Решение №- Решение и предписание управления ветеринарии Курской области... от 9 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-59-2013

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2013 года.                                                      г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2013 года.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

            рассмотрев дело №02/08-59-2013 о нарушении управлением ветеринарии Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 17) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя заявителя ИП А. (по доверенности) — В.,  представителей Управления ветеринарии Курской области (по доверенностям) – М., П., представителя ОБУ «Курская городская СББЖ» (по доверенности) — Е., личности удостоверены на основании паспортов,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области 23.04.2013 года поступило заявление индивидуального предпринимателя А. с жалобой на действия Управления ветеринарии Курской области, выразившиеся, по мнению заявителя,  в установлении необоснованных требований о наличии разрешений на ввоз и вывоз товара (животноводческой продукции), о предоставлении данных об объемах поставок товара, что повлекло отказ в выдаче ветеринарных сопроводительных документов ИП А.

            В процессе рассмотрения данного заявления и дополнительно представленных управлением ветеринарии Курской области документов, основываясь на вступившем в законную силу постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28.05.2013 г. по делу №А35-6544/2012 суда, Управлением установлено следующее.

   07.02.2013 г. Управлением ветеринарии Курской области направлено письмо (исх. № 09.3/01-01/290) в адрес руководителей областных бюджетных учреждений «Станции по борьбе с болезнями животных района (города)», в котором указывалось, о порядке оформления и выдачи разрешений на ввоз (вывоз) в (из) субъект грузов, сопровождаемых ветеринарно-сопроводительными документами в связи со стационарным неблагополучием Южного федерального и Северо-Кавказского федерального округа по африканской чуме свиней, а также проведением ограничительных мероприятий после снятия карантина по африканской чуме на территории Курской области. В данном письме, в том числе, указано, что для получения разрешения юридическому или физическому лицу необходимо обратиться в областного бюджетное учреждение ветеринарии, подведомственное управлению ветеринарии Курской области (по месту нахождения груза), представив письмо на имя главного государственного ветеринарного инспектора Курской области. В письме должна быть указана информация о виде и количестве груза, наименование и местонахождение покупателя, цель ввоза (вывоза), маршрут следования транспорта, срок ввоза (вывоза).

   Из содержания письма от 07.02.2013 г. № 09.3/01-01/290 следует, что все руководители областных учреждений ветеринарии обязан руководствоваться вышеуказанными требованиями при оформлении ветеринарных сопроводительных документов.

   Кроме того, 20.04.2012г. Управлением ветеринарии Курской области на обращение ИП А. направлен ответ (исх. № 09.3/01-05/1177), в котором указано, что вопрос выдачи разрешений на вывоз свинины блочной замороженной в адрес указанных в заявке предприятий городов Москвы, Тулы, Рязани может быть рассмотрен при условии предоставления информации об объеме поставок в адрес каждого предприятия, а также результатов проведения лабораторных исследований отгружаемых партий на африканскую чуму свиней.   

   При этом, действующим законодательством Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в области ветеринарии не предоставлено право препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе, путем установления требований о предоставлении информации, непредусмотренной законодательством Российской Федерации.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения управлением ветеринарии Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 17) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований о наличии разрешений на ввоз и вывоз товара (животноводческой продукции), о предоставлении данных об объемах поставок товара, что повлекло необоснованный отказ в выдаче ветеринарных сопроводительных документов хозяйствующим субъектам, в том числе и ИП А. и создало необоснованное препятствование осуществлению деятельности указанного предпринимателя.

            На заседании Комиссии Управления ФАС по Курской области представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что письмами Управления ветеринарии Курской области №09.3/01-01/290 от 07.02.2012г. и №09.3/01-05/1077 от 20.04.2012г. установлены ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации и что ущемляет право ИП А. на продажу товара (мясо свинины).

   Представитель управления ветеринарии Курской области пояснила, что письмо управления ветеринарии Курской области №09.3/01-01/290 от 07.02.2012г. не предусматривает возложение на ИП А. обязанности по получению ею разрешения на вывоз продукции, поскольку данная обязанность возлагается на ОБУ «Курская городская СББЖ». Кроме того, письмо Управления ветеринарии Курской области №09.3/01-05/1077 от 20.04.2012г. не содержит запрета на вывоз продукции ИП А, а устанавливает требование о предоставлении информации об объеме поставок в адрес каждого предприятия, что предусмотрено приказом Министерства сельскохозяйственного развития Российской Федерации от 16.11.2011г. №422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов».

            Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, Комиссия Управления ФАС по Курской области приходит к следующему.

            В соответствии с Положением об управлении ветеринарии Курской области, утвержденным Постановлением Губернатора Курской области от 10.11.2011 № 457-пг, управление ветеринарии Курской области является уполномоченным отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственную политику в области ветеринарии, а также оказание государственных услуг (исполнение государственных функций) в сфере ветеринарии. В силу 5.3 указанного Положения управление ветеринарии Курской области издает в пределах своей компетенции приказы, обязательные для выполнения работниками управления и подведомственными учреждениями ветеринарии, а в случаях, установленных действующим законодательством о ветеринарии, дает указания и предъявляет требования, обязательные для выполнения предприятиями, учреждениями и гражданами.

            Материалами дела установлено, что 07.02.2012г. Управлением ветеринарии Курской области направлено письмо (исх. № 09.3/01-01/290) в адрес руководителей областных бюджетных учреждений «Станции по борьбе с болезнями животных района (города)», в котором разъяснялся порядок оформления и выдачи разрешений на ввоз (вывоз) в (из) субъектов Российской Федерации грузов, сопровождаемых ветеринарно-сопроводительными документами в связи со стационарным неблагополучием Южного и Северо-Кавказского федеральных округов по африканской чуме свиней, а также проведением ограничительных мероприятий после снятия карантина по африканской чуме свиней на территории Курской области.

            Индивидуальный предприниматель А. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере переработки мясной продукции (цех обвалки мясного сырья) с 2009 года. Указанная деятельность находится под контролем ветеринарных органов, поскольку связана с продуктами питания животного происхождения — переработкой мяса крупного рогатого скота и свиней. Предприятие ИП А. относится к IV компартменту, на основании заключения от 22.11.2011г., утвержденного начальником управления ветеринарии Курской области и руководителем Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.

            Постановлением Губернатора Курской области от 28.10.2011 года №436-пг (с учетом изменений) с 27 октября 2011 года по 19 декабря 2011 года включительно установлен карантин по заболеванию «африканская чума свиней» на территории Сеймского округа города Курска — (улица Малиновая), установлены границы эпизоотического очага, определены две угрожаемые зоны.

            Постановлением Губернатора Курской области от 19.12.2011 года №521-пг отменен с 20 декабря 2011 года карантин по африканской чуме свиней на части территории города Курска Курской области, введенный Постановлением Губернатора Курской области от 28.10.2011 года №436-пг и установлены ограничения согласно приложению к данному постановлению, в том числе, на шесть месяцев после снятия карантина запрещен вывоз свиней, продуктов сырья, полученных от их убоя за пределы Курской области из ряда районов, за исключением предприятий III и IV компартмента.

            В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.1993г. №4979-1 (далее-Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

            В соответствии со статьей 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор осуществляется в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, и направлен на организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением.

            Вместе с тем, положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 19.06.1994г. №706 (в редакции от 16.04.2001г. №295), установлен порядок осуществления государственного ветеринарного надзора, а также права и обязанности должностных лиц государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.

            В связи со сложившейся в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах по африканской чуме свиней, а также установлением ограничений после снятия карантина на территории Курской области Управлением ветеринарии Курской области 07.02.2012г. направлено в адрес подконтрольных бюджетных учреждений «Станций по борьбе с болезнями животных районов (города)» письмо №09.3/01-01/290, которым управлением ветеринар Курской области предписан порядок оформления и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов на ввоз (вывоз) в (из) субъекта, в том числе, мяса и мясопродуктов, продуктов животного происхождения, готовых изделий из сырья животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

            Поскольку в соответствии со ст.1 Закона о ветеринарии реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных является одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации, Управление ветеринарии Курской области имеет право информировать станции по борьбе с болезнями животных о порядке выдачи на основании обращений юридических и физических ветеринарных сопроводительных документов, исполняя свои контрольные (надзорные) полномочия.

            Таким образом, управление ветеринарии Курской области, направляя письмо               №09.3/01-01/290 бюджетным учреждениям, уполномоченным выдавать ветеринарные сопроводительные документы, действовало в соответствии с Законом о ветеринарии и Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации и не нарушило требованиям антимонопольного законодательства.

            Как следует из материалов дела, 18.04.2012 года ИП А. обратилась в Управление ветеринарии Курской области с уведомлением о необходимости вывоза мясной продукции (в том числе мяса свинины) в адрес контрагентов за пределы Курской области.

            Управление ветеринарии Курской области в ответ на указанное уведомление                  (исх.№09.3/01-05/1077 от 20.04.2012г.) сообщило, что вопрос выдачи разрешений на вывоз свинины блочной замороженной в адрес указанных в заявке предприятий городов Москвы, Тулы, Рязани может быть рассмотрен при условии предоставления информации об объеме поставок в адрес каждого предприятия, а также результатов проведения лабораторных исследований отгружаемых партий на африканскую чуму свиней.

            В соответствии со статьей 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечить выполнение указанных требований.

            В соответствии с названным законом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Приказом от 16.11.2006г. №422 утверждены Правила, устанавливающие порядок организации работ по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее-Правила), обязательный для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных, а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (пункт 1.1 Правил).

            Согласно, пункту 1.4 Правил ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

            В соответствии с п.2.4 вышеуказанных Правил при перевозке грузов между субъектами Российской Федерации в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого груз поступил на хранение.

            Пунктом 2.7 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов установлено, что при неблагополучии территории РФ по карантинным болезням животных ветеринарные сопроводительные документы выдаются с разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии.

            Поскольку мероприятия по проведению государственного ветеринарного надзора и мероприятия по выдаче ветеринарных сопроводительных документов различны как по своему содержанию и направленности, так и по субъектам, уполномоченным осуществлять данные мероприятия, выдача ветеринарных сопроводительных документов не является формой государственного ветеринарного надзора, так как имеет целью лишь подтверждение факта ветеринарного благополучия территории и груза на основании проведения необходимых экспертиз, исследований, обследований, измерений, которые осуществляются на платной основе и носят характер услуг.

            Таким образом, Управление ветеринарии Курской области не вправе было требовать от ИП А. представить в Управление для решения вопроса о выдаче разрешения на вывоз свинины информации об объеме поставок в адрес каждого предприятия, результатов проведения лабораторных исследований отгружаемых партий на африканскую чуму свиней, поскольку не является органом, выдающим ветеринарные сопроводительные документы.

            Решением Арбитражного суда Курской области по делу №А35-6544/2012 по заявлению ИП А. в признании незаконными действий Управления ветеринарии Курской области, вступившим в законную силу и подтвержденным судебными актами апелляционной и кассационной инстанций, направление Управлением ветеринарии Курской области указанного письма №09.3/01-05/1077 от 20.04.2012г. признано несоответствующим действующему законодательству.

   В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.

   При таких обстоятельствах, указание в письме от 20.04.2012г. №09.3/01-05/1077 о том, что вопрос выдачи разрешений на вывоз свинины блочной замороженной в адрес указанных в заявке предприятий городов Москвы, Тулы, Рязани может быть рассмотрен при условии предоставления в Управление ветеринарии Курской области информации об объеме поставок в адрес каждого предприятия, а также результатов проведения лабораторных исследований отгружаемых партий на африканскую чуму свиней, могло создать необоснованное препятствование осуществлению деятельности ИП А. в сфере реализации мясной продукции, что квалифицируется как нарушение пунктов 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 15, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать управление ветеринарии Курской области  (305000, г. Курск, ул. Радищева,    д. 17) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части возложения обязанностей на индивидуального предпринимателя А. в получении разрешений на вывоз продукции и предоставлении информации об объеме поставок в адрес каждого предприятия, путем издания письма от 20.04.2012г.

   2. Выдать управлению ветеринарии Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 17) предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

 

Предписание объявлено 02 июля 2013 года.                                              

Предписание изготовлено 15 июля 2013 года.                                                                     г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №02/08-59-2013 о нарушении управлением ветеринарии Курской области (305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 17) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

   1. Управлению ветеринарии Курской области устранить нарушение п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ в срок 10 дней  с даты получения копии решения и предписания по делу №02/08-59-2013 путём отзыва письма управления ветеринарии Курской области от 20.04.2012г. №09.3/01-05/1077, направленное в адрес ИП А., как принятого с нарушениями требований действующего антимонопольного.

   2. Документированную информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области  в течение трех дней с момента его исполнения.

      3.  Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на члена Комиссии

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

                                                                                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны