Предупреждение №02-10/2020 предупреждение о проведении предварительного отбора от 17 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №02-10/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В Курское УФАС России поступили обращения ООО «К…», ООО «Т…», ООО «М…» о действиях (бездействии) Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области в сфере реализации полномочий по проведению предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в частности, оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений на территории Курской области, противоречащих, по мнению заявителей, требованиям ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

По результатам рассмотрения обращений, а также сведений и документов, представленных комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет», Курским УФАС России установлено следующее.

Отношения в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ).

Согласно ст.178 ЖК РФ деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляют специализированные некоммерческие организации - региональные операторы, - юридические лица, создаваемые субъектом РФ в организационно-правовой форме фонда.

В соответствии с ч.5 ст.182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016г. №615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

Как следует из содержания п.1 Положения, указанное Положение определяет порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Положения определены следующие понятия:

- «предварительный отбор» - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор;

- «реестр квалифицированных подрядных организаций» - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных п.193 настоящего Положения.

- «орган по ведению реестра» - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций».

В соответствии с п.6, п.7 Положения (ред., действующей с 21.09.2017г.), предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные п.4 Положения (не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу настоящего Положения (вст. в силу 15.07.2016г.).

После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал. По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.

Как установлено п.8 Положения, предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по следующим предметам электронного аукциона:

а) оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

б) оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

в) оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

г) оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

д) оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

е) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (далее - технический регламент);

ж) оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

Пунктом 62 Положения установлено, что в реестр квалифицированных подрядных организаций включается информация об участниках предварительного отбора, в отношении которых комиссией по проведению предварительного отбора уполномоченного органа принято решение о включении подрядной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Согласно содержанию раздела III Положения «осуществление региональным оператором закупок», участник проводимой региональным оператором закупки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории субъекта РФ, должен быть включен в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету.

Таким образом, потенциальный участник аукциона, проводимого региональным оператором субъекта РФ в рамках Положения N 615, должен обладать специальной правоспособностью - быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта РФ по предмету, соответствующему предмету проводимого региональным оператором аукциона.

Лица, не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками закупок, проводимых в соответствии с Положением N 615.

Таким образом, включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений», осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ в форме проведения предварительного отбора «на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений на территории субъекта РФ».

Предварительный отбор должен проводиться уполномоченным органом на ведение реестра субъекта РФ не реже одного раза в квартал (п.6 Положения).

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016г. №615, проведение процедур предварительного отбора уполномоченным органом на ведение реестра, так же как и закупки работ, услуг региональным оператором, осуществляются в форме электронных процедур, на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru, и сайтах операторов электронных торговых площадок.

Региональный оператор на территории Курской области создан Постановлением Администрации Курской области от 24.06.2013г. №394-па «О создании некоммерческой организации «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

Согласно Постановлению Губернатора Курской области от 18.03.2019г. №103-пг «О внесении изменения в постановление Губернатора Курской области от 24.08.2017 N 234-пг "Об уполномоченном органе на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Курской области» (вступило в законную силу 19.03.2019г.), с 19.03.2019г. уполномоченным органом на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Курской области, является комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области (далее – Комитет).

Согласно информации официального сайта ЕИС, а также сведений, представленных Комитетом, в период с 19.03.2019г. (даты определения Комитета уполномоченным органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций Курской области) по 01.07.2020г., процедура предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, уполномоченным органом на ведение реестра в Курской области – Комитетом не проводилась.

В соответствии с пояснениями Комитета, процедура предварительного отбора по указанному предмету не проводилась в связи с введением режима повышенной готовности в соответствии с Распоряжением Губернатора Курской области от 10.03.2020г. №60-рг (ред. от 18.05.2020г.) «О введении режима повышенной готовности».

Вместе тем, указанное Распоряжение не содержит указания о приостановлении деятельности Комитета.

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016г. №615, проведение процедур предварительного отбора уполномоченным органом на ведение реестра, также как и закупки работ, услуг региональным оператором, осуществляются в форме электронных процедур, на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru, а также на сайтах операторов электронных торговых площадок, то есть проводятся дистанционно.

В соответствии с разъяснениями ФАС России о правомерности работы заказчиков (уполномоченных органов) по осуществлению закупок и функционировании электронных площадок в период нерабочих дней, установленных указами Президента РФ от 25.03.2020г. N 206, от 02.04.2020г. N 239 и от 28.04.2020г. N 294 с 30.03.2020г. по 08.05.2020г., заказчики (уполномоченные органы) были вправе осуществлять закупки, а электронные площадки обеспечивали их проведение в обычном рабочем режиме.

Кроме того, процедуры предварительного отбора не проведены Комитетом не только в период нерабочих дней, установленных указами Президента РФ с 30.03.2020г. по 08.05.2020г., но и в периоды с 19.03.2019г. по 30.03.2020г., а также с 13.05.2020г. по 30.06.2020г.

При этом, в период нерабочих дней Комитетом проведены предварительные отборы для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету «оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов», что опровергает довод Комитета о невозможности проведения процедур предварительного отбора в связи с введением режима повышенной готовности.

Таким образом, уполномоченным органом на ведение реестра Курской области – Комитетом, в период с 19.03.2019г. до 30.06.2020г. не исполнены требования п.6 Положения о ежеквартальном проведении процедур предварительного отбора по предмету «ремонт (замена, модернизация) лифтов».

Данные действия (бездействие) Комитета привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

 

Так, региональным оператором Курской области - Региональным оператором фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области, 19.06.2020г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона №074400000022000401 по предмету: «Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов , выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов»

Начальная максимальная цена контракта - 524 839 252,62 руб.

Согласно условий аукциона, исполнение договора предполагает выполнение 2 видов работ:

- оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.

Как указано ранее, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016г. №615, принять участие в указанных торгах вправе только лица, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету - «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений».

Исходя из положений действующего законодательства, единственным законным способом доступа хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в Курской области, в частности, работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, является участие в процедурах предварительного отбора по соответствующему предмету, проводимых уполномоченным органом на ведение реестра – Комитетом.

При таких обстоятельствах существует административный барьер, преодолеть который при неисполнении Комитетом обязанности по ежеквартальному проведению процедур предварительного отбора, потенциальным участникам торгов, не включенным ранее в указанный реестр, не представляется возможным.

Непроведение процедуры предварительного отбора и, как следствие этого, отсутствие возможности претендовать на заключение договора с региональным оператором, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создает для необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту, (в рассматриваемом случае - работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов), не имеют возможности принять участие в отборе подрядчиков для включения в реестр, что является необходимым условием для входа на соответствующий рынок.

Заявители - ООО «Карачаровский механический завод», ООО «Трансэнерго», ООО «Мосрегионлифт», лишены возможности принять участие в электронном аукционе №074400000022000401, так как информация об указанных лицах отсутствует в реестре квалифицированных подрядных организаций по одному из требующихся предметов - «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений».

При этом, согласно сведений ЕИС, исходя из содержания реестров, по предметам: «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений» и «оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов», требованиям заказчика, предъявляемым к участникам аукциона, соответствует только 1 хозяйствующий субъект.

В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Ввиду изложенного, в бездействии Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в неисполнении требования п.6 Положения о ежеквартальном проведении процедур предварительного отбора, что привело (могло провести) к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в Курской области, в частности, в сфере работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, и создало необоснованные преимущественные условия деятельности на рынке лицам, включенным в реестр по результатам проведения процедур предварительного отбора, проведенным ранее.

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции…», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области о необходимости прекращения бездействия, которое содержит признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем проведения предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

В целях исполнения Предупреждения Комитету жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области необходимо разместить извещение о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, в срок до 03.08.2020г.

О выполнении предупреждения Комитету жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

Примечание: В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующее привлечение лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны