Решение б/н Решение от 3 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
по делу №248/2016
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области
Резолютивная часть объявлена 10 января 2017 г. Изготовлено в полном объеме 13 января 2017 г. |
г. Курск
|
|||||||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия): |
… |
председатель Комиссии, |
||||||
… |
член Комиссии, |
|||||||
… |
член Комиссии, |
|||||||
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель Шклярик Константин Александрович (далее – ИП Шклярик К.А., заявитель) |
|||||||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
отсутствует, (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела) |
|||||||
Заказчик
|
бюджетное медицинское учреждение «Курская областная клиническая больница» комитета здравоохранения Курской области (далее – БМУ «КОКБ», заказчик) |
|||||||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., ... (по доверенности), представлены документы, удостоверяющие личность |
|||||||
Уполномоченный орган |
комитет по управлению имуществом Курской области |
|||||||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей уполномоченного органа |
... (по доверенности), представлен документ, удостоверяющий личность |
|||||||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|||||||
Закупка № |
0144200002416001159 |
|||||||
Объект закупки |
оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» |
|||||||
Начальная (максимальная) цена контракта |
1 379 880 руб. 00 коп. |
|||||||
Доводы жалобы: По мнению заявителя, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – ФЗ «О контрактной системе...»), Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», заказчик в аукционной документации не установил дополнительное требование к участникам закупки о наличии в составе заявки разрешительного документа, а именно, санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соблюдение санитарных правил и норм при оказании услуг по сбору, транспортированию, обеззараживанию медицинских отходов. При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…» внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия УСТАНОВИЛА: В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) №0144200002416001159: - дата размещения извещения о проведении электронного аукциона – 16.12.2016 г.; - дата окончания подачи заявок – 27.12.2016 г.; - на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки. Согласно протоколу №1659 рассмотрения первых частей заявок от 29.12.2016 г., аукционной комиссией заказчика, уполномоченного органа было принято решение о допуске участников закупки с порядковыми номерами заявок 1 и 2 к участию в электронном аукционе и признании указанных участников закупки участниками электронного аукциона; - в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 09.01.2017 г., в процедуре торгов приняли участие участники закупки с порядковыми номерами заявок 1 и 2, участник закупки с порядковым номером заявки 1 предложил наименьшую цену контракта – 1 366 081 руб. 20 коп.; - согласно протоколу №1 подведения итогов аукциона в электронной форме от 11.01.2017 г., аукционной комиссией заказчика, уполномоченного органа принято решение о соответствии вторых частей заявок участников закупки с порядковыми номерами 1 (ООО «Экотранс») и 2 (ИП Шклярик Константин Александрович, заявитель) требованиям аукционной документации. На дату рассмотрения дела контракт с победителем электронного аукциона не заключен. В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Как установлено п.6 ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...», извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ «О контрактной системе...». Как следует из содержания п.6 ч.5 ст.63 ФЗ «О контрактной системе...», в случае наличия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных предметом закупки, в извещении должно быть указано конкретное требование и установлен исчерпывающий перечень документов, требующихся для подтверждения соответствия участника данному требованию. В позиции «Требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлено: «1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) Дополнительная информация к требованию отсутствует 2 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) Указано в п. 23 и п. 38 аукционной документации». В п. 23 «Единые требования к участникам» документации об электронном аукционе уполномоченным органом установлены единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки». Данная формулировка не позволяет определить, каким именно требованиям законодательства РФ должен соответствовать участник закупки и какие документы для подтверждения соответствия обязательному требованию законодательства РФ необходимо представить участнику закупки. В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не указано об отсутствии требований, установленных законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся предметом закупки. Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», извещение о проведении электронного аукциона заказчика не содержит перечень наименования документов, которые должны быть представлены в подтверждение соответствия участников закупки требованию п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», либо указание на отсутствие необходимости такого предоставления документов. На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что для подтверждения соответствия участников закупки требованию п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» участникам электронного аукциона предоставлять какие-либо документы или их копии не требуется, так как законодательством Российской Федерации не предусмотрено специальных требований к лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных условиями закупки.
Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, объектом закупки является право заключения контракта с бюджетным медицинским учреждением «Курская областная клиническая больница» на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса «Б». Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») с учетом положений ФЗ «Об отходах производства и потребления». Пунктом 30 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Статья 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Согласно п.1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. №1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению. Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 г. №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», под кодом 7 47 800 00 00 0, в котором одиннадцатая цифра является кодом класса опасности для окружающей среды и означает, что класс опасности для таких отходов не установлен. Указания на иные медицинские отходы в Федеральном классификационном каталоге отходов не имеется. Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 г. №792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», конкретные виды отходов представлены в кадастре отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности – в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности. На основании изложенного, в настоящее время действие нормы ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативные правовые акты Минприроды России в области обращения с отходами, не распространяются на обращение с медицинскими отходами.
В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. В части 2 ст.49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы: 1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; 2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы; 3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; 4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным; 5) класс "Д" - радиоактивные отходы. В соответствии с ч.3 ст.49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ч.2 ст.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 №163 (далее – СанПиН 2.1.7.2790-10). Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрена следующая классификация медицинских отходов: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности: Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам. Класс Б - эпидемиологически опасные отходы. Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы. Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности. Класс Д - радиоактивные отходы. Медицинские отходы класса Г подразделяются на лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие. Паспортизации в порядке, установленном ч.3 ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», подлежат лишь отходы I-IV класса опасности, которым присвоен класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и деятельность по обращению с которыми регулируется ФЗ «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, само по себе включение отхода в Федеральный классификационный каталог отходов не свидетельствует о необходимости его паспортизации и отнесения к одному из четырех классов опасности. При таких обстоятельствах, правовых оснований для отнесения медицинских отходов (в том числе класса «Б») к отходам I-IV классов опасности, деятельность по обезвреживанию которых подлежит обязательному лицензированию, не имеется. Таким образом, отсутствие в аукционной документации заказчика требования о предоставлении участниками закупки в составе аукционной заявки действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, не нарушает положения ФЗ «О контрактной системе…» и иные правовые акты, регулирующие обращение с медицинскими отходами.
Согласно ч.3 ст.26 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам. В соответствии со статьей 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, выдаваемый в установленных ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств. Из смысла ст.40 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и понятия санитарно-эпидемиологического заключения усматривается, что санитарно-эпидемиологическое заключение выдается соискателю лицензии для принятия решения о выдаче лицензии. Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса «Г», имеющих I-IV классы опасности) в рамках ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено. Кроме того, действие норм ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами, не распространяются на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы в целом), а также на биологические отходы, и, как следствие, выдача разрешительной документации в области обращения с медицинскими отходами на вышеуказанные отходы неправомерна. В силу п.9.1 раздела IX «Производственный контроль» СанПиН 2.1.7.2790-10, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Таким образом, непосредственно осуществляет деятельность по обращению с отходами и соответственно принимает меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных действующим законодательством, в том числе требований СанПиН 2.1.7.2790-10, участник закупки, т.е. юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Согласно п.5 раздела II «Полномочия» постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Таким образом, соблюдение требований СанПиН при исполнении контракта отнесено к полномочиям заказчика, исполнителя по контракту и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» участник закупки не должен обладать санитарно-эпидемиологическим заключением. При таких обстоятельствах, заказчик, не установив требование к участникам закупки о наличии у них соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения, не нарушил требования ст.31 ФЗ «О контрактной системе…». Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…», Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Шклярика Константина Александровича на действия заказчика – бюджетного медицинского учреждения «Курская областная клиническая больница» комитета здравоохранения Курской области, уполномоченного органа – комитета по управлению имуществом Курской области необоснованной. 2. Признать заказчика – бюджетное медицинское учреждение «Курская областная клиническая больница» комитета здравоохранения Курской области, уполномоченный орган – комитет по управлению имуществом Курской области нарушившими требования п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 3. В связи с тем, что установленное Комиссией Курского УФАС России в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа нарушение требований п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не повлияло на результат электронного аукциона №0144200002416001159, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе заказчику, уполномоченному органу не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|