Решение по жалобе №№046/06/54.3-63/2021 Решение по жалобе от 26 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Директору ОКУ «Центр закупок
Курской области»
<…>___________________________________
305000, г. Курск, Красная площадь, д. 6
ts.zakupok@yandex.ru
<…>@rambler.ru
Председателю комитета природных
ресурсов Курской области
<…>___________________________________
305023, Курская обл., г. Курск, ул. 3-я Песковская, д.40
economles@rkursk.ru
Директору
ООО «МАГ+С»
<…>___________________________________
mags2004@yandex.ru
Оператору электронной площадки
АО «ЕЭТП» ___________________________________
info@roseltorg.ru
Р Е Ш Е Н И Е
по делу №046/06/54.3-63/2021
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области
Резолютивная часть объявлена 26 февраля 2021 года Изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия): |
<…> |
председатель Комиссии, |
<…> |
член Комиссии, |
|
<…> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью «МАГ+С» (далее – ООО «МАГ+С») |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
<…>. (личность удостоверена) |
|
Заказчик |
Комитет природных ресурсов Курской области (далее – Заказчик) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
|
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение «Центр закупок Курской области» |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей уполномоченного учреждения |
<…> (по доверенности, личность удостоверена) |
|
Способ определения поставщика |
Открытый конкурс в электронной форме |
|
Закупка № |
0744200000221000596 |
|
Объект закупки |
Оказание услуг по проведению маркшейдерских измерений (экспертиз), в рамках государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
1 300 000 руб. 00 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
11.02.2021г. |
|
Изменение (-я) извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (документации открытого конкурса в электронной форме) (при наличии) |
- |
|
Разъяснение (-я) положений конкурсной документации, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 08.02.2021 №РД1 |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
09.03.2021г. |
|
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
- |
|
Количество допущенных заявок на участие в закупке (при наличии) |
- |
|
Количество заявок, которым отказано в допуске к участию в закупке (при наличии) |
- |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
|
Количество заявок, признанных несоответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
- |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/3669254334.
Довод (-ы) жалобы:
- Заказчик, установил требование для документального подтверждения трудовых ресурсов исключительно копиями трудовых книжек, что не дает возможность участнику закупки заключить гражданско – правовой договор с необходимыми специалистами для подтверждения опыта работы;
- в п.3.15 Приложения №2 к конкурсной документации «Описание объекта закупки» заказчик требует предоставить вместе с экспертным заключением справку о кадровом составе, что ограничивает участника заключить гражданско – правовой договор с необходимыми специалистами, при отсутствии данных специалистов в штате участника закупки;
- Заказчиком размещен документ с Реквизитами для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, что вводит в заблуждение участников закупки и противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...»);
- установленное заказчиком в конкурсной документации требование о прибытии Представителя подрядчика на место проведения измерений не позднее чем через 6 часов с момента поступления заявки подрядчику, влечет за собой ограничение количества участников открытого конкурса;
- Заказчик установил порядок оценки заявок с нарушением требований п.п. 13,14 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе...» внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 ФЗ «О контрактной системе...» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 ФЗ «О контрактной системе...».
В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ «О контрактной системе...» не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 ФЗ «О контрактной системе…» порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 ФЗ «О контрактной системе…», а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В п.42 конкурсной документации заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Заказчик в п.42 конкурсной документации по показателю 2 Критерия №2 установил следующее: «Предмет оценки по показателю – наличие у участника закупки квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы по нижеуказанным специальностям не менее 3-трех лет:
1) - маркшрейдера;
2) - геодезиста;
3) - горных инженера;
4) - эколога;
5) - геолога;
6) - гидролога
7) - кадастровых инженера;
Для документального подтверждения трудовых ресурсов участником предоставляются: копия трудовой книжки, копия диплома, копия удостоверений о повышении квалификации, подтверждающие наличие указанных трудовых ресурсов. Опыт кадастрового инженера также подтверждается наличием квалификационного аттестата».
Таким образом, требование Заказчика о предоставлении участниками закупки копий трудовых книжек, а также копий диплома, копий удостоверений о повышении квалификации, ограничивает количество участников закупки, поскольку исключает возможность предоставить сведения о специалистах, привлеченных на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
В п.3 Приложения №2 к конкурсной документации «Описание объекта закупки» Заказчик устанавливает следующие требования: «По результатам проведенных пространственно-геометрических маркшейдерских измерений, в срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня выезда представителя Исполнителя на место проведения измерений по каждой заявке заказчика, Исполнитель готовит экспертное заключение и в сброшюрованном виде (размер бумаги А-4) с сопроводительным письмом передает заказчику в количестве 3 (трех) экземпляров, с обязательным указанием следующих параметров и приложением следующих документов:
3.1. выработанные объемы полезных ископаемых и отдельно пород вскрыши;
3.2. объемы складов добытых и складированных полезных ископаемых;
3.3. соответствие указанных показателей имеющейся на объекте проектной документации условиям пользования недрами;
3.4. план местоположения объекта на карте (масштаб 1: 10000);
3.5. схема расположения объекта на кадастровой карте;
3.6. план маркшейдерской съемки выработок (масштаба 1:1000/1:2000);
3.7. план совмещения маркшейдерской съемки с планами маркшейдерской съемки более раннего периода (представляются заказчиком);
3.8. план подсчета объема изъятого материала (полезная толща, вскрышные породы); план батиметрической съемки для обводненных карьеров и других водных объектов;
3.9. таблицы объемов выемки и насыпи по породам (полезная толща, вскрышные породы);
3.10. фотоотчет объекта производства работ;
3.11. расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. Данные заключения экспертов, содержащие расчет размера вреда, причиненного недрам, будут переданы для рассмотрения в суд, они должны быть выполнены и подписаны специалистами Исполнителя, имеющими экспертную специальности в области исследований объектов землеустройства, земельных участков, зон с особыми условиями использования территории, в том числе с определением их границ на местности.
3.12. копия лицензии на производство маркшейдерских работ;
3.13. копии свидетельства о поверке используемого оборудования;
3.14. копии документов, подтверждающих наличие прав на программные продукты, используемые при выполнении работ (в целях соблюдения требований авторских прав).
3.15. справку о кадровом составе».
Т.е. Заказчик наряду с документами, подтверждающими хронологию проведения пространственно-геометрических маркшейдерских измерений, результат проведения измерений (экспертное заключение), требует справку о кадровом составе, что является излишним требованием для подтверждения проведения маркшейдерских измерений.
На основании изложенного, указанные действия заказчика противоречат требованиям ч.3 ст.33, п.8 ч.1 ст.54.3 ФЗ «О контрактной системе...», а первый и второй доводы жалобы Комиссия признает обоснованными.
3. В силу ч.3 ст.7 ФЗ «О контрактной системе...» информация, предусмотренная ФЗ «О контрактной системе...» и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.44 ФЗ «О контрактной системе...» обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с ч.10 ст.44 ФЗ «О контрактной системе...» при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заказчиком порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлен п.26 конкурсной документации. Данный порядок не противоречит требованиям ФЗ «О контрактной системе...».
Вместе с тем, Заказчиком в разделе «Конкурсная документация, изменение конкурсной документации» официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «http://zakupki.gov.ru» (далее – ЕИС) размещен документ «1. Реквизиты – обеспечение ЗАЯВКИ.docx», в содержании данного документа указаны реквизиты Заказчика для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки, что является недостоверной информацией относительно порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Таким образом, Заказчиком, уполномоченным учреждением нарушены требования ч.3 ст.7 ФЗ «О контрактной системе...».
4. На основании ч.9 ст.105 ФЗ «О контрактной системе» к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, заявителем, в составе жалобы не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в конкурсной документации требования по времени прибытия необоснованно создали одними участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо другим образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
В свою очередь, представитель уполномоченного органа пояснил, что необходимость шестичасового реагирования обусловлена сложившейся практикой с учетом участия правоохранительных органов.
С учетом изложенного, довод жалобы №4 не нашел своего подтверждения материалами дела, и следовательно, является необоснованным.
5. Заявитель ссылается на нарушение заказчиком требований п.п. 13,14 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при установлении порядка оценки заявок по Показателю №2 Критерия 2, в то время как закупка №0744200000221000596 проведена в рамках Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Установленный заказчиком в п.42 конкурсной документации порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме не противоречит положениям ФЗ «О контрактной системе...».
Довод жалобы №5 признается необоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «МАГ+С» частично обоснованной.
2. Признать заказчика – комитет природных ресурсов Курской области, уполномоченное учреждение – областное казенное учреждение «Центр закупок Курской области» нарушившими требования ч.3 ст.7, ч.3 ст.33, п.8 ч.1 ст.54.3 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Выдать заказчику – комитету природных ресурсов Курской области, уполномоченному учреждению – областному казенному учреждению «Центр закупок Курской области», предписание об устранении нарушений, допущенных в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии – Чарочкину Т.Ю.
5. Передать материалы дела №046/06/54.3-63/2021 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
<…>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу №046/06/54.3-63/2021
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
Резолютивная часть объявлена 26 февраля 2021 года
Изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), в составе:
<…> |
<…> |
на основании решения от 26 февраля 2021 года по делу №046/06/54.3-63/2021, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «МАГ+С» на действия заказчика – комитета природных ресурсов Курской области, уполномоченного учреждения – Областного казенного учреждения «Центр закупок Курской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0744200000221000596 и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе…») внеплановой проверки определения поставщика, руководствуясь п.2 ч.22 ст.99 ФЗ «О контрактной системе…»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику – комитету природных ресурсов Курской области, уполномоченному учреждению – областному казенному учреждению «Центр закупок Курской области», оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», устранить нарушения требований ч.3 ст.7, ч.3 ст.33, п.8 ч.1 ст.54.3 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме №0744200000221000596, для чего в срок до 12.03.2021г.:
1.1. Заказчику, уполномоченному учреждению вернуть заявки участников открытого конкурса в электронной форме, назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
1.2. Заказчику внести изменения в конкурсную документацию приведя положения конкурсной документации в соответствие с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, с учетом решения по делу №046/06/54.3-63/2021.
2. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня исполнения п.1 настоящего предписания:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в конкурсе;
-уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в конкурсе, и о возможности подать новые заявки на участие в конкурсе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронном конкурсе, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить дату подачи окончательных предложений и разместить на электронной площадке информацию о времени начала и окончания подачи окончательных предложений;
– уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя, о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе.
5. Заказчику, уполномоченному учреждению, конкурсной комиссии уполномоченного учреждения, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
6. В течение 3 (трёх) рабочих дней с даты исполнения п.1,2,3,4,5 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
<…> |
<…> |