Решение по жалобе №046/06/64-691/2020 решение по жалобе от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №046/06/64-691/2020

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

 

Резолютивная часть объявлена 30 октября 2020 года

Изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года                                                                                 г. Курск                                                                                          

           

Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

 

Председатель Комиссии

 

Член Комиссии

 

Член Комиссии

Заявитель

Индивидуальный предприниматель  (далее – ИП , заявитель)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя

 (по доверенности, личность удостоверена)

Заказчик

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Курский федеральный аграрный научный центр» (далее – заказчик, ФГБНУ «Курский ФАНЦ»)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика

(по доверенности, личность удостоверена)

Способ определения поставщика

Электронный аукцион

Закупка №

№0344100006320000008

Объект закупки

Выполнение работ по капитальному ремонту, в целях совершенствования материально-технической базы недвижимого имущества, принадлежащего ФГБНУ "Курский ФАНЦ"

Начальная (максимальная) цена контракта

5 519 261 руб. 00 коп.

Дата размещения извещения о закупке

30.09.2020г.

Изменение (-я) извещения о проведении электронного аукциона (документации об электронном аукционе) (при наличии)

Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 30.09.2020 №ИИ1.

Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 01.10.2020 №ИИ2

Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 21.10.2020 №ИИ3

Разъяснение (-я) положений документации об электронном аукционе, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии)

Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.10.2020 №РД1

Дата окончания подачи заявок на участие в закупке

22.10.2020г.

Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии)

1 (одна)

Количество заявок, признанных несоответствующими установленным требованиям (при наличии)

_

Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии)

По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка. Такая заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и документации об аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

Национальный проект

-

 

Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке «https://fas3.tconf.rt.ru/c/0799129740».

Доводы жалобы:

1. Заказчиком при внесении изменений в извещение, аукционную документацию срок подачи заявок продлен с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе.

2. В документацию не были внесены изменения в соответствии с ранее выданным заказчику предписанием от 15.10.2020г. по делу №046/06/64-644/2020.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, кроме того в письменных возражениях на доводы жалобы, представленных в материалы дела, указал, что доводы считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что документация соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе.

До начала рассмотрения дела по существу представителем заказчика заявлено ходатайство о признании жалобы не подлежащей рассмотрению, в связи с тем, что заявитель не является участником электронного аукциона №0344100006320000008.

Указанное ходатайство не подлежит удовлетворению в связи с тем, что жалоба подана с соблюдением требований, установленных ч. 4 ст.105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе…») (не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в электронном аукционе). На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…» внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Беседина Д.В. Комиссией Курского УФАС 15.10.2020г. было вынесено решение и предписание по делу №046/06/64-644/2020 о прекращении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которым заказчику надлежало привести документацию о проведении электронного аукциона в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 2 ст.63 ФЗ «О контрактной системе…» в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, не менее чем семь дней.

Как подтверждается материалами дела, во исполнение предписания Курского УФАС России по делу №046/06/64-644/2020 заказчиком 21.10.2020г. размещены в ЕИС изменения извещения о проведении электронного аукциона №0344100006320000008 от 21.10.2020 №ИИ3, изменения в аукционную документацию, при этом срок окончания подачи заявок установлен заказчиком с нарушением требований ч.2 ст.63, ч.6 ст.65 ФЗ «О контрактной системе…»  - «22.10.2020г. 05 часов 00 минут», тогда как следовало продлить до 29.10.2020г.

Доводы заказчика о том, что внесение соответствующих изменений было обусловлено выданным Курским УФАС Россией предписанием, а не являлось инициативой заказчика, в связи с чем срок подачи заявок обоснованно был продлен менее чем на сутки несостоятельны.

Из совокупного анализа ч.2 ст.63, ч.6 ст.65 ФЗ «О контрактной системе…» следует, что заказчик при внесении изменений в документацию об аукционе должен обеспечить продление срока подачи заявок, позволяющее обеспечить возможность всем потенциальным участникам закупки подготовить и представить заявки на участие в торгах с учетом внесенных изменений. Иное бы противоречило основополагающему принципу законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, закрепленному ч.1 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» - принципу обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

С учетом изложенного, Комиссия Курского УФАС России признает заказчика нарушившим ч.2 ст.63, ч.6 ст.65 ФЗ «О контрактной системе…», а довод жалобы №1 обоснованным.

 

2. Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ «О контрактной системе…» при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с выданным ранее предписанием об устранении нарушений законодательства о контрактной системе РФ в сфере закупок от 15.10.2020 по делу №046/06/64-644/2020 Заказчику предписано, в том числе внести изменения в аукционную документацию, в части устранения выявленных нарушений решением №046/06/64-644/2020 от 15.10.2020г. и завершении процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе…».

Согласно решению от 15.10.2020г. по делу №046/06/64-644/2020, заказчиком в нарушение положений ч.1 ст.34 ФЗ «О контрактной системе...» были установлены излишние требования к подрядчику о предоставлении справки об отсутствии судимости на этапе исполнения контракта.

В соответствии с внесенными в аукционную документацию изменениями от 21.10.2020г. №ИИ3, указанные требования исключены из положений проекта контракта, но в п. 3.2. аукционной документации не устранены.

При таких обстоятельствах, Комиссия Курского УФАС России признает заказчика нарушившим ч.2 ст.99 ФЗ «О контрактной системе…», довод жалобы №2 Комиссия признает частично обоснованным.

 

По результатам внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...», при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

 Согласно п.2 ч.5 ст.66 ФЗ «О контрактной системе...», вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...», или копии этих документов.

В соответствии с п. 15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг, связанных с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

В соответствии с извещением и документацией Закупки объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту. При этом, исходя из содержания аукционной документации следует, что одним из составляющих капитального ремонта, не являющимся самостоятельным предметом работ, являются работы, требующие лицензию МЧС, а именно монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности,

На основании ч.6 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...», заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ «О контрактной системе...».

Таким образом, в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе копии такой лицензии является нарушением ч.6 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...».

Как следует из материалов дела, Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

Таким образом, в случае если в один лот с работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие специальной правоспособности (лицензия МЧС) и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов лично, является нарушением ч. 6 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе...».

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в пункте 1.1 проекта контракта электронного аукциона №0344100006320000008 Заказчиком установлено условие - «Подрядчик обязуется лично выполнить работы по капитальному ремонту, в целях совершенствования материально – технической базы недвижимого имущества принадлежащего ФГБНУ "Курский ФАНЦ" (далее - работы)», соответственно Заказчик исключает возможность привлечения соисполнителей, соответствующих требованиям действующего законодательства.

Как установлено ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно доводам заказчика, установленное в п.1.1 проекта контракта условие о личном выполнении подрядчиком работы соответствует п.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В то же время такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч.4 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...», к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу ч.2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе...», конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, установив в проекте контракта требование о личном исполнении контракта Заказчик нарушил требования ч.6 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...», так как на выполнение работ по капитальному ремонту не требуется лицензия, а на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (часть работ по капитальному ремонту) необходимо наличие соответствующей лицензии.

Из вышеуказанного следует вывод о том, что в данной закупке могут участвовать только те лица, которые имеют в наличии соответствующие лицензии, что в свою очередь нарушает ч.2 ст.8, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...» в части ограничения количества участников закупки.

При таких обстоятельствах, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ «О контрактной системе...», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Курский федеральный аграрный научный центр» обоснованной в части нарушения требований ч.6 ст.65, ч.2 ст. 99 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Признать заказчика –– Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Курский федеральный аграрный научный центр» нарушившим требования ч.2 ст.8, ч.6 ст.31, ч.2 ст.63, ч.1 ст.64, ч.6 ст.65, ч.2 ст. 99 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений требования ч.2 ст.8, ч.6 ст.31, ч.2 ст.63, ч.1 ст.64, ч.6 ст.65, ч.2 ст.99 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Передать материалы дела №046/06/64-691/2020 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу №046/06/64-691/2020

об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе

 

Резолютивная часть объявлена 30 октября 2020 года

Изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года                                                                                             г. Курск

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), в составе:

           – председатель Комиссии,

                                   – член Комиссии,

                        – член Комиссии,

на основании решения от 30 октября 2020 года по делу №046/06/64-691/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Курский федеральный аграрный научный центр» при проведении электронного аукциона №0344100006320000008 и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе…») внеплановой проверки определения поставщика, руководствуясь п.2 ч.22 ст.99 ФЗ «О контрактной системе…»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику – Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Курский федеральный аграрный научный центр», аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки НЭП-Фабрикант, устранить нарушения требований ч.2 ст.8, ч.6 ст.31, ч.2 ст.63, ч.1 ст.64, ч.6 ст.65, ч.2 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенные при проведении электронного аукциона №0344100006320000008, для чего в срок до 19.11.2020г.:

1.1. Заказчику, аукционной комиссии заказчика отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, вернуть заявки участников электронного аукциона, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить на официальном сайте ЕИС «www.zakupki.gov.ru» информацию об отмене протоколов.

1.2. Заказчику внести изменения в аукционную документацию приведя положения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, с учетом решения по делу №046/06/64-691/2020, продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

2. Оператору электронной площадки НЭП-Фабрикант, не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня исполнения п.1 настоящего предписания:

- назначить время проведения электронного аукциона и разместить информацию о времени проведения электронного аукциона;

- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения №0344100006320000008;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам определения поставщика, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о дате и времени проведения электронного аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе №0344100006320000008.

3. Оператору электронной площадки НЭП-Фабрикант, обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

4. Заказчику, аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки НЭП-Фабрикант, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

5. В течение 3 (трёх) рабочих дней с даты исполнения п.1,2,3,4 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание.

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны