000, 00 рублей.

При этом, на дату 01.01.2018г. из бюджета города Курска были единовременно выделены ассигнования на указанные цели в размере 869 856, 00 рублей. Далее, 20.03.2018г. были дополнительно выделены ассигнования из областного бюджета на сумму 101 117,08 рублей, 05.10.2018г. и 12.11.2018г., - из бюджета города Курска в размере 234 126,92 рублей и 83 640, 00 рублей соответственно.

18.12.2018г. МБОУ «Гимназия» с ИП  был заключен договор на оказание услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в период с 14.01.2019г. по 28.02.2019г. на общую сумму – 328 500,00 рублей.

При этом, на дату 01.01.2019г. из бюджета города Курска были единовременно выделены ассигнования на указанные цели в размере 1 115 864, 00 рубля.

Перечисленные договоры заключены сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика, предусмотренных ст.24 ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данные договоры были заключены сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика, предусмотренных ст.24 ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно письменных пояснений МБОУ «Гимназия », а также из содержания копий договоров, представленных в Курское УФАС России, указанные договоры заключены в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», согласно которого (в ред., действовавшей на даты заключения договоров), допускается осуществление закупки товара, работы или услуги муниципальной образовательной организацией у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 000 рублей.

Допустимость закупки у единственного поставщика, предусмотренная п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (здесь и далее - в ред., действовавшей на даты заключения договоров), действительно определяется ограничением: сумма одной закупки не должна превышать четыреста тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…», установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, согласно ч.1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч.1 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следуя ч.5 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п. 13 ст. 22 ФЗ «О контрактной системе…», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов дела, сумма каждого их вышеперечисленных договоров, заключенных МБОУ «Гимназия » с ИП , действительно не превышает 400 000 рублей.

Однако, материалами дела также подтверждено:

- предмет заключенных договоров является идентичным, направленными на достижение одной цели - оказание услуги по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей,

- договоры заключены в календарной последовательности,

- бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в 2018-2019гг. получены МБОУ «Гимназия » одномоментно, в сумме, превышающей 400 000 рублей.

- бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в 2018-2019гг. были получены МБОУ «Гимназия » заблаговременно, до начала очередного финансового года, в сроки, позволяющие осуществить конкурентный способ определения поставщика.

При таких обстоятельствах, заключение МБОУ «Гимназия » с ИП  ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, содержит признаки искусственного дробления сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.

Дело №046/01/16-526/2019 было возбуждено определением от 24.09.2019г. Определением от 23.01.2020г. рассмотрение настоящего дела было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Курской области по делу А35-11261/2019.

Окончательный судебный акт по указанному делу вступил в силу 25.12.2020г.

Определением от 28.10.2021г. рассмотрение дела №046/01/16-526/2019 было возобновлено.

В соответствии с положениями ст.41.1 ФЗ «О защите конкуренции», на дату вынесения настоящего решения срок давности по договорам, заключенным 02.04.2018г., 03.09.2018г., 28.09.2018г., 19.10.2018г., 12.11.2018г., истек, в связи с чем действия сторон при заключении указанных договоров Комиссией не учитываются. При этом, общая стоимость договоров, заключенных 19.11.2018г., 03.12.2018г. составляет 296 840 рублей, что не превышает предельного размера закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика – 400 000 рублей, предусмотренного п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…». Стоимость договоров, заключенных сторонами на 2019г. также не превышает 400 000 рублей.

При таких обстоятельствах совершение сторонами действий по искусственному дроблению единой закупки, с целью обойти ограничения, установленные в соответствии с требованиями ФО «О контрактной системе…», на дату вынесения настоящего решения, не подтверждается материалами дела.

Как установлено ст.48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии),

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу,

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу,

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия)

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Статьей 41.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

На основании вышеизложенного, у Комиссии имеются основания, предусмотренные пунктами 1,5 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», для прекращения рассмотрения дела за отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях сторон.

В этой связи, руководствуясь ст.23, ст.39, п.1 п.5 ч.1 ст.48, ст.41.1 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №046/01/16-526/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия» и Индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием на дату вынесения решения нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассмотренных Комиссией действиях указанных лиц.

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции», решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны