Решение б/н Решение от 10 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №177/2017

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

 

Резолютивная часть объявлена 25 июля 2017 года

Изготовлено в полном объеме 28 июля 2017 года

 

                                                              г. Курск

 

Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

˂…˃

председатель Комиссии

˂…˃

член Комиссии

˂…˃

член Комиссии

Заявитель

Общество с ограниченной ответственностью «Профит-плюс» (далее – ООО «Профит-плюс», Общество, заявитель)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя

Отсутствуют, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом

Заказчик

Администрация Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области (далее – заказчик)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика

˂…˃ (по доверенности), ˂…˃ (по доверенности), личности удостоверены

Способ определения поставщика

Электронный аукцион

Закупка №

0144300027717000002

Объект закупки

«Ремонтно-восстановительные работы по автодороги ул. Старая в д. Ванина»

Начальная (максимальная) цена контракта

3 780 108 руб. 00 коп.

 

Доводы жалобы:

По мнению Общества, Администрацией Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...»), а именно:

1). Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;

2). Согласно тексту жалобы заявителя, заказчиком в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии в составе аукционной заявки свидетельства, выданного саморегулируемой организации, о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а не действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации.

3). В нарушение требований ст.33 ФЗ «О контрактной системе...», техническое задание аукционной документации заказчика содержит требования к используемым при выполнении работ товарам (материалам), которые могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что приводит к ограничению конкуренции при проведении данной закупки. В частности, по мнению подателя жалобы, к таким требованиям относятся, например, требования к следующим характеристикам товара:

«полный остаток на контрольных ситах:

d:   от 90% до 100%;

0,5 (d+D):  от 30% до 60%;

D:  не более10 %

1,25D: до 0,5%», «содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1,0%», «содержание глины в комках не более 0,25%», «содержание зерен слабых пород не более 5%.», «глубина проникания иглы 0,1 мм: при 25оС от 61 до 90,                                                                                                               при 0оС не менее 20» и др.

 

Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:

- В письменном пояснении, представленном в материалы дела, а также в ходе рассмотрения настоящего дела, представители заказчика возражали против доводов жалобы, указав, что документация об электронном аукционе сформирована заказчиком с соблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

 

При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…» внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными в ходе проведения открытого конкурса №0144300027717000002, размещенными на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»), на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС):

- 03.07.2017г. - дата размещения извещения;

- 18.07.2017г. – дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;

- запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе от участников закупки не поступало;

- на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки;

- все поступившие первые части заявок участников закупки признаны единой комиссией заказчика соответствующими требованиям аукционной документации;

- 1 (один) участник с порядковым номером заявки 2 принял участие в процедуре электронного аукциона;

- единственным участником электронного аукциона предложена цена заключения контракта – 3 761 207 рублей 46 копеек. Снижение цены составило 0,50% от начальной (максимальной) цены контракта.

На дату рассмотрения настоящего дела контракт не заключен.

 

1. Согласно ч.3 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...», в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как установлено Комиссией и подтверждается материалами настоящего дела, извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0144300027717000002 размещено заказчиком в ЕИС 03.07.2017г.

Начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей. При этом, согласно извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлена дата окончания срока подачи заявок - 18.07.2017г. Указанный срок установлен заказчиком с отступлением от требований ч.3 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...».

Как установлено ст.191 Гражданского кодекса РФ, начало срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Исходя из вышеуказанных положений, пятнадцатидневный срок отсчитывается, начиная со следующего дня с момента размещения заказчиком извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС. В указанный срок также не включается установленный день истечения срока предоставления заявок на участие в аукционе.

Фактически, извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в ЕИС за четырнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а не за пятнадцать дней, как определено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, первый довод жалобы является обоснованным.

 

2. Второй довод жалобы ООО «Профит-плюс» Комиссия признает необоснованным ввиду того, что в п.1 раздела «Требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона, сформированного с использованием интерфейса электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», заказчиком установлено: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

1.1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Требуется наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ попадающим под требования приказа № 624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года; по п.25.1. «Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов, аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек»; по п.25.2. «Устройство оснований автомобильных дорог»; по п.25.4. «Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами»; Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за пр».

Кроме того, в пп.6.2.1 п.6.2 ч.6 «Требования к участникам закупки» раздела II «Общие положения  проведения электронного аукциона», пп.1.1 п.1 позиции 12 «Требования к участникам закупки, установленные Заказчиком» раздела III «Информационная карта электронного аукциона» аукционной документации заказчиком также установлено: «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

Требуется наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ попадающим под требования приказа № 624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года;

по п.25.1. «Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов, аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек»;

по п.25.2. «Устройство оснований автомобильных дорог»;

по п.25.4. «Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами»».

В п.4.2 проекта муниципального контракта заказчиком, кроме прочих, установлено следующее требование к подрядчику: «Подрядчик до начала работ обязан предъявить Заказчику свидетельство о допуске (при необходимости) на выполнение работ».

Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...», при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией, лицензия).

В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, подтверждением чего, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, является действующая в течении одного месяца с даты выдачи саморегулируемой организацией выписка из реестра членов саморегулируемой организации.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенного в ЕИС 03.07.2017г., аукционной документации, объектом закупки №0144300027717000002 являются ремонтно-восстановительные работы по автодороге.

Следует отметить, что с 01.07.2017 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральными законами от 03.07.2016 г. №372-ФЗ, №373-ФЗ, согласно которым участники закупок в подтверждение требования п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» представляют в составе вторых частей аукционных заявок действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации, при начальной (максимальной) цене контракта свыше трёх миллионов рублей.   

Как подтверждается материалами дела, требование к участникам закупки о предоставлении в составе аукционной заявки действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации заказчиком в аукционной документации, проекте контракта не установлено, что является нарушением п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...».

При таких обстоятельствах, при рассмотрении второй части заявки участника закупки с порядковым номером 2 (Акционерное общество «Октябрьское дорожное эксплуатационное предприятие»), единая комиссия заказчика, руководствуясь ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не вправе признавать её не соответствующей требованиям аукционной документации в случае, если участником закупки с порядковым номером 2 в составе второй части поданной заявки приложена выписка из реестра членов саморегулируемой организации, как подтверждение соответствия его п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…».

 

3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, согласно которых описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При этом в силу ч.2 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе…» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.64 ФЗ «О контрактной системе…» и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Учитывая, что ФЗ «О контрактной системе…» не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Материалами дела установлено, что перечень требуемых материалов (товаров) при выполнении работ установлен разделом V «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» аукционной документации заказчика.

Комиссией установлено, что перечень требуемых для выполнения работ товаров (материалов), например, по позициям:

«Песок природный мелкий по  ГОСТ 8736-2014; Коэфф.фильтрации по СП 34.13330-2012»,

«Щебень из природного камня  по ГОСТ 8267-93»,

«Битумы нефтяные дорожные БНД 60/90  по ГОСТ 22245-90»

содержит показатели в отношении химического состава, компонентов веществ и материалов, применяемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

Так, требования заказчика по вышепоименованным позициям в части характеристик и их показателей:

«полный остаток на сите № 0,63 от 10% до 30%»,

«полный остаток на контрольных ситах:

d:   от 90% до 100%;

0,5 (d+D):  от 30% до 60%;

D:  не более10 %

1,25D: до 0,5%»,

«содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1,0%»,

«содержание глины в комках не более 0,25%»,

«содержание зерен слабых пород не более 5%.»,

«глубина проникания иглы 0,1 мм: при 25оС от 61 до 90,                                                                                                               при 0оС не менее 20»

установлены с нарушением требований ч.ч.1, 2 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», третий довод жалобы нашел свое подтверждение материалами настоящего дела.

Согласно Письма ФАС России от 01.07.2016г. №ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе входит в содержание аукционной документации, но не указывает на ситуации заполнения заявки в зависимости от наличия или отсутствия необходимого материала (товара) у участников закупки, то есть в нарушение п.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...» в инструкции по заполнению первой части аукционной заявки заказчиком не учтено то обстоятельство, что ФЗ «О контрактной системе...» не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний.

В то же время за разъяснениями положений документации, в этой части в том числе, к заказчику участники закупки не обращались. Отказа в допуске к участию в закупке за представление неконкретных показателей в первой части заявки на участие в электронном аукционе не было. Таким образом, ошибки заказчика не повлияли на порядок отбора участников закупки №0144300024317000012, в связи с чем, предписание об устранении нарушений ст.31, ст.33, ст.63, ст.64 ФЗ «О контрактной системе…» заказчику не выдавать.

Таким образом, заказчиком утверждена документация об электронном аукционе с нарушением требований ст.31, ст.33, ст.63, ст.64 ФЗ «О контрактной системе…», из чего следует, что действия Администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст. 99, 106 ФЗ «О контрактной системе…», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Профит-плюс» на действия заказчика – Администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области обоснованной.
  2. Признать заказчика – Администрацию Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, ч.ч.1, 2 ст.33, ч.3 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. В связи с тем, что действия заказчика не повлияли на отбор участников закупки №0144300027717000002, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе Администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области не выдавать.

4. Передать материалы дела №177/2017 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

           

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

˂…˃

 

˂…˃

 

˂…˃

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны