Решение б/н Решение от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу №192/2016

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

 

Резолютивная часть объявлена 03 октября 2016 года

Изготовлено в полном объеме 06 октября 2016 года

                                                            

                                                                 г. Курск

 

Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(далее – Комиссия):

˂…˃

председатель Комиссии,

˂…˃

член Комиссии,

˂…˃

член Комиссии,

Заявитель

Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – ООО «СТРОЙИНВЕСТ», Общество, заявитель)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя

Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела)

Заказчик

 

Администрация Курского района Курской области

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика

Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела)

Способ определения поставщика

Электронный аукцион

Закупка №

0144300040616000082

Объект закупки

« Выполнение работ по строительству автомобильной дороги до п.Сахаровка Курского района Курской области»

Начальная (максимальная) цена контракта

25 335 690 руб. 00 коп. 

 

По мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе №0144300040616000082 противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...»), а именно:

1. Требование, установленное заказчиком в пп.12.5.5 проекта контракта носит противоречивый характер относительно срока действия банковской гарантии.

2. Не указав в извещении о проведении электронного аукциона какие документы, требуются для подтверждения соответствия участника закупки требованиям в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

3. Согласно позиции заявителя, заказчик некорректно установил в позиции 11 «Требования к участникам закупки, установленные Заказчиком» информационной карты аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…» внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона №0144300040616000082:

- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона – 08.09.2016г.;

-  дата окончания подачи заявок – 26.09.2016г.;

- запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе от участников закупки на дату рассмотрения дела по жалобе не поступало.

Как подтверждается протоколом от 27.09.2016г. рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, размещенным на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» (www.sberbank-ast.ru) и на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), электронный аукцион №0144300040616000082 признан единой комиссией заказчика несостоявшимся в соответствии с ч.16 ст.66 ФЗ «О контрактной системе…», так как на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

 

1. Согласно ч.3 ст.96 ФЗ «О контрактной системе...», исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ «О контрактной системе...». Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

При этом ФЗ «О контрактной системе...» не установлена обязанность указывать в документации о закупке конкретный срок действия банковской гарантии.

Таким образом, заказчики вправе предусмотреть в документации о закупке предоставление банковской гарантии сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно п.17.1 проекта муниципального контракта заказчика «Настоящий Контрактдействует по 31 декабря 2016 года».

В п.12.5, пп.12.5.5 проекта муниципального контракта заказчик указал:

«12.5. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

12.5.5. срок действия банковской гарантии;

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц и иметь срок действия не менее чем по «02» февраля 2017 года включительно.»

При таких обстоятельствах заказчик указал в проекте контракта только наименьший конкретный срок действия банковской гарантии соответствующий требованиям ч.3 ст.96 ФЗ «О контрактной системе...».

С учетом изложенного, первый довод жалобы заявителя является необоснованным.

 

2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.

Согласно ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...» извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в ст.42 ФЗ «О контрактной системе...».

Как установлено п.6 ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...», извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ «О контрактной системе...».

Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона для закупки №0144300040616000082, размещенном на официальном сайте ЕИС в нарушение ст.42, п.6 ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...» поименованная выше информация в содержании извещения фактически отсутствует и содержит только отсылку участникам закупки за информацией к аукционной документации без указания конкретных положений таковой.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как установлено п.6 ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...», извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ «О контрактной системе...».

Как следует из содержания п.6 ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...», в случае наличия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных предметом закупки, в извещении должно быть указано конкретное требование и установлен исчерпывающий перечень документов, требующихся для подтверждения соответствия участника данному требованию.

В п.1 позиции «Требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0144300040616000082 заказчиком установлены: «Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

согласно п.14 Информационной карты документации об электронном аукционе», при этом в извещении не указано, каким требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок к лицам, осуществляющим выполнение работ должен соответствовать участник закупки и какие документы, требуются для подтверждения соответствия участника закупки данным требованиям  в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», что противоречит п.6 ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...».

 

3. Согласно п.3 ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Так, в позиции 11 «Требования к участникам закупки, установленные Заказчиком» информационной карты аукционной документации заказчиком установлены «Требования, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены дополнительные требования к участникам закупки:

- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.»

Вместе с тем, на заседание Комиссии заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе настоящей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.

Таким образом, третий довод жалобы не нашел своего подтверждения.

 

По результатам проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией также установлено нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе.

1). Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией).

Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства саморегулируемой организации, закреплены в ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Перечень таких работ определен Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Ч.3 ст.52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 ст.52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Таким образом, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.

Из аукционной документации следует, что объектом закупки №0144300040616000082 является «выполнение работ по строительству автомобильной дороги до п. Сахаровка Курского района Курской области», а не работы по организации строительства.

В п.11 «Требования к участникам закупки, установленные Заказчиком» информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено: «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

Требуется наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ попадающим под требования приказа N 624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года;

по п.25.1. «Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов, аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек»;

по п.25.2. «Устройство оснований автомобильных дорог»;

по п.25.4. «Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами».

В то же время, в п.3.4 раздела 3 «Права и обязанности подрядчика» проекта муниципального контракта аукционной документации заказчиком установлено, что подрядчик обязан предоставить информацию обо всех привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиках. Кроме того, в п.8.1 раздела 8 «Гарантии качества работ» проекта муниципального контракта аукционной документации заказчиком указано, что гарантии качества работ распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные Подрядчиком и привлеченными им по субподряду исполнителями по настоящему Контракту. Также в п.9.1 раздела 9 «Журнал производства работ» проекта муниципального контракта аукционной документации заказчиком установлено: «С даты начала работ до их завершения Подрядчик и его субподрядные организации ведут журнал производства работ».

Следовательно, заказчик не ограничил возможность привлечения к исполнению контракта субподрядных организаций, для чего подрядчик, выступающий генеральным подрядчиком, обязан иметь допуск к работам по организации строительства. Однако, такое требование к участникам закупки в аукционной документации заказчиком не установлено.

При таких обстоятельствах, действия заказчика, не установившего в аукционной документации, в том числе, требования о наличии у участника закупки допуска на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. №624, нарушают п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...».

 

2).Согласно п.8 ст.42, ч.5 ст.63, ч.1 ст.64, ч.1 ст.96 ФЗ «О контрактной системе…», извещение, аукционная документация должны содержать требования к предоставлению обеспечения исполнения контракта, предусмотренные ст.37 ФЗ «О контрактной системе…».

Частью 1 ст.37 ФЗ «О контрактной системе…» установлено:

- если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно извещения о проведении электронного аукциона №0144300040616000082, начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей – 25 335 690 руб. 00 коп.  (двадцать пять миллионов триста тридцать пять тысяч шестьсот девяносто) рублей 00 копеек. Таким образом, заказчик обязан указать в извещении, аукционной документации условия предоставления обеспечения исполнения контракта по ч.1 ст.37 ФЗ «О контрактной системе…», как механизм защиты от недобросовестных участников.

Как подтверждается сведениями официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС), заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона №0144300040616000082, сформированном с использованием интерфейса официального сайта ЕИС, указано: «В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)».

Вместе с тем, в соответствии с извещением, размещенным заказчиком на официальном сайте ЕИС в составе аукционной документации в виде файла с наименованием «Извещение» в формате «.doc», заказчиком предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в случае, если при проведении Аукциона начальная (максимальная) цена Контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и Участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения Контракта в размере, указанном в части 1 настоящего раздела, или информации, подтверждающей добросовестность такого Участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящего раздела.

Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта по выбору участника, установленное заказчиком в пункте «Антидемпинговые меры при проведении Аукциона» извещения, размещенного заказчиком на официальном сайте ЕИС в составе аукционной документации в виде файла с наименованием «Извещение» в формате «.doc», нарушает ч.1 ст.37 ФЗ «О контрактной системе…».

На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст.99, 106 ФЗ «О контрактной системе…», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика – Администрации Курского района Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком требований  п.6 ч.5 ст.63 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика – Администрацию Курского района Курской области нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, ч.1 ст.37, п.6 ч.5 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. В связи с тем, что на дату рассмотрения дела электронный аукцион №0144300040616000082 признан единой комиссией заказчика несостоявшимся, заказчику – Администрации Курского района Курской области предписание об устранении допущенных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдавать.

4.  Передать материалы дела №192/2016 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5.  Передать материалы дела №192/2016 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

    ˂…˃

Члены Комиссии

    ˂…˃

 

    ˂…˃

       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны