Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 03-05/02-2019 от 1 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах дела № 03-05/02-2019  

  25 февраля  2019 года                                                                                                      г. Курск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 «…»

Члены Комиссии:

«…»,

«…»

рассмотрев дело №03-05/02-2019 по признакам нарушения ОКУ «Государственный архив Курской области»   ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей: Архивного управления Курской области  «…» (по доверенности); ОКУ «Госархив Курской области» «…» (по доверенности), «…» (по доверенности), «…» (по доверенности), в  отсутствии «…» (уведомлен о месте и времени рассмотрения дела), 

                                               У С Т А Н О В И Л А:

 В адрес управления  Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление  «…» (вх. №191-э от 18.10.2018 г.) о нарушении, по мнению заявителя,  требований  действующего антимонопольного законодательства со стороны ОКУ «Государственный архив Курской области», выразившемся в необоснованном взимании  платы за  повторное создание электронных (цифровых) копий архивных документов  с имеющихся цифровых копий фонда пользования как за изготовление электронных (цифровых) копий бумажных документов.

В своем заявлении «…» указывает, что при  обращении в  ОКУ «Госархив Курской области»  о предоставлении  ему  электронных (цифровых) копий архивных документов генеалогического характера с уже имеющихся  цифровых копий фонда пользования (Ф.184, оп. 1 д. 1974 «Переменная книга о мещанах помещичьих крестьянах, дворовых людях и рабочих за 1861 г.» (на 768 л.), Ф. 184, оп.2 д. 1054 «Ревизские сказки мещан, рабочих людей г. Суджи по 10-й ревизии 1858 г.» (на 1537 л.), ему сообщили о том, что услуга предоставления цифровых копий с уже существующих цифровых копий документов в действующем Прейскуранте цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению Курской области, отсутствует. Стоимость предложенной ему услуги изготовления одной цифровой  копии страницы архивного документа с бумажного носителя (образ) составляет 88 руб.70коп.  (п. 4.6.2.2  Прейскуранта цен на платные услуги).    

В ходе рассмотрения заявления, документов и пояснений, представленных по требованию Курского УФАС России Архивным управлением Курской области (вх.№4838 от 28.11.2018г.), ОКУ «Госархив Курской области» (вх.№ 4809 от 26.11.2018г.), установлено, что вопросы, поставленные в заявлении, касаются интересов неопределенного круга физических и юридических лиц, включая российских и иностранных граждан и организации, лиц без гражданства, при получении указанными лицами платных услуг государственного архива.

По результатам анализа указанных документов и информации, аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на  рынке услуг государственного архива Курской области,  возбуждено дело №03-05/02-2019 по признакам нарушения ОКУ «Госархив Курской области» ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

Пункт  4 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает, что доступ  к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией, не может быть ограничен. 

Согласно  ст.3  Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»:

 архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства;

 архивный фонд - совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;

 архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов;

 государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией, или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Согласно ст.24 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы, такой доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых документов, в том числе в форме электронных документов.

Доступ к архивным документам обеспечивается:

1) путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа;

2) путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов;

3) путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования.

             В соответствии с Законом Курской области от 30.11.2015 N 118-ЗКО «Об архивном деле в Курской области»,  Положением об Архивном управлении Курской области (утв. Постановлением Губернатора Курской области от 07.10.2010 №385-пг)  уполномоченным органом исполнительной власти Курской области в сфере архивного дела на территории Курской области является Архивное управление Курской области.

 Согласно п.1.4. указанного положения  Архивное управление Курской области  осуществляет свою деятельность в сфере архивного дела непосредственно и через подведомственные ему областные казенные учреждения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Курской области, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями.

 Из документированной информации, представленной Архивным управлением Курской области, следует, что в ведении архивного управления Курской области  находится ОКУ «Госархив Курской области».  

В соответствии со ст.11  Закона Курской области  «Об архивном деле в Курской области» государственные архивы Курской области комплектуются документами Архивного фонда Курской области и другими архивными документами, подлежащими приему в государственные архивы.

Согласно информации, опубликованной в сети Интернет, на официальном сайте Архивной службы Курской области  (archive.rkursk.ru) в разделе «Об архивном фонде» «Краткая характеристика состава документов, хранящихся в ОКУ «Государственный архив Курской области»  в указанном учреждении хранится более 1200 тысяч документов, начиная с  XVIII века по 2013 г., в том числе в ОКУ «Госархив Курской области» хранятся документы, запрошенные заявителем.

В Российской Федерации в целях расширения доступа физических и юридических лиц к архивным фондам реализуются мероприятия по переводу архивных документов в электронную (цифровую) форму.

Проектом Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено, что социально значимыми государственными (муниципальными) услугами архивов, которыми ежегодно пользуются миллионы физических и юридических лиц, являются организация доступа к архивным фондам и информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

Для расширения доступа Концепция предусматривает в том числе доведение доли переведенных в электронную форму архивных фондов, коллекций, документов по актуальной исторической тематике, а также документальных комплексов, содержащих генеалогическую информацию, к которым существует устойчивый и широкий общественный интерес, до 20%, предоставив к ним онлайн-доступ, в том числе на платной основе, в удобных для пользователей форматах.

Из документированной информации, представленной Архивным управлением Курской области, следует, что мероприятия по реализации Концепции развития архивного дела до 2020 года, в части доведения доли переведенных в электронную форму архивных фондов до 20% и организации онлайн-доступа пользователей к электронным копиям документов Архивного фонда Курской области, были предусмотрены в областной целевой программе «Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2011-2015 годы» (утв. Постановлением Администрации Курской области от 12.10.2010 №473-па). Объем бюджетных средств, выделенных на проведение государственными архивами Курской области мероприятий по оцифровке архивных документов в целях создания электронных (цифровых) версий документов  в рамках выполнения указанной целевой программы за 2011-2013гг., составил 51 130 962 руб., фактически израсходовано 50 674 597 руб.    

Постановлением Администрации Курской области от 22.10.2013 №767-па утверждена государственная программа Курской области «Развитие архивного дела в Курской области» (далее – Государственная программа), согласно которой в число основных программных мероприятий были включены мероприятия по удовлетворению информационных потребностей граждан и расширению доступа к документам Архивного фонда Курской области, а также внедрению в архивную отрасль современных технических средств, информационных продуктов и технологий с целью интеграции архивов Курской области в общероссийское информационное пространство, которые позволили продолжить начатые мероприятия по оцифровке архивных документов и организации доступа к ним в электронном формате. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и во исполнение Постановления Администрации Курской области от 03.11.2017 №865-па «О мерах по реализации Стратегии развития информационного общества  в Российской Федерации на 2017-2030 годы»  в Государственную программу были внесены изменения в части корректировки целевого показателя (индикатора) государственной программы «Доля архивной информации и  поисково-справочных средств к ней (описей, каталогов), предоставленных пользователям информационными ресурсами в электронном виде» с 5,5 до 14%. 

На сегодняшний день в рамках реализации Государственной программы  осуществляются мероприятия по оцифровке архивных документов, хранящихся в ОКУ «Госархив Курской области», путем создания полнотекстовых электронных версий документов, решаются вопросы по расширенному доступу пользователей к документам Архивного фонда Курской области.   

Также из документированной информации, представленной Архивным управлением Курской области, следует, что общее количество архивных документов на бумажных носителях и печатных изданий, хранение которых осуществляет ОКУ «Госархив Курской области»  по состоянию на 01.11.2018г., составляет 1 208 805 единиц хранения, в том числе:

- документов на бумажной основе  - 1 151 326 ед. хр.;

- книг, брошюр - 37 345 ед.хр.  

Количество имеющихся электронных (цифровых) копий с указанных документов  по состоянию на 01.11.2018г. составляет:

- 10,3%  от общего числа ед. хр.;

- 10,5% от документов на бумажной основе;

- 10% от книг, брошюр.

    В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ОКУ «Госархив Курской области»   (место нахождения ) зарегистрировано 21.08.1997г., основным видом деятельности учреждения является  деятельность библиотек и архивов (ОКВЭД  91.01).

Согласно Устава ОКУ «Госархив Курской области» (утвержден приказом Архивного управления Курской области №01-04/40 от 11.08.2011г.) предметом деятельности  ОКУ «Госархив Курской области» является хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Курской области и иных архивных документов (п.2.1 устава).

В соответствии с Разделом 2 «Предмет, цели и виды деятельности Казенного учреждения»  Устава,  основными целями деятельности  ОКУ «Госархив Курской области» являются, в т.ч.:

- обеспечение условий для всестороннего использования документов Архивного фонда Курской области и иных архивных документов юридическими и физическими лицами, а также самостоятельного использования, включая информационное обслуживание органов государственной власти Курской области, удовлетворение информационных потребностей и конституционных прав граждан;

-  обеспечение доступа к архивным документам (их копиям), находящимся на хранении в Казенном учреждении, и справочно-поисковым средствам к ним в соответствии с действующим законодательством;

исполнение запросов российских и иностранных граждан, лиц без гражданства на основе документов Архивного фонда Курской области и других архивных документов, находящихся на хранении в Казенном учреждении, и предоставление им архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов социально-правового и иного характера;

- казенное учреждение выполняет государственные задания, установленные Учредителем в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью.
Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доходы, полученные им от указанной деятельности, поступают в областной бюджет.
Цены (тарифы) на оказываемые услуги, выполняемые работы утверждаются Учредителем;

- исполнение тематических, биографических, генеалогических запросов организаций и граждан, а также запросов об имущественных правах;

- изготовление копий архивных документов и печатных изданий на различных носителях техническими средствами Казенного учреждения;

-  предоставление архивных документов и печатных изданий для копирования техническими средствами пользователя в помещении Казенного учреждения.

 Из документированной информации, представленной ОКУ «Госархив Курской области», следует, что учреждение с 2011 года проводит мероприятия  по оцифровке архивных документов. В рамках реализации областной целевой программы «Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2011-2015годы», утв. Распоряжением Правительства Курской области от 28.09.2010 №466-рп  «Об утверждении концепции областной целевой программы «Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2011-2015 годы» по направлению 2. Программы «Обеспечение прав граждан на доступ к документам Архивного фонда Курской области и иным архивным документам, в том числе с использованием сети  «Интернет» ОКУ «Госархив Курской области» выделялись бюджетные ассигнования на мероприятия по переводу документов в электронный вид. За период  2011-2013гг.  на указанные цели было выделено 51 207 962 руб.  и освоено 50 750 625 руб.      

Поскольку ОКУ «Госархив Курской области» является казенным учреждением, некоммерческой организацией,  осуществляющей приносящую доход деятельность, данное учреждение является хозяйствующим субъектом в соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В ходе анализа состояния  конкуренции на рынке услуг государственного архива Курской области за 2016-2018 годы установлено, что  услуги по доступу к документам (единицам хранения), копированию документов, хранение которых осуществляет ОКУ «Госархив Курской области», могут быть оказаны только данным учреждением, ОКУ «Государственный архив Курской области» занимает доминирующее положение  на рынке услуг государственного архива Курской области с долей 100 %.

  В частности, документы Архивного фонда Курской области ХIХ – начало ХХ века, которые были запрошены в обращении заявителя -  «…», находятся на хранении в ОКУ «Госархив Курской области» и соответственно только ОКУ «Госархив Курской области» обеспечивает доступ пользователей к указанным архивным документам (их копиям) и справочно-поисковым средствам к ним, а также исполняет в рамках оказания информационных услуг исполнение запросов тематического и генеалогического характера (п.2.4.15, п.2.6.4 Устава ОКУ «Госархив Курской области»).

Платные услуги по предоставлению доступа к иным документам данного архива неопределенному кругу лиц могут быть предоставлены также только ОКУ «Госархив Курской области».

 

Приказом Архивного управления Курской области от 09.04.2018г. № 01-03/29 утверждены:

1.  Положение о порядке оказания услуг и выполнения работ на платной основе областными казенными учреждениями, подведомственными  архивному управлению Курской области (далее – Положение);

2. Прейскурант цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению Курской области (далее – Прейскурант цен).

  Согласно п.5, п. 6 Положения, оказание услуг (выполнение работ) на платной основе осуществляется архивными учреждениями по обращениям  (запросам)  пользователей, либо на основе заключаемых с пользователями договоров с указаниями в них сроков оказания услуг (выполнения работ). Перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) архивными учреждениями на платной основе, устанавливается в Прейскуранте цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению Курской области, который утверждается приказом архивного управления Курской области. Цены на  оказываемые услуги (выполняемые работы) устанавливается в Прейскуранте цен исходя из расчетов, произведенных архивными учреждениями в соответствии с требованиями положений разделов II и  III настоящего Положения.  

 

 В соответствии с п. 12 Положения, формирование архивными учреждениями стоимости услуг (работ), подлежащих включению в Прейскурант цен, производится с учетом следующих факторов:

- производственной себестоимости и рентабельности оказываемой услуги или выполняемой работы на платной основе;

- полного комплекса технологических процессов и операций, необходимых  для осуществления единицы оказываемой услуги или выполняемой работы;

- использования научно обоснованных норм времени или выработки на  работы и услуги, полученные на основе данных хронометража;

- специфики документов, которые используются для оказания услуг или  выполнения работ (время создания документа, его физическое состояние, объем, формат и вид документа на различных носителях);

- технической оснащенности архивных учреждений;

- установленных налогов и сборов;

- размера дневного заработка (часовой тарифной ставки) работника, определяемого на основе среднего расчетного уровня оплаты труда и среднего сложившегося уровня материальных расходов на содержание административно-управленческого персонала, а также коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Правильность и обоснованность произведенных архивными учреждениями расчетов цен, подлежащих включению в Прейскурант цен, проверяется уполномоченным структурным подразделением  архивного управления Курской области (п.17 Положения).

 В соответствии с Рекомендациями по оказанию платных услуг федеральными казенными учреждениями, подведомственными Федеральному архивному агентству (утв. Росархивом) оказание платных услуг осуществляется в пределах видов деятельности, закрепленных в уставных документах архивных учреждений, при условии сохранения качества и объема реализации уставных задач и функций. Платные услуги оказываются  архивными учреждениями по обращениям (заявлениям) пользователей либо на платной основе заключаемых с пользователями договоров с обязательным указанием сроков оказания услуг. Архивные учреждения на основании Общих положений расчета цен на платные услуги, а также Перечня платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, утверждают по согласованию с Росархивом прейскуранты на основе составленной архивным учреждением калькуляции на каждый вид платной  работы и услуги. При расчете цены учитываются производственная себестоимость и рентабельность оказываемой платной услуги, состав производственных операций, специфика деятельности  (время создания, физическое состояние, объем, формат и вид документов на различных носителях, техническая оснащенность архива и т.п.), установленные налоги и сборы, а также районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, предусмотренные действующим законодательством.  

Указанный рекомендованный Росархивом Перечень платных услуг содержит, в том числе  услугу по изготовлению копий архивных документов и печатных изданий техническими средствами архива с учетом технологии и формата копирования:

- цифровая копия с разрешением  до 300 dpi, в цвете, тип файла JPEG:

- документа  XVII – XVIII в.в.  образ (формата А4);

- документа  ХIХ в. – 1930г.     образ (формата А4);

- документа  1931 г.- ХХIв.      образ (формата А4).

Кроме того, указанный рекомендованный Росархивом Перечень платных услуг содержит в том числе и другую услугу:  цифровая копия с имеющейся цифровой копии фонда пользования  (образ).  При этом Перечень не разделяет по видам и стоимости услуги по изготовлению цифровых копий с имеющихся цифровых копий в зависимости от давности документов.     

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что  Прейскурант цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению, в том числе   ОКУ «Госархив Курской области», не содержит услуги по изготовлению цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования.

Услуга по изготовлению цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования  Прейскурантом не предусмотрена.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

            На ОКУ «Государственный архив Курской области» как на некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую доход, являющуюся единственной организацией, у которой пользователи могут получить услуги по изготовлению копий документов из соответствующих архивных фондов, распространяются запреты, установленные ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Материалами дела установлено, что:

- электронные (цифровые) копии архивного фонда имеются в распоряжении ОКУ «Госархив Курской области»  и составляют более 10% фонда пользования (в том числе из документов, запрошенных заявителем, в цифровой форме имеются 2 документа);

- техническая и экономическая  возможность предоставления пользователям электронных (цифровых) копий документов у ОКУ «Госархив Курской области» также имеется;

- оказание пользователям соответствующих услуг по предоставлению пользователем электронных (цифровых) копий с имеющихся цифровых копий предусмотрено Концепцией развития архивного дела в Российской Федерации, оказание данной услуги предусмотрено рекомендациями Росархива;

- однако услуга по изготовлению цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования в Прейскуранте цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными Архивному управлению Курской области, отсутствует и в этой связи не оказывается  архивом;

- вместо услуги по изготовлению цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования пользователю предлагается иная услуга – изготовление новой цифровой копии  архивного документа, то есть более трудозатратная, и, следовательно, более дорогая услуга.

Согласно пояснениям Архивного управления Курской области, представленным в ходе рассмотрения дела, цены на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению Курской области, указанные в пп.4.6-4.8 Прейскуранта цен, были установлены исходя из расчетов, произведенных ОКУ «Госархив Курской области» в соответствии с требованиями разделов   II и  III Положения.

ОКУ «Госархив Курской области» письменно (исх.№.) сообщало «…» о том, что оцифрованные копии архивных дел предназначены для работы в читальном зале ОКУ «Госархив Курской области», где имеется возможность самостоятельно бесплатно (за исключением услуг по копированию документов и выдачи документов раньше установленного срока, предусмотренных действующим Прейскурантом) ознакомиться  с содержанием интересующих архивных дел, с помощью сотрудников архива.

Из письменных и устных пояснений Архивного управления Курской области, ОКУ «Госархив Курской области» следует, что согласно произведенному  ОКУ «Госархив Курской области» расчету стоимости услуги «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования», цена изготовления электронной копии фонда пользования с имеющейся электронной копии превышала расчетную стоимость услуги по изготовлению новой цифровой копии архивного документа (бумажного).

 

Так, согласно приложенному расчету стоимости услуги «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования», цена такой услуги составляла:

- документов XVIII века                                        110 руб.53коп.

- документов ХIХ – начало ХХ вв.                         91руб.79коп

- документов 1931 г. –XXI века                              77руб.36 коп.

В этой связи в Прейскурант цен при его утверждении услуга «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования» не была включена в связи с ее высокой стоимостью.

Согласно пояснениям Архивного управления Курской области, ОКУ «Госархив Курской области» указанная цена складывается из стоимости видов работ: получение обращения, регистрация обращения, поиск информации по 1 полю БД, сохранение изображений документов, перенос на электронный носитель информации из электронной базы (1 документ), подготовки сопроводительного письма и отправки ответа; амортизации оборудования, с учетом норм времени и трудозатрат.  

В ходе рассмотрения дела Комиссий Курского УФАС России  установлено, что   представленными расчетами стоимости изготовления электронной копии (цифровой) фонда пользования документов предусмотрены:

- разница нормы выработки при сохранении изображения документа (1 страница) 1931 г –XXI века – 0,01 и XIX – начала XX веков, XVIII века – 0,02;

- разница трудозатрат при сохранении изображения документа (1 страница) 1931 г –XXI века – 0,85 и XIX – начала XX веков, XVIII века – 1,69;

- разница нормы времени при переносе на электронный носитель информации из электронной базы (1 документ) 1931 г –XXI века – 0,00213, XIX – начала XX веков – 0,00413, и XVIII века – 0,00875.

Из письменных пояснений (вх. №.), представленных по запросу Комиссии Курского УФАС России ОКУ «Госархив Курской области»  к расчетам по изготовлению электронной копии (цифровой) фонда пользования  документов  1931 г –XXI века,  XIX – XX, XVIII веков, следует, что  при сохранении изображения документа 1931 г –XXI века норма выработки составила (0,01 часа) и XIX – XX, XVIII веков составила  (0,02 часа). Нормы установлены путем хронометража рабочего времени и зависят  от возможностей оборудования на котором производятся виды работ, размера файла. Трудозатраты при сохранении изображения документа  1931 г –XXI века,  XIX – XX, XVIII веков определяются путем умножения дневной тарифной ставки на норму выработки в день («…»*0,0025=1,69), («…»*0,00125=0,85). При переносе на электронный носитель информации из электронной базы документа 1931 г –XXI века,  XIX – XX, XVIII веков разница нормы времени обусловлена размером файла, который зависит от сложности отсканированного материала.  Также ОКУ «Госархив Курской обрасти» представлена копия приказа ОКУ «Госархив Курской обрасти»  об установлении норм времени на работы и услуги, выполняемые ОКУ «Госархив Курской обрасти», на основании результатов хронометража работ проведенного в ОКУ «Госархив Курской обрасти». 

Таким образом, убедительных доводов и доказательств того, что нормы выработки, нормы времени и трудозатраты на сохранение файла – копии документа в действительности существенно отличаются в зависимости от «возраста» копируемого документа, ОКУ «Госархив Курской области»  и Архивным управлением Курской области не представлено.

      

Согласно п. 1 ч.1 ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Сопоставимого конкурентного рынка услуг государственных архивов на территории РФ не имеется в силу уникальности  документов архивного фонда каждого из архивов, занимающих на соответствующих рынках доли 100%.

Расходы, в частности, повышенные нормы выработки при сохранении изображения документа (1 страница) XIX – начала XX веков, XVIII века – 0,02; трудозатраты при сохранении изображения документа (1 страница)  XIX – начала XX веков, XVIII века – 1,69; нормы времени при переносе на электронный носитель информации из электронной базы (1 документ) XIX – начала XX веков – 0,00413, и XVIII века – 0,00875 не обоснованы ОКУ «Госархив Курской области» и превышают сумму необходимых для производства и реализации рассматриваемой услуги расходов.

Следовательно, цена услуги «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования», не включенной в Прейскурант платных услуг архива по причине ее высокой стоимости (за образ):

- документов XVIII века                                        110 руб.53коп.

- документов ХIХ – начало ХХ вв.                         91 руб.79коп

расчет которой представлен ОКУ «Госархив Курской области» в ходе рассмотрения дела, имеет признаки монопольно высокой цены.

 

Таким образом, действия ОКУ «Госархив Курской области» по установлению монопольно высокой цены на услугу «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования» (за образ): документов XVIII века - 110 руб.53коп., документов ХIХ – начало ХХ вв. - 91руб.79коп. образуют состав нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела ОКУ «Госархив Курской области» факт нарушения не признало.

Вместе с тем на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела 07.02.2019г. Архивным управлением Курской области представлена дополнительная документированная информация, а именно приказ Архивного управления Курской области  от 04.02.2019г. №01-03/09 «О внесении изменения в Прейскурант цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению Курской области» (вх.№526 от 07.02.2019г.).

Согласно указанного приказа в Прейскурант цен на платные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) областными казенными учреждениями, подведомственными архивному управлению Курской области внесены изменения, а именно пункт 4.6 раздела IV  «Использование архивных документов и информационные услуги» дополнен  подпунктом 4.6.3 следующего содержания: «Изготовление цифровой копии архивного документа с имеющейся цифровой копии фонда пользования», единица измерения – образ, цена  - 77 руб. 36 коп.  

Из представленного ОКУ «Госархив Курской области» расчета стоимости услуги «Изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования» следует, что в стоимость услуги включены следующие виды работ, производимых основным персоналом: получение обращения, регистрация обращения, поиск информации, сохранение изображений документов, перенос на электронный носитель информации из электронной базы, подготовка сопроводительного письма и отправка ответа.  

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела 25.02.2019г. представители  Архивного управления Курской области пояснили, что в связи с появлением спроса пользователей на услугу «Предоставление цифровой копии с существующей цифровой копии» и на основании письма ОКУ «Госархив Курской области», Архивное управление Курской области  приказом от 04.02.2019г. №01-03/09 внесло соответствующее изменение в  Прейскурант  цен на платные услуги, дополнив названный прейскурант услугой по изготовлению цифровой копии архивного документа с имеющейся цифровой копии фонда пользования.  Утвержденная  стоимость услуги не разделяется по видам и стоимости услуги по изготовлению цифровых копий с имеющихся цифровых копий в зависимости от давности документов.   

ОКУ «Госархив Курской области» также представило справку о сумме выручки,  полученной  ОКУ «Госархив Курской области»  за период с 09.04.2018г. по 15.02.2019г. от реализации услуг согласно п.4.6.2 – п. 4.6.2.3 Прейскуранта цен на платные услуги  «Изготовление копий архивных документов техническими средствами областного казенного учреждения: цифровой копии архивного документа пользовательского качества с разрешением  300 dpi в формате JPEG» (вх. №726 от 18.02.2019г.).

В ходе рассмотрения дела заявитель – «…» позицию, изложенную в заявлении, поддержал, представил в адрес Курского УФАС России  дополнительные письменные пояснения (вх.№ 19-Э от 15.02.2019г.)

Заявитель указал, что при цене услуги создания цифровой копии архивного документа с имеющейся цифровой копии фонда пользования  77 руб. 36 коп. за образ, стоимость запрашиваемых им копий документов  будет составлять 178 314 руб. 80 коп.

Комиссия, изучив запрос «…» о предоставлении копий архивных документов, установила, что заявитель желает получить копии 2 единиц хранения фонда 184 д.1971 (768 листов) и д. 1054 (1537 листов), т.е. всего 2305 листов, чем и обусловлена высокая стоимость запрашиваемого заявителем массива архивных данных.

Также, по мнению заявителя, калькуляция на указанную услугу не должна содержать расходов на оплату труда сотрудников архива, уже оплаченных из бюджета  и расходов на создание электронных копий, уже созданных в рамках целевой программы, в связи с чем заявитель указал на нарушение, по его мнению, требований ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении,  поддержании монопольно высокой  цены товара со стороны Архивного управления Курской области.

Согласно рекомендациям Федерального архивного агентства по оказанию платных услуг федеральными казенными учреждениями, подведомственными Федеральному архивному агентству (утв.Росархивом), при расчете цены на платные услуги учитывается  производственная  себестоимость и рентабельность платной услуги, состав  производственных операций, специфика деятельности (время создания, физическое состояние, объем, формат и вид документов на различных носителях, техническая оснащенность архива и т.п.) установленные налоги и сборы, а также районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, предусмотренные  действующим законодательством. Расходы, связанные с оказанием услуг, включают: материальные расходы; расходы на оплату труда (включая начисления на оплату труда); суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

  Признаки нарушения  ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»  Архивным управлением Курской области отсутствуют, поскольку согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В соответствии с п.1.1. и п.1.2  Постановления Губернатора Курской области от 07.10.2010 № 385-пг «Об утверждении Положения об архивном управлении Курской области»  Архивное управление Курской области является органом исполнительной власти Курской области  в сфере архивного дела на территории Курской области, т.е. не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем требования ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» на Архивное управление Курской области не распространяются.

 Также в дополнении к заявлению «…» указал, что, по его мнению, имеются признаки нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Архивного управления Курской области и ОКУ «Госархив Курской области»,  выразившиеся в согласованных действиях  с целью поддержания необоснованно высоких цен на услугу по изготовлению копий архивных документов.

Согласно пункта 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Признаков ограничения конкуренции в результате действий (бездействия) Архивного управления Курской области,  ОКУ «Госархив Курской области» в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено, в связи с чем признаки нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» не установлены.

В то же время, Комиссией установлены признаки нарушения ОКУ «Госархив Курской области» п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу создания цифровой копии архивного документа с имеющейся цифровой копии фонда пользования,  результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

            

Председатель комиссии                           ___________________                    «…»

 

Члены Комиссии                                         ___________________                     «…»                                                                                     

___________________                    «…»

 

___________________                    «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны