Решение по жалобе №046/06/64-80/202 решение по жалобе от 27 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Директору ОКУ «Комитет

автодорог Курской области»

<…>

 

                           

Генеральному директору

ООО «РЕНОВАТОР»

<…>

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №046/06/64-80/2020

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

 

Резолютивная часть объявлена 27 февраля 2020 года

Изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года                                                                                    г. Курск                                                                                          

           

Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

<…>

Председатель Комиссии

<…>

Член Комиссии

<…>

Член Комиссии

Заявитель

Общество с ограниченной ответственностью «РЕНОВАТОР» (далее – ООО «РЕНОВАТОР», заявитель)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя

Отсутствуют, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Заказчик

Областное казенное учреждение «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» (далее – заказчик, ОКУ «Комитет автодорог Курской области»)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика

<…> (по доверенности, личность удостоверена), <…> (по доверенности, личность удостоверена)

Способ определения поставщика

Электронный аукцион

Закупка №

№0144200001820000019

Объект закупки

«Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Льговском и Рыльском районах Курской области»

Начальная (максимальная) цена контракта

116 759 316 руб. 60 коп.

Дата размещения извещения о закупке

10.02.2020г.

Изменение (-я) извещения о проведении электронного аукциона (документации об электронном аукционе) (при наличии)

Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 12.02.2020 №ИИ1

Разъяснение (-я) положений документации об электронном аукционе, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии)

-

Дата окончания подачи заявок на участие в закупке

20.02.2020г.

Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии)

2 (две), идентификационные номера заявок 1,2

Количество допущенных заявок на участие в закупке (при наличии)

1 (одна), идентификационный номер заявки 1

Количество заявок, которым отказано в допуске к участию в закупке (при наличии)

1 (одна), идентификационный номер заявки 2

Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии)

1 (одна), идентификационный номер заявки 1

Количество заявок, признанных несоответствующими установленным требованиям (при наличии)

_

Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии)

На момент рассмотрения настоящего дела контракт не заключен.

Национальный проект

-

 

Довод жалобы:

По мнению заявителя, в нарушение требований  п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...») аукционная документация заказчика содержит требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров (материалов), точные значения которых могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что нарушает законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок и приводит к ограничению количества участников закупки.

С доводом, изложенным в жалобе заявителя, заказчик не согласился.

При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…» внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...», документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ «О контрактной системе...», а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ «О контрактной системе...» и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе...» установлены правила описания объекта закупки. Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе...», заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе...», первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе...», а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное требование установлено заказчиком в п.18 аукционной документации. Кроме того, в п.18 аукционной документации заказчиком размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

В  «Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» аукционной документации заказчиком указано: «Если на момент подачи заявки у участника закупки отсутствует возможность получить конкретное значение показателей указанных в Приложение № 3 к документации об электронном аукционе, для которых требуется провести испытания партии материала, участник закупки вправе указать в первой части заявки диапазон возможных значений, предусмотренных ГОСТ или иным нормативным документом для данного материала. В этом случае участник кроме диапазона возможных значений, предусмотренных ГОСТ должен указать в графе с требуемым значением нормативный документ или ГОСТ на который он ссылается».  

Таким образом, в инструкции по заполнению первой части аукционной заявки заказчиком учтено то обстоятельство, что ФЗ «О контрактной системе...» не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, и не установлено императивного требования об указании конкретных значений таких характеристик.

Довод жалобы не нашел своего подтверждения материалами дела.

 

В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее.

1. В силу ч.3 ст.7 ФЗ «О контрактной системе...» информация, предусмотренная ФЗ «О контрактной системе...» и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе...», в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом, как установлено ч.2 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе…» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст. 66 ФЗ «О контрактной системе…» и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Указанные выше требования ФЗ «О контрактной системе...» носят императивный характер и должны быть учтены заказчиком при составлении документации об аукционе и исполнены участниками закупки при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Так, по п.п.19-28 Приложения №3 к аукционной документации на один товар «Материалы вяжущие нефтяные битумные» указаны через « ; » следующие Государственные стандарты: «ГОСТ Р 58400.1-2019; ГОСТ 33141; ГОСТ 33137; ГОСТ Р 58400.10; ГОСТ 33140; ГОСТ Р 58400.5; ГОСТ Р 58400.8; ГОСТ Р 58400.9; ГОСТ Р 58400.11.».

Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе позиции 18 аукционной документации не содержит требований, позволяющих однозначно определить, какие именно требования каких из ГОСТов, перечисленных заказчиком, например, указанным в п.п.19-28 Приложения №3 «Требования к показателям товара, используемого при выполнении работ» к аукционной документации, соответствуют (-ет) каждому из товаров, требующихся для выполнения работ, поскольку ГОСТы не сопоставлены с конкретными товарами.

При таких обстоятельствах, описание объекта закупки в совокупности с инструкцией заказчика не позволяет сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке, а также однозначно определить порядок заполнения первых частей аукционных заявок, что вводит в заблуждение участников закупки, препятствует надлежащему заполнению аукционных заявок, создает предпосылки для необоснованной, субъективной оценки заявок членами комиссии (письмо ФАС России от 01.07.2016г. №ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке»).

Таким образом, описание объекта закупки не соответствует требованиям ч.3 ст.7, п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...», что может ввести в заблуждение участников закупки, относительно правомерности заполнения заявки.

 

Более того, в Инструкции по заполнению заявки заказчиком даны следующие указания: «Символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.

В случае если требуемое значение параметра сопровождается значком «*» («звездочка»), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра».

Далее в инструкции Заказчик дает следующие указания по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: «Если на момент подачи заявки у участника закупки отсутствует возможность получить конкретное значение показателей, указанных в Приложение № 3 к документации об электронном аукционе, для которых требуется провести испытания партии материала, участник закупки вправе указать в первой части заявки диапазон возможных значений, предусмотренных ГОСТ или иным нормативным документом для данного материала. В этом случае участник кроме диапазона возможных значений, предусмотренных ГОСТ должен указать в графе с требуемым значением нормативный документ или ГОСТ, на который он ссылается», т.е. участник закупки не обязан, а лишь по своему усмотрению может указать диапазон возможных значений, предусмотренных ГОСТ.

Таким образом, Заказчик в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не предусматривает замену Участником показателя, обозначенного «*» (звездочкой) на показатель в соответствии с ГОСТ.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами) (Письмо ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке»).

Как следует из материалов дела по позициям «Зерновой состав минеральной части смеси, проход, при размере ячейки 11,2 мм» и «Зерновой состав минеральной части смеси, проход, при размере ячейки, 2,0 мм» Приложения №3 к аукционной документации заказчик установил следующие значения показателя: «90,0*- 100,0*» и «28,0*- 58,0*».

Однако, ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования (далее – ГОСТ Р 58401.1-2019), на который ссылается Заказчик, устанавливает иное значение показателя, с предлогами «От … до …», а не «дефис», на который заменил Заказчик, сопроводив при этом данное значение показателя символом «*» (звездочка).

При таких обстоятельствах, действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к характеристикам и показателям товаров при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе, являются несоответствующими требованиям ч.3 ст.7, ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе…», повлияли на порядок отбора участников закупки.

 

Согласно ч.1 ст.67 ФЗ «О контрактной системе...» аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе...», на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч.4 ст. 67 ФЗ «О контрактной системе...» установлено, что  участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе...», или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе...», требованиям документации о таком аукционе.

Как установлено ч.5 ст.67 ФЗ «О контрактной системе...» отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 ФЗ «О контрактной системе...», не допускается.

Изучив и оценив в совокупности заявки участников электронного аукциона, исследовав материалы дела, выслушав представителей заказчика, Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе, по причине и основанию, указанному в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0144200001820000019 от 21.02.2020г., участнику закупки с идентификационным номером заявки 2.

Допущенные аукционной комиссией заказчика нарушения требований ч.4 ст.67 ФЗ «О контрактной системе…» являются следствием допущенных заказчиком в аукционной документации нарушений при установлении требований к характеристикам товаров, содержанию инструкции по заполнению аукционных заявок.

При таких обстоятельствах, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

           

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РЕНОВАТОР» на действия заказчика - Областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области»  необоснованной.

2. Признать заказчика –– Областное казенное учреждение «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Признать аукционную комиссию заказчика - Областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» нарушившей требования ч.ч.4,5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений ч.ч.4,5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Передать материалы дела №046/06/64-80/2020 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Передать материалы дела №046/06/64-80/2020 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                         <…>

 

Члены комиссии                                                                                     <…>

 

                                                                                                                 <…>

 

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу №046/06/64-80/2020

об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе

 

Резолютивная часть объявлена 27 февраля 2020 года

Изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года                                                                              г. Курск

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), в составе:

<…>                                              – председатель Комиссии,

            <…>                                               – член Комиссии,

<…>                                               – член Комиссии,

на основании решения от 27 февраля 2020 года по делу №046/06/64-80/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «РЕНОВАТОР» на действия заказчика – Областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» при проведении электронного аукциона №0144200001820000019 и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе…») внеплановой проверки определения поставщика, руководствуясь п.2 ч.22 ст.99 ФЗ «О контрактной системе…»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Аукционной комиссии заказчика – Областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области», оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», устранить нарушения требований ФЗ «О контрактной системе…», допущенные при проведении электронного аукциона №0144200001820000019, для чего:

1.1. Аукционной комиссии заказчика отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить на официальном сайте ЕИС «www.zakupki.gov.ru» информацию об отмене протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов.

1.2. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня исполнения п.1 настоящего предписания:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;

- назначить время проведения электронного аукциона и разместить информацию о времени проведения электронного аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о дате и времени проведения электронного аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.

1.3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в п. 1.2 настоящего предписания.

1.4. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 27.02.2020г. по делу №№046/06/64-80/2020.

2. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

4. Заказчику, аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП», осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 27.02.2020г. по делу №№046/06/64-80/2020.

5. В течение 3 (трёх) рабочих дней с даты исполнения п.п.1,2,3,4 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание.

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                         <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                 <…> 

                                                                              

                                                                                               <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны