Решение №- решение от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/01/17.1-112/2021

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2021 года г.Курск

 

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дистанционно по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/5810309066 дело по признакам нарушения муниципальным учреждением «Администрация города Щигры Курской области»  ст.17.1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в передаче муниципального имущества МО «город Щигры» Курской области в аренду ООО «Щигровские коммунальные сети» без проведения торгов, в присутствии ... п

 

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России 20.02.2021г. от Управления ФСБ России по Курской области поступили сведения о признаках нарушения требований антимонопольного законодательства РФ муниципальным учреждением «Администрация города Щигры Курской области» при передаче в аренду ООО «Щигровские коммунальные сети» (далее – ООО «ЩКС» муниципального имущества без проведения торгов.

В ходе рассмотрения указанного заявления и анализа представленных документов и сведений, установлено следующее.

09.01.2020г. администрацией города Щигры в лице главы города Ж... (арендодатель) и ООО «ЩКС» в лице исполнительного директора С... заключен договор аренды муниципального имущества №1. Срок аренды с 01.01.2020 года по 29.01.2020 года.

19.02.2020г. указанными лицами заключен аналогичный договор №1. Срок аренды установлен с 30.01.2020 года по 28.02.2020 года.

По указанным договорам в аренду переданы 156 объектов муниципального имущества общей балансовой стоимостью 30 055,7 тыс. рублей):

  • система водоснабжения (нежилые здания, водопроводы, скважины, водонапорные башни, резервуары чистой воды, колонки водопроводные, наружные водопроводы, компьютеры, водонасосные станции и пр. оборудование) – 136 единиц балансовой стоимостью 12 124,8 тыс. рублей;
  • система водоотведения (напорные трубопроводы, главный коллектор, канализационные сети, комплекс очистных сооружений, напорный коллектор и пр.) – 11 единиц балансовой стоимостью 12 175,3 тыс. рублей;
  • транспортные средства и средства спецтехники (экскаваторы, автомобили УАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, пр.) - 9 единиц балансовой стоимостью 1717,0 тыс. рублей.

05.03.2020 года администрацией города Щигры в лице главы города Ш... (арендодатель) и ООО «ЩКС» в лице исполнительного директора С... В.Л. заключен договор аренды муниципального имущества №1. Срок аренды с 29.02.2020 года по 29.03.2020 года.

24.04.2020 года указанными лицами заключен аналогичный договор №1. Срок аренды установлен с 30.03.2020 года по 28.04.2020 года,

28.04.2020 года – договор №1 со сроком аренды с 29.04.2020 года по 28.05.2020 года,

28.05.2020 года договор №1 со сроком аренды с 29.05.2020 года по 26.06.2020 года.

По 4 договорам, - от 05.03.2020 года, 24.04.2020 года, 28.04.2020 года, 28.05.2020 года в аренду передано 158 объектов муниципального имущества общей балансовой стоимостью 30 398,1 тыс. рублей:

  • система водоснабжения (нежилые здания, водопроводы, скважины, водонапорные башни, резервуары чистой воды, колонки водопроводные, наружные водопроводы, компьютеры, водонасосные станции и пр. оборудование) – 138 единиц балансовой стоимостью 12 463,3 тыс. рублей;
  • система водоотведения (напорные трубопроводы, главный коллектор, канализационные сети, комплекс очистных сооружений, напорный коллектор и пр.) – 11 единиц балансовой стоимостью 12 175,3 тыс. рублей;
  • транспортные средства и средства спецтехники (экскаваторы, автомобили УАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, пр.) - 9 единиц балансовой стоимостью 1717,0 тыс. рублей.

В результате анализа вышеуказанных договоров установлена тождественность муниципального имущества, передаваемого в аренду ООО «ЩКС».

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции», заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с ч.1 ст.41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч.1 ст.9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

При этом ч.33 ст.41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в ч.1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных ч.3 данной статьи, является ничтожным.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, права владения и пользования системами и (или) объектами водоснабжения и водоотведения могут быть переданы только по договорам аренды или концессии с проведением конкурса.

Администрацией города Щигры Курской области 09.01.2020 года без проведения торгов или конкурса заключен договор аренды муниципального имущества (водопроводно-канализационного хозяйства) города Щигры Курской области сроком на 30 дней с ООО «ЩКС». Впоследствии, в период с 01.01.2020г. по 28.05.2020 года, органом местного самоуправления ежемесячно, на основании 5 аналогичных договоров без проведения торгов, в аренду тому же хозяйствующему субъекту - ООО «ЩКС» передавалось то же муниципальное имущество.

Установлено, что вышеуказанные договоры были заключены между Администрацией города Щигры и ООО «ЩКС» на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно Разъяснениям ФАС от 05.06.2012 г. по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с п.11 ч.1 ст..17.1 ФЗ «О защите конкуренции» договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, максимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом в соответствии с п.11 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» является тридцать календарных дней.

Вместе с тем, Администрацией города Щигры, на основании п.11 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» с ООО «ЩКС» 09.01.2020г. заключен договор аренды муниципального имущества - объектов водоснабжения сроком на 30 календарных дней, а в последующем заключены аналогичные договоры от 19.02.2020, 05.03.2020, 24.04.2020, 28.04.2020, 28.05.2020 года. То есть имущество было передано в аренду одному лицу на 6 последовательных месяцев без проведения предусмотренных законом конкурсных процедур.

При указанных обстоятельствах, в действиях Администрации города Щигры Курской области установлено нарушение ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче муниципального имущества по договорам аренды без проведения предусмотренных законом конкурсных процедур.

Как подтверждается материалами дела, срок действия договоров, заключенных Администрацией города Щигры с ООО «ЩКС» 09.01.2020г., 19.02.2020, 05.03.2020, 24.04.2020, 28.04.2020, 28.05.2020, на дату рассмотрения дела истек.

При таких обстоятельствах, правовые основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 17.1, ч.1 ст. 23, ст.41, ст.49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию города Щигры Курской области ОГРН 1024600841242 ИНН 4628004082 нарушившей статью 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

2. В связи с фактическим исполнением сторонами по состоянию на дату рассмотрения дела договоров аренды, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства администрации города Щигры Курской области не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции», решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны