Решение №- решение от 8 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №046/01/16-388/2021

Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2021г. г.Курск

Решение изготовлено 08.12.2021г.

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело по признакам нарушения требований ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») со стороны заказчика - Комитета природных ресурсов Курской области и хозяйствующего субъекта - общества с ограниченной ответственностью «Центр экологических анализов и расчетов» (далее – ООО «Э»), по заявлению ООО «М», в присутствии представителя Комитета природных ресурсов Курской области, в присутствии представителя ООО «Э» , в присутствии директора заявителя - ООО «М»  (посредством видеоконференцсвязи),

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России поступило заявление ООО «М» (вх.№2062 от 06.05.2021), в котором заявитель указал, что в декабре 2020 года заказчиком - Комитетом природных ресурсов Курской области (далее – Комитет) проведена закупка у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе…»). Предметом закупки является «Проведение маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз)».

Заявитель полагает, что установленные заказчиком - Комитетом в извещении о проведении данной закупки условия исполнения договора, являются невыполнимыми, поскольку заказчиком предусмотрен сжатый срок выполнения маркшейдерских работ - 7 календарных дней; объекты, на которых исполнитель в соответствии с договором обязуется выполнить маркшейдерские измерения и провести по ним экспертизы, расположены на больших расстояниях от г. Курска и в разных частях Курской области; работы по пяти объектам должны выполняться в зимнее время, когда продолжительность светового дня ограничена, что затрудняет выполнение работ за установленный в договоре срок.

Заявитель указывает, что работы по договору якобы были выполнены ООО «Э» за два дня, что полагает невозможным, учитывая количество объектов и объем работ. В связи с чем считает, что работы, предусмотренные вышеуказанным договором, ООО «Э» уже выполнил ранее, в период с октября 2020 года по ноябрь 2020 года.

Полагает, что закупка указанных работ способом открытых торгов носила фиктивный характер. Возможность участвовать в закупке была ограничена условиями торгов. Фактически принять участие в торгах могло только ООО «Э».

В ходе рассмотрения заявления ООО «М», в ходе рассмотрения дела, Курским УФАС России получены письменные пояснения и документы от Комитета (вх.№3833 от 30.07.2021, вх.№3940 от 04.08.2021, вх.№4422 от 26.08.2021, вх.№5352 от 05.10.2021, вх.№5524 от 13.10.2021, вх.№6230 от 22.11.2021), ООО «Э» (вх.№4402 от 25.08.2021, вх.№5374 от 06.10.2021, вх.№5766 от 25.10.2021), а также получены объяснения от недропользователей (вх.№4457 от 27.08.2021, вх.№4495 от 27.08.2021, вх.№5047 от 21.09.2021). Также получены устные пояснения директора ООО «Э» , заместителя директора по геодезии и картографии ООО «Э» , главного маркшейдера , протоколы опроса от 19.08.2021 приобщены к материалам дела.

По результатам рассмотрения документов, письменных и устных пояснений в ходе рассмотрения заявления и в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.

21.12.2020 г. Комитетом на сайте «http://zak.imkursk.ru» размещено извещение о закупке у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…». Предмет закупки: «Проведение маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз)».

Начальная (максимальная) цена закупки – 448 965 руб. 00 коп.

Согласно протоколу №ИМЗ-2020-005313 рассмотрения заявок на закупку и определения победителя от 23.12.2020, на участие в закупке подана одна заявка - ООО «Э».

По результатам закупки, 23.12.2020 между Заказчиком и ООО «Э» был заключён договор №1198 на проведение маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз).

Как следует из п.1.1 раздела 1 «Предмет Договора» договора №1198: «Исполнитель обязуется в соответствии с условиями настоящего Договора выполнить следующие Работы: маркшейдерские измерения (и проведение по ним экспертиз) на объектах, расположенных в:

1. с.Гирьи Беловского района 3,2 га;

2. восточнее д.Туровка Обоянского района, «Туровский Восточный фланг», площадью 7 га;

3. 800м к югу от д. Бекетово Горшеченский район, площадью 10 га;

4. Поныровский район, Горяйновский с/с, с. Бобровка площадью 1 га и Поныровский район, Горяйновский 1 га.».

Срок выполнения работ по договору 7 календарных дней с момента передачи должностным лицом заказчика документов и сведений, необходимых для проведения маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз).

Согласно акту сдачи - приемки работ от 25.12.2020 ООО «Э» оказал услуги по договору №1198 от 23.12.2020, по проведению маркшейдерских измерений (и проведению по ним экспертиз) в полном объеме, заказчиком работы приняты без замечаний и оплачены (платежное поручение №493713 от 28.12.2020).

Вместе с тем, как следует из полученных документов и сведений, имеющихся в материалах дела, в декабре 2020 года ООО «Э» работы по проведению маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз), перечисленные в договоре №1198 не проводились, указанные работы были выполнены Обществом ранее, в октябре - ноябре 2020 года.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что работы на объектах:

1. с.Гирьи Беловского района 3,2 га;

2. восточнее д.Туровка Обоянского района, «Туровский Восточный фланг», площадью 7 га;

3. 800м к югу от д. Бекетово Горшеченский район, площадью 10 га;

4. Поныровский район, Горяйновский с/с, с. Бобровка площадью 1 га и Поныровский район, Горяйновский 1 га.»

были выполнены ООО «Э» ранее, в октябре – ноябре 2020 года, т.е. до проведения вышеуказанной закупки, по договоренности с Комитетом, без заключения соответствующего контракта.

Впоследствии, в целях оплаты уже выполненных ООО «Э» в октябре – ноябре 2020 года работ, Комитет разместил извещение о закупке данных работ (на тот момент – по состоянию на 21.12.2020 г., уже выполненных). Условия выполнения работ, а именно: срок выполнения работ по договору - 7 календарных дней с момента передачи должностным лицом заказчика документов и сведений, необходимых для проведения маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз)), объекты, на которых исполнитель в соответствии с договором обязуется выполнить маркшейдерские измерения и провести по ним экспертизы, расположены на больших расстояниях от г. Курска и в разных частях Курской области; работы по пяти объектам выполняются в зимнее время, когда продолжительность светового дня ограничена, что затрудняет выполнение работ за установленный в договоре срок, установленные Комитетом, максимально затрудняли участие в закупке иных хозяйствующих субъектов – потенциальных конкурентов ООО «Э».

Данные обстоятельства установлены Комиссией на основании анализа следующих доказательств:

1. 31.01.2020 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «http://zakupki.gov.ru» (далее – ЕИС) заказчиком - Комитетом размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0144200002420000053 по предмету: «Оказание услуг по проведению маркшейдерских измерений (экспертиз), в рамках государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр», конкурсная документация, проект контракта, ИКЗ: 202463202716346320100100110017112244. Начальная (максимальная) цена, установленная Комитетом природных ресурсов Курской области – 1 000 000 руб. 00 коп.

В соответствии с протоколом №317 от 03.03.2020 лучшие условия исполнения Контракта, на основе критериев, указанных в конкурсной документации, предложило ООО «Э».

16.03.2020г. по результатам открытого конкурса в электронной форме, между заказчиком – Комитетом и ООО «ЭКОЦЕНТР» был заключён контракт №053_99212 на оказание услуг по проведению маркшейдерских измерений (экспертиз), в рамках государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр на сумму 889 998 руб. 88 коп. (реестровый номер контракта № 24632027163 20 000006).

В соответствии с приложением №1 к Контракту №053_99212 от 16.03.2020 местом проведения маркшейдерских работ является территория Курской области, срок проведения маркшейдерских работ с 16.03.2020 по 10.12.2020, общая площадь проведения маркшейдерских работ на территории Курской области – 50 га.

В соответствии с п.4.1 приложения №1 к Контракту №053_99212 от 16.03.2020 оказание услуг осуществляется на основании и в соответствии с заявкой заказчика.

В рамках данного контракта, по заявкам Комитета природных ресурсов Курской области, были проведены экспертизы:

- №2 от 26.03.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 4,1 га;

- №4 от 27.03.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 1 га;

- №6 от 19.05.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 2,4 га;

- №7 от 01.06.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 0,2 га;

- №9 от 05.06.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 1,2 га;

- №57 от 21.10.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 2,1 га;

- №58 от 29.10.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 12 га;

- №59 от 29.10.2020, площадь проведения маркшейдерских работ составляет 30 га.

Таким образом, по состоянию на 29.10.2020 общий объем выполненных работ по итогу проведения данных экспертиз составил 53 га.

По вышеуказанным экспертным заключениям выезды на места нахождения объектов проверки для проведения отбора проб и маркшейдерской съемки экспертами ООО «Э» осуществлялись 17.03.2020, 23.03.2020, 23.04.2020, 19.05.2020, 20.05.2020, 23.09.2020, 12.10.2020.

Как пояснил директор ООО «Э» и подтвердили представители Комитета 15.09.2021, в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 12.10.2020 ООО «Э» объем работ по государственному контракту №053_99212 от 16.03.2020 был выполнен в полном объеме.

При этом Общество выполнило объем работ на 3 га больше, чем предусмотрено контрактом.

10.12.2020 согласно акту сдачи-приемки работ ООО «Э» услуги по контракту №053_99212 от 16.03.2020 (а именно, 50 га) были выполнены в полном объеме, а заказчиком услуги приняты без замечаний.

Заказчиком услуги, оказанные ООО «Э» были оплачены в полном объеме (50 га), в размере 889 998 руб. 88 коп. (платежное поручение №465745 от 15.12.2020).

Таким образом, заказчиком были оплачены только 50 га, то есть объем работ, предусмотренный контрактом.

Выполненные работы в объеме 3 га остались неоплаченными.

2. 14.02.2020 в ЕИС заказчиком - Комитетом размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0144200002420000089 по предмету: «Оказание услуг по проведению гранулометрических измерений (экспертиз) для определения качества полезных ископаемых (на соответствие ГОСТам), в рамках государственного надзора», конкурсная документация, проект контракта, ИКЗ: 202463202716346320100100070017112244. Начальная (максимальная) цена, установленная Комитетом природных ресурсов Курской области – 800 000 руб. 00 коп.

В соответствии с протоколом №455 от 17.03.2020 открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся на основании ч. 16 ст. 54.4 ФЗ «О контрактной системе…» по причине участия единственного участника – ООО «Э».

27.03.2020 по результатам открытого конкурса в электронной форме, между заказчиком – Комитетом и ООО «Э» был заключён контракт №089_99212 от 27.03.2020 на оказание услуг по проведению гранулометрических измерений (экспертиз) для определения качества полезных ископаемых (на соответствие ГОСТам), в рамках государственного надзора на сумму 800 000 руб. 00 коп. (реестровый номер контракта № 24632027163 20 000008).

В соответствии с приложением №1 к Контракту №089_99212 от 27.03.2020 местом проведения гранулометрических измерений (экспертиз) является территория Курской области, срок проведения гранулометрических измерений (экспертиз) с 27.03.2020 по 10.12.2020, общее количество услуг по отбору проб (образцов), проведению лабораторных исследований, испытаний и измерений, определяется в соответствии с таблицей 3 (проведение отбора проб – 24, проведение лабораторных испытаний – 72, подготовка заключения эксперта – 8, всего – 104).

Согласно приложения №1 к Контракту №089_99212 от 27.03.2020 количество услуг по отбору проб (образцов) и проведению лабораторных испытаний указано ориентировочно и может изменяться, исходя из целей и задач конкретного экспертного исследования. Количество экспертных заключений по заявкам Заказчика изменению не подлежит.

Согласно акту сдачи - приемки работ от 10.12.2020 ООО «Э» оказал услуги по проведению гранулометрических измерений (экспертиз) для определения качества полезных ископаемых (на соответствие ГОСТам), в рамках государственного надзора в период с 27.03.2020 по 10.12.2020 в полном объеме, а заказчиком услуги приняты без замечаний, что подтверждается печатью и подписью сторон.

Как подтверждается платежным поручением №465768 от 15.12.2020, заказчиком оказанные услуги ООО «Э» были оплачены в полном объеме, в размере 800 000 руб. 00 коп.

В рамках данного контракта, по заявкам Комитета, ООО «ЭКОЦЕНТР» были проведены экспертизы №5 от 19.05.2020, №53 от 18.08.2020, №57 от 21.10.2020, №58 от 29.10.2020, №59 от 29.10.2020.

Кроме того, ООО «ЭКОЦЕНТР» были сделаны также комплексные экспертные заключения №60 от 02.11.2020, №62 от 03.11.2020, №61 от 03.11.2020, №66 от 01.12.2020, №73 от 25.12.2020, которые включают в себя выполнение работ как по маркшейдерии, так и по гранулометрии. Работы по проведению гранулометрических измерений по данным экспертизам вошли в контракт №089_99212 от 27.03.2020, а работы на проведение маркшейдерских измерений выполнялись ООО «Э» без заключенного контракта, так как объем работ по маркшейдерии по контракту №053_99212 от 16.03.2020 был Обществом выполнен ранее, к 12.10.2020.

По вышеуказанным экспертным заключениям выезды на места нахождения объектов проверки для проведения отбора проб и маркшейдерской съемки экспертами ООО «Э» осуществлялись в октябре 2020 года:

- 13.10.2020 на участок недр местного значения «Гирьянский», расположенный в 0,5 км северо-западнее с. Гирьи Беловского района Курской области (экспертное заключение №60 от 02.11.2020);

- 14.10.2020 на участок недр местного значения «Туровский Восточный фланг» Обоянского района Курской области (экспертное заключение №62 от 03.11.2020);

- 15.10.2020 на участок недр Михайловского месторождения в Горшеченском районе Курской области (экспертное заключение №61 от 03.11.2020);

- 30.10.2020 Поныровский район, Горяйновский сельсовет (экспертное заключение №66 от 01.12.2020);

- 30.10.2020 Поныровский район, Горяйновский сельсовет, село Бобровка (экспертное заключение №73 от 25.12.2020).

При таких обстоятельствах, указанные работы (22,2 га) по проведению маркшейдерских измерений были выполнены экспертами ООО «Э» в отсутствие договорных отношений с Комитетом, по договоренности, с расчетом на последующую оплату указанных работ Комитетом.

Именно те участки недр, на которых были выполнены работы ООО «Э» в октябре 2020 года, впоследствии были перечислены Комитетом в проекте договора, при проведении закупки №ИМЗ-2020-005313 в декабре 2020 года.

В ходе рассмотрения дела представители Комитета и ООО «Э» мотивировали свои действия следующими обстоятельствами.

Согласно документам, представленным в материалы дела, у Комитета в октябре 2020 года возникла необходимость проведения маркшейдерских работ в связи с тем, что 30.09.2020 в Комитет природных ресурсов Курской области поступило требование прокуратуры Курской области (исх.№7-18-2020 от 29.09.2020) о проведении внеплановых выездных проверок с проведением маркшейдерских и гранулометрических исследований в отношении общества с ограниченной ответственностью «К», общества с ограниченной ответственностью «М»), общества с ограниченной ответственностью «Н» и др., в связи с нарушением лицензиатами законодательства РФ о недрах.

В рамках выполнения требования прокуратуры Комитетом были осуществлены соответствующие проверки:

1) 05.10.2020 (№01-10/16) заместителем председателя Комитета природных ресурсов Курской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «К». Место нахождения объекта проверки – участок недр местного значения «Туровский Восточный фланг» - в Обоянском районе Курской области, в 350 м восточнее д.Туровка.

В качестве эксперта распоряжением Комитета №01-10/16 от 05.10.2020 к проведению проверки было привлечено ООО «Э». Срок проведения проверки - 20 рабочих дней (с 08.10.2020 по 05.11.2020).

08.10.2020 должностным лицом Комитета вынесено определение №01-10/16 о назначении экспертизы, которым проведение экспертизы поручено ООО «Э» и поставлены перед экспертом вопросы.

08.10.2020 (исх.№05.5-04-07/6515) Комитетом в адрес ООО «Э» направлено письмо с просьбой выделить сотрудников 14.10.2020 в 10 часов 30 минут для проведения гранулометрического анализа и маркшейдерских замеров объема и площади добытого полезного ископаемого по адресу: участок недр местного значения «Туровский Восточный фланг» - в Обоянском районе Курской области, в 350 м восточнее д.Туровка.

Также в своем письме исх.№05.5-04-07/6515 от 08.10.2020, адресованном ООО «Э», Комитет указывает, что: «В настоящее время бюджетом комитета не предусмотрены расходы по оплате указанного вида работ. Оплату услуг ООО «Центр экологических анализов и расчетов» комитет гарантирует произвести в течении финансового года в полном объеме».

При таких обстоятельствах, Комитет 08.10.2020, отправляя ООО «Э» заявку на выполнение гранулометрических и маркшейдерских работ, располагал информацией о том, что данные работы будут исполняться в отсутствие договорных отношений, своим письмом гарантировал произвести оплату работ позднее.

Несмотря на это, в отсутствии договорных отношений с Комитетом, 14.10.2020 экспертами ООО «Э» был осуществлен выезд на участок недр местного значения «Туровский Восточный фланг» для проведения отбора проб и маркшейдерской съемки.

По итогу проверки в отношении ООО «К», на участке недр местного значения «Туровский Восточный фланг» Обоянского района Курской области, ООО «ЭКОЦЕНТР» оформлено заключение экспертов №62 от 03.11.2020 по проведению маркшейдерских и гранулометрических исследований.

Как следует из экспертного заключения №62 от 03.11.2020 площадь выполненных маркшейдерских работ по данному объекту - 7 га. Исходя из пояснений, представленных Комитетом, стоимость маркшейдерский работ составила 128 450 руб. 00 коп.

Письмом исх.№1334 от 05.11.2020 заключение экспертов №62 от 03.11.2020 передано ООО «Э» в Комитет нарочно, что подтверждается отметкой о вручении.

Таким образом, ООО «ЭКОЦЕНТР» выполнил маркшейдерские работы по заявке Комитета природных ресурсов Курской области в отсутствии контракта, но располагая письменной гарантией на оплату данных работ (письмо Комитета исх.№05.5-04-07/6515 от 08.10.2020).

2). 05.10.2020 (№01-10/12) заместителем председателя Комитета вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «НИКА». Место нахождения объекта проверки – участок недр местного значения «Гирьянский» - 0,5 км северо-западнее с. Гирьи Беловского района Курской области.

В качестве эксперта распоряжением Комитета №01-10/12 от 05.10.2020 к проведению проверки было привлечено ООО «Э». Срок проведения проверки - 20 рабочих дней (с 09.10.2020 по 06.11.2020).

08.10.2020 должностным лицом Комитета вынесено определение №01-10/12 о назначении экспертизы, которым проведение экспертизы поручено ООО «Э» и поставлены перед экспертом вопросы.

08.10.2020 (исх.№05.5-04-07/6510) Комитетом в адрес ООО «Э» направлено письмо с просьбой выделить сотрудников 13.10.2020 в 11 часов 00 минут для проведения гранулометрического анализа и маркшейдерских замеров объема и площади добытого полезного ископаемого по адресу: участок недр местного значения «Гирьянский» - 0,5 км северо-западнее с. Гирьи Беловского района Курской области.

Также в своем письме исх.№05.5-04-07/6510 от 08.10.2020 Комитет природных ресурсов Курской области указывает, что: «В настоящее время бюджетом комитета не предусмотрены расходы по оплате указанного вида работ. Оплату услуг ООО «Центр экологических анализов и расчетов» комитет гарантирует произвести в течении финансового года в полном объеме».

При таких обстоятельствах, Комитет 08.10.2020, отправляя ООО «Э» заявку на выполнение гранулометрических и маркшейдерских работ, располагал информацией о выполнении данных работ в отсутствие договорных отношений, своим письмом гарантировал произвести оплату работ позднее.

Несмотря на это, в отсутствии договорных отношений с Комитетом, 13.10.2020 экспертами ООО «Э» был осуществлен выезд на участок недр местного значения «Гирьянский», расположенный в 0,5 км северо-западнее с. Гирьи Беловского района Курской области, для проведения отбора проб и маркшейдерской съемки.

По итогу проверки в отношении ООО «Н», на участке недр местного значения «Гирьянский» ООО «Э» оформлено заключение экспертов №60 от 02.11.2020 по проведению маркшейдерских и гранулометрических исследований.

Как следует из экспертного заключения №60 от 02.11.2020 площадь выполненных маркшейдерских работ по данному объекту – 3,2 га, стоимость маркшейдерский работ составила 68 590 руб. 00 коп.

Письмом исх.№1332 от 05.11.2020 заключение экспертов №60 от 02.11.2020 передано ООО «Э» в Комитет нарочно, что подтверждается отметкой о вручении.

Таким образом, ООО «Э» выполнил маркшейдерские работы по заявке Комитета природных ресурсов Курской области в отсутствии контракта, но располагая письменной гарантией на оплату данных работ (письмо Комитета исх.№05.5-04-07/6510 от 08.10.2020).

3). 05.10.2020 (№01-10/13) заместителем председателя Комитета вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «М». Место нахождения объекта проверки – на участке недр Михайловского месторождения, в 800 м к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области.

В качестве эксперта распоряжением Комитета №01-10/13 от 05.10.2020 к проведению проверки было привлечено ООО «Э». Срок проведения проверки - 20 рабочих дней (с 12.10.2020 по 09.11.2020).

08.10.2020 должностным лицом Комитета вынесено определение №01-10/13 о назначении экспертизы, которым проведение экспертизы поручено ООО «Э» и поставлены перед экспертом вопросы.

08.10.2020 (исх.№05.5-04-07/6513) Комитетом в адрес ООО «Э» направлено письмо с просьбой выделить сотрудников 15.10.2020 в 10 часов 30 минут для проведения гранулометрического анализа и маркшейдерских замеров объема и площади добытого полезного ископаемого по адресу: участок недр местного значения Михайловское месторождение, в 800 м к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области.

Также в своем письме исх.№05.5-04-07/6513 от 08.10.2020 Комитет природных ресурсов Курской области указывает, что: «В настоящее время бюджетом комитета не предусмотрены расходы по оплате указанного вида работ. Оплату услуг ООО «Центр экологических анализов и расчетов» комитет гарантирует произвести в течении финансового года в полном объеме».

При таких обстоятельствах, Комитет 08.10.2020, отправляя ООО «Э» заявку на выполнение гранулометрических и маркшейдерских работ, располагал информацией о выполнении данных работ в отсутствие договорных отношений, своим письмом гарантировал произвести оплату работ позднее.

Несмотря на это, в отсутствии договорных отношений с Комитетом, 15.10.2020 экспертами ООО «Э» был осуществлен выезд на участок недр Михайловского месторождения в Горшеченском районе Курской области для проведения отбора проб и маркшейдерской съемки.

По итогу проверки в отношении ООО «Михайловские месторождение песков», на участке недр Михайловского месторождения в Горшеченском районе Курской области, ООО «Э» оформлено заключение экспертов №61 от 03.11.2020 по проведению маркшейдерских и гранулометрических исследований.

Как следует из экспертного заключения №61 от 03.11.2020 площадь выполненных маркшейдерских работ по данному объекту – 10 га, стоимость маркшейдерский работ составила 215 225 руб. 00 коп.

Письмом исх.№1330 от 05.11.2020 заключение экспертов №61 от 03.11.2020 передано ООО «Э» в Комитет нарочно, что подтверждается отметкой о вручении.

Таким образом, ООО «Э» выполнил маркшейдерские работы по заявке Комитета природных ресурсов Курской области в отсутствии контракта, но располагая письменной гарантией на оплату данных работ (письмо Комитета исх.№05.5-04-07/6513 от 08.10.2020).

4). Кроме того, в октябре 2020 года Комитетом выполнялись плановые (рейдовые) осмотры объектов, к которым также привлекалось ООО «Э».

Так, 21.10.2020 председателем Комитета вынесен приказ №01-06/566 об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра водных объектов, в период с 21.10.2020 по 30.10.2020.

29.10.2020 должностным лицом Комитета осуществлён выезд по адресу: Курская область, Поныровский район, Горяйновский сельсовет, село Бобровка и Курская область, Поныровский район, Горяйновский сельсовет.

В ходе данных выездов составлены акты обследования территории (акватории) №566/08/2020 и №566/08/10/2020, в которых установлен факт непосредственного выявления признаков административного правонарушения законодательства РФ в сфере недропользования.

29.10.2020 должностным лицом Комитета вынесены определения №186/08/20 и №307/08/20 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

29.10.2020 должностным лицом Комитета вынесены определения №186/08/20 и №307/08/20 о назначении экспертизы, которым проведение экспертизы поручено ООО «Э» и поставлены перед экспертом вопросы.

29.10.2020 (исх.№05.5-05-11/7188) Комитетом в адрес ООО «Э» направлено письмо с просьбой выделить сотрудников 29.10.2020 в 12 часов 00 минут и 30.10.2020 в 10 часов 00 минут для проведения гранулометрического анализа и маркшейдерских замеров объема и площади добытого полезного ископаемого по адресу: Курская область, Поныровский район, Горяйновский сельсовет, село Бобровка и Курская область, Поныровский район, Горяйновский сельсовет.

Также в своем письме исх.№05.5-05-11/7188 от 29.10.2020 Комитет природных ресурсов Курской области указывает, что: «В настоящее время бюджетом комитета не предусмотрены расходы по оплате указанного вида работ. Оплату услуг ООО «Центр экологических анализов и расчетов» комитет гарантирует произвести в течении финансового года в полном объеме».

При таких обстоятельствах, Комитет 29.10.2020, отправляя ООО «Э» заявку на выполнение гранулометрических и маркшейдерских работ, располагал информацией о выполнении данных работ в отсутствие договорных отношений, своим письмом гарантировал произвести оплату работ позднее.

Несмотря на это, в отсутствии договорных отношений с Комитетом, 30.10.2020 экспертами ООО «Э» был осуществлен выезд на место проведения исследований - Поныровский район, Горяйновский сельсовет, село Бобровка и Поныровский район, Горяйновский сельсовет для проведения отбора проб и маркшейдерской съемки.

В рамках административного расследования были оформлены заключения экспертов №73 от 25.12.2020 (место проведения исследований - Поныровский район, Горяйновский сельсовет, село Бобровка) и №66 от 01.12.2020 (место проведения исследований - Поныровский район, Горяйновский сельсовет) по проведению маркшейдерских и гранулометрических исследований.

Как следует из экспертного заключения №66 от 01.12.2020 площадь выполненных маркшейдерских работ по данному объекту – 1 га, стоимость маркшейдерский работ составила 18350 руб. 00 коп.

Согласно экспертного заключения №73 от 25.12.2020 площадь выполненных маркшейдерских работ по данному объекту – 1 га, стоимость маркшейдерский работ составила 18350 руб. 00 коп.

Письмами исх.№1406 от 09.12.2020 и исх.№1646 от 25.12.2020 заключение экспертов №66 от 01.12.2020, №73 от 25.12.2020 передано ООО «Э» в Комитет нарочно, что подтверждается отметкой о вручении.

Таким образом, ООО «Э» выполнил маркшейдерские работы по заявке Комитета природных ресурсов Курской области в отсутствии контракта, но располагая письменной гарантией на оплату данных работ (письмо Комитета исх.№05.5-05-11/7188 от 29.10.2020).

При таких обстоятельствах, в итоге общий объем выполненных маркшейдерских работ без договорных отношений для Комитета экспертами ООО «Э» в октябре 2020 года по объектам:

- участок недр местного значения «Туровский Восточный фланг» - в Обоянском районе Курской области, в 350 м восточнее д.Туровка;

- участок недр местного значения «Гирьянский» - 0,5 км северо-западнее с. Гирьи Беловского района Курской области;

- участок недр Михайловского месторождения, в 800 м к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области;

- Курская область, Поныровский район, Горяйновский сельсовет, село Бобровка;

- Поныровский район, Горяйновский сельсовет

составил 22,2 га, общая стоимость маркшейдерский работ составила 448 965 руб. 00 коп.

При таких обстоятельствах, выполненные маркшейдерские работы и оформленные по ним экспертные заключения ООО «Э» №62 от 03.11.2020, №60 от 02.11.2020, №61 от 03.11.2020, №66 от 01.12.2020, №73 от 25.12.2020, по заявкам Комитета, выполнены в отсутствие контракта (договора) и переданы в Комитет.

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что в дальнейшем, поскольку данные работы были выполнены в отсутствие контракта (договора), в декабре 2020 года ООО «Э» предпринимались меры по получению оплаты за выполненные маркшейдерские работы, вошедшие в экспертные заключения №62 от 03.11.2020, №60 от 02.11.2020, №61 от 03.11.2020, №66 от 01.12.2020, №73 от 25.12.2020.

Так, 09.12.2020 ООО «Э» в адрес Комитета направило письмо (исх.№1406) об общем объеме работ по государственному контракту №053_99212 от 16.03.2020, указывая, что общий объем выполненных работ составил 75,2 га. Также в письме указано, что: «Работы по определениям №01-10/12 от 08.10.2020, №01-10/16 от 08.10.2020, №01-10/13 от 08.10.2020, №307/08/20 от 29.10.2020, №186/08/20 от 29.10.2020 выходят за установленные контрактом объемы в 50 га. Объем выполненных работ по данным определениям о назначении экспертиз составил 22,2 га, стоимость данных работ составила 448 965 руб.».

В приложении к письму исх.№1406 от 09.12.2020 ООО «Э» в адрес Комитета направило договор №1197 от 09.12.2020 по предмету маркшейдерские измерения (и проведение по ним экспертиз) на объекте, расположенном 800 м к югу от д. Бекетово Горшеченский район, площадью 10 га, по определению о назначении экспертизы №01-10/13 от 08.10.2020 и договор №1198 от 09.12.2020 по предмету маркшейдерские измерения (и проведение по ним экспертиз) на объектах, расположенных в:

1. с. Гирьи Беловского района, площадью 3,2 га по определению о назначении экспертизы №01-10/12 от 08.10.2020;

2. Восточнее д. Туровка Обоянского района, «Туровский Восточный фланг», площадью 7 га по определению о назначении экспертизы №01-10/16 от 08.10.2020;

3. Поныровский район, Горяйновский с/с с. Бобровка площадью 1 га по определению о назначении экспертизы №307/08/20 от 29.10.2020;

4. Поныровский район, Горяйновский 1 га по определению о назначении экспертизы №186/08/20 от 29.10.2020.

Факт получения указанного письма Комитет подтвердил.

Как пояснил в ходе опроса 19.08.2021 директор ООО «Э», ответ на письмо исх.№1406 от 09.12.2020 в адрес Общества от Комитета природных ресурсов Курской области не поступал.

Однако, после этого, 21.12.2020 в Региональной информационной системе в сфере закупок с использованием электронного модуля «Малые закупки» в РИС «Торги Курской области» «http://zak.imkursk.ru» заказчиком - Комитетом природных ресурсов Курской области размещены извещение №ИМЗ-2020-005313 о закупке у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», проект договора. Предмет закупки малого объема: «Проведение маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз)».

Как следует из п.1.1 раздела 1 «Предмет Договора» договора №1198: «Исполнитель обязуется в соответствии с условиями настоящего Договора выполнить следующие Работы: маркшейдерские измерения (и проведение по ним экспертиз) на объектах, расположенных в:

1. с.Гирьи Беловского района 3,2 га;

2. восточнее д.Туровка Обоянского района, «Туровский Восточный фланг», площадью 7 га;

3. 800м к югу от д. Бекетово Горшеченский район, площадью 10 га;

4. Поныровский район, Горяйновский с/с, с. Бобровка площадью 1 га и Поныровский район, Горяйновский 1 га.».

Начальная максимальная цена закупки составила 448 965 руб.

Таким образом, Комитетом размещена закупка малого объема на те же самые объекты и на ту же площадь объема, маркшейдерские работы по которым ООО «Э» уже были выполнены и оформлены экспертные заключения, а также направлено письмо 09.12.2020 (исх.№1406) в адрес Комитета с требованием оплаты этих работ путем заключения договоров №1197 от 09.12.2020, №1198 от 09.12.2020.

Начальная максимальная цена закупки точно соответствовала стоимости работ, исполненных ООО «Э».

Как пояснил представитель Комитета, в ходе рассмотрения дела 15.09.2021, у Комитета образовался финансовый долг перед ООО «Э» за ранее выполненные маркшейдерские работы и оформленные экспертные заключения.

В связи с требованием ФЗ «О контрактной системе…», постановления Администрации Курской области от 10.12.2019 №1235-па, для оплаты указанных работ необходимо проведение процедуры закупки, установленной постановлением Администрации Курской области от 10.12.2019 №1235-па. Во исполнение требований законодательства РФ, Комитетом было размещено извещение №ИМЗ-2020-005313 в РИС «Торги Курской области» «http://zak.imkursk.ru» о закупке у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…».

Согласно протокола рассмотрения заявок победителем 23.12.2020 было признано ООО «Э» с ценой контракта 448 965 руб. 00 коп.

Представитель Комитета, в ходе рассмотрения дела 15.09.2021 также пояснил, что заявку подать на данную закупку мог любой участник, но если бы закупку выиграл не ООО «Э», то Комитет данную закупку отменил бы, так как Комитету нужно было рассчитаться с ООО «Э» за ранее выполненные маркшейдерские работы и оформленные экспертные заключения.

23.12.2020 по итогам указанной малой закупки между Заказчиком и ООО «Э» был заключён договор №1198 на проведение уже выполненных ранее маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз).

Срок выполнения работ по договору составил 7 календарных дней с момента передачи должностным лицом заказчика документов и сведений, необходимых для проведения маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз).

Согласно акту сдачи - приемки работ от 25.12.2020 ООО «Э» якобы за два дня оказал услуги по договору №1198 от 23.12.2020, по проведению маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз).

Как подтверждается протоколом опроса директора ООО «Э» от 19.08.2021, имеющимся в материалах дела, « … от Комитета с 08 по 12 октября 2020 года ориентировочно поступило 5 или 6 заявок. Все они были отработаны, выполнены с выездами 12, 13, 14, 15 октября. Все выезды были выполнены, измерения сделаны, комплексные заключения экспертов подготовлены и переданы заказчику. В декабре ООО «Э» направило письмо в Комитет о стоимости выполненных работ за пределами государственного контракта, а также 2 проекта договора по объектам, работы на которых уже были выполнены, для заключения, но ответа от Комитета не получили. Позднее специалист ООО «Э» по закупкам увидел на сайте информацию о закупке Комитетом тех работ на тех объектах, которые нами уже были выполнены. Мы подали заявку, поскольку это наши деньги, и выиграли закупку».

Кроме того, директор ООО «Э», согласно опросу от 19.08.2021, подтверждает, что все полевые работы на этих объектах были выполнены в октябре. Заключения экспертные по этим объектам готовились позднее, в ноябре и декабре.

Также, факты поступления заявок от Комитета в октябре 2020 года, осуществления выездов по ним 12, 13, 14, 15 октября, подготовки заключений экспертов по выполненным измерениям в ноябре-декабре 2020 года, подтверждают, в опросе от 19.08.2021, заместитель директора по геодезии и картографии ООО «Э» и главный маркшейдер ООО «Э» 

Также согласно путевым листам легкового автомобиля, представленным Комитетом, должностные лица ООО «ЭКОЦЕНТР» выезжали на участки недр, перечисленные в п.1 п.1.1 раздела 1 «Предмет Договора» договора №1198 от 23.12.2020 г., в течение октября 2020 года, а не в декабре 2020 года, т.е. до заключения указанного договора.

Заключения экспертов по проведению маркшейдерских измерений, являющиеся результатом исполнения договора №1198 от 23.12.2020, ответчики по делу представить не смогли.

Заключения экспертов по проведению маркшейдерских измерений сделаны ООО «Э» для Комитета ранее: от №73 от 25.12.2020, №66 от 01.12.2020, №62 от 03.11.2020, №60 от 02.11.2020, №61 от 03.11.2020.

Таким образом, результат работ по малой закупке (извещение №ИМЗ-2020-005313) по договору №1198 от 23.12.2020 отсутствует (поскольку работы выполнены и приняты Комитетом ранее, до проведения закупочной процедуры).

Выезды ООО «Э» на участки недр вместе с должностными лицами Комитета в октябре 2020 года подтверждаются уведомлениями о месте и времени проведения проверок недропользователей (№01-10/16 от 08.10.2020, №01-10/13 от 05.10.2020, №01-10/12 от 05.10.2020).

Кроме того, согласно письменным пояснениям (вх.№4457 от 27.08.2021) недропользователя ООО «М», представленным в материалы дела, в отношении Общества 15.10.2020 действительно проводилась внеплановая проверка участке недр Михайловского месторождения в Горшеченском районе Курской области в которой участвовали должностные лица Комитета и ООО «Э».

При этом недропользователь указал, что в декабре 2020 года каких-либо проверок (в том числе внеплановых и выездных) должностными лицами Комитета и ООО «Э» не проводились.

Таким образом, закупка №ИМЗ-2020-005313 на проведение маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз) проводилась фиктивно, для создания видимости конкурентной закупки, с целью оплаты ООО «Э» уже выполненных ранее маркшейдерских измерений и экспертиз.

Как пояснил представитель Комитета в ходе рассмотрения дела 15.09.2021, проведение маркшейдерских работ и проведение по ним экспертиз по требованию прокуратуры Курской области и по необходимости проведения рейдовых выездов было поручено ООО «Э», так как Общество уже являлось исполнителем государственного контракта №053_99212 от 16.03.2020. О том, что объем работ ООО «Э» по контракту был перевыполнен, Комитету стало известно только 09.12.2020 после получения письма исх.№1406 от ООО «Э».

Указанный довод опровергается документами, имеющимися в материалах дела, подтверждающими обстоятельства, установленные антимонопольным органом.

Так, в заявках на проведение маркшейдерских работ, отправленных Комитетом в адрес ООО «Э» по контракту №053_99212 от 16.03.2020, указано, что в соответствии с государственным контрактом №053_99212 от 16.03.2020 запланированы работы по проведению маркшейдерских измерений (экспертиз), просят выделить сотрудников ООО «Э» в указанные даты и объекты.

В заявках по объектам, объем работ которых вышел за рамки контракта №053_99212, указано, что: «В настоящее время бюджетом комитета не предусмотрены расходы по оплате указанного вида работ. Оплату услуг ООО «Э» комитет гарантирует произвести в течении финансового года в полном объеме».

В этой связи, Комиссией перед Комитетом природных ресурсов Курской области в определении об отложении рассмотрения дела от 15.09.2021 был поставлен вопрос об организации в Комитете учета выполненных работ по государственному контракту №053_99212 от 16.03.2020.

В представленных письменных пояснениях Комитет от 05.10.2021 (ис.№10.2-01-33/9359) не смог предоставить обоснованного ответа, в связи с чем, Комиссией был сделан вывод о том, что учет работ в Комитете организован ненадлежащим образом.

В соответствии с Регламентом осуществления закупок малого объема с использованием программного модуля «Малые закупки» в Региональной информационной системе в сфере закупок для обеспечения нужд Курской области «Торги Курской области» утвержденного постановлением Администрации Курской области от 10.12.2019 №1235-па:

- заказчик осуществляет размещение в открытой части Модуля извещения не менее чем за 2 (два) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- подать заявку на участие в закупке имеет право любой участник закупки, зарегистрированный для работы в Модуле;

- заказчик в срок не более 3 (трех) рабочих дней после окончания срока подачи заявок рассматривает поданные заявки и принимает решение о соответствии или несоответствии каждой заявки требованиям, указанным в извещении о проведении закупки;

- в течение 2 (двух) рабочих дней с даты размещения на сайте протокола обязан направить победителю закупки проект контракта;

- участник закупки, признанный победителем, подписывает проект контракта в срок не более 2 (двух) рабочих дней с даты его получения от заказчика;

- контракт заключается в электронном виде с использованием функционала РИС "Торги Курской области". После подписания участником закупки проекта контракта заказчик в срок не более 2 (двух) рабочих дней подписывает его со своей стороны. Датой заключения контракта является дата его подписания заказчиком.

Таким образом, провести закупку, выбрать победителя, заключить контракт по малой закупке заказчик может в течение 11 рабочих дней.

В соответствии с представленными сведениями Комитета природных ресурсов Курской области о лимитах бюджетных обязательств, денежные средства на проведение малой закупки в октябре 2020 года у Комитета были.

При таких обстоятельствах, Комитету природных ресурсов Курской области ничто не препятствовало провести данную закупку в тот момент, когда у Комитета возникла необходимость проведения маркшейдерских работ, выходящих за рамки государственного контракта №053_99212 от 16.03.2020.

07.10.2021 г. Комиссией Курского УФАС России было принято Заключение об обстоятельствах дела.

Комиссией установлено, что согласованные действия заказчика – Комитета природных ресурсов Курской области и хозяйствующего субъекта - ООО «Э» по проведению маркшейдерских измерений и экспертиз для государственных нужд, по предварительно достигнутой договоренности без торгов и без контракта, а также проведение фиктивной закупки №ИМЗ-2020-005313 у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», с целью оплаты выполненных ранее ООО «Э» работ, привели к ограничению конкуренции и образуют состав нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии 25.10.2021 представитель ООО «Э» представил письменные пояснения (исх.№1455 от 25.10.2021) к заключению об обстоятельствах дела №046/01/16-388/2021 от 07.10.2021. Устно просил приобщить представленные письменные пояснения в качестве возражений к заключению об обстоятельствах дела №046/01/16-388/2021 от 07.10.2021.

В письменных возражениях на Заключение об обстоятельствах дела ООО «Э» указало следующее.

1. Общество отрицает факт согласованных действий с Комитетом и ведение переписки.

Данный довод убедительно опровергается установленными Комиссией и описанными выше фактами, а именно: 09.12.2020 ООО «Э» в адрес Комитета направило письмо (исх.№1406) об общем объеме работ. В приложении к письму исх.№1406 от 09.12.2020 ООО «Э» в адрес Комитета направило договор №1197 от 09.12.2020, №1198 от 09.12.2020 для заключения по предмету маркшейдерские измерения (и проведение по ним экспертиз) по объектам, работы на которых уже были выполнены и которые в дальнейшем вошли в закупку №ИМЗ-2020-005313.

Довод ответчика опровергается тем, что подавая заявку на участие в закупке №ИМЗ-2020-005313 Общество знало, что работы на данных объектах уже выполнены, экспертизы уже переданы в Комитет нарочно. Кроме того, директор ООО «Э», как следует из протокола опроса от 19.08.2021, пояснил, что: «Мы подали заявку, поскольку это наши деньги».

2. ООО «Э» полагает, что условия исполнения договора №1198 от 23.12.2020, заключенного по результату проведенной закупки №ИМЗ-2020-005313, являются стандартными и любое лицо, специализирующееся на проведении такого рода работ, могло бы исполнить контракт в обычном порядке.

Комиссией Курского УФАС России данный довод не принимается по следующим основаниям.

Во-первых, работы, указанные в закупке, были уже выполнены ООО «ЭКОЦЕНТР», что не отрицают оба ответчика. Должностные лица ООО «ЭКОЦЕНТР», согласно опросам от 19.08.2021, подтвердили, что от Комитета с 08 по 12 октября 2020 года поступали заявки. Все они были отработаны, выполнены с выездами 12, 13, 14, 15 октября. Все выезды были выполнены, измерения сделаны, комплексные заключения экспертов подготовлены и переданы заказчику.

Во-вторых, условием, максимально затрудняющим участие в закупке потенциально конкурирующих хозяйствующих субъектов, является срок выполнения работ по договору, который составляет 7 календарных дней с момента передачи должностным лицом заказчика документов и сведений, необходимых для проведения маркшейдерских измерений (и проведение по ним экспертиз).

При этом материалами дела установлено, что само ООО «Э» выполнило маркшейдерские измерения (и проведение по ним экспертиз) по объектам, указанным в договоре №1198 от 23.12.2020, в период с октября по конец декабря (заключение экспертов №60 от 02.11.2020 начато - 13.10.2020 окончено - 02.11.2020 (20 календарных дней), заключение экспертов №61 от 03.11.2020 начато - 15.10.2020 окончено - 03.11.2020 (19 календарных дней), заключение экспертов №62 от 03.11.2020 начато – 14.10.2020 окончено – 03.11.2020 (20 календарных дней), заключение экспертов №66 от 01.12.2020 начато – 29.10.2020 окончено – 01.12.2020 (33 календарных дня), заключение экспертов №73 от 25.12.2020 начато – 29.10.2020 окончено – 25.12.2020 (57 календарных дня).

3. ООО «Э» полагает, что не участвовало в каких-либо переговорах, согласованных действиях по проведению маркшейдерских измерений на основании заявок Комитета, считает, что Общество не осуществляло ежедневного учета объема стоимости работ по проведению маркшейдерских измерений для Комитета.

Указанные обстоятельства опровергаются следующими документами.

Письмами исх.№05.5-04-07/6515, исх.№05.5-04-07/6510, исх.№05.5-04-07/6513 от 08.10.2020, исх.№05.5-05-11/7188 от 29.10.2020 Комитета, отправленными в адрес ООО «Э», Комитет просит выделить сотрудников 13, 14, 15, 29, 30 октября 2020 года на объекты для проведения гранулометрического анализа и маркшейдерских замеров объема и площади добытого полезного ископаемого. Также в своих письмах Комитет указывает, что: «В настоящее время бюджетом комитета не предусмотрены расходы по оплате указанного вида работ. Оплату услуг ООО «Центр экологических анализов и расчетов» комитет гарантирует произвести в течении финансового года в полном объеме».

При таких обстоятельствах, ООО «Э» располагало информацией о выполнения данных работ в отсутствие договорных отношений. Несмотря на это, экспертами ООО «Э» были осуществлены выезды и выполнены маркшейдерские работы.

Кроме того, согласно ответу от 05.10.2021 (исх.№ 1352) ООО «Э» на запрос Курского УФАС России, учет выполнения работ сотрудниками ООО «Э» по контрактам и договорам велся в рабочей таблице. Сведения о номере заявки, дате и месте проведения исследований, ФИО исполнителя и т.д. вносились в таблицу. Необходимо отметить также, что ООО «Э», являясь хозяйственным обществом, осуществляет предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. В связи с чем, действуя в гражданском обороте добросовестно и разумно, Общество должно вести учет выполненных работ с целью получения оплаты, в том числе для обоснования расчета и уплаты налогов не для Комитета, а для собственной хозяйственной деятельности.

Представленная ООО «Э» судебная практика не относится к предмету настоящего дела, т.к. судами рассматривались иные обстоятельства.

Комитет 22.11.2021 (исх.№102-01-33/11072) направил дополнительные пояснения, указав, что, поскольку ООО «М» не зарегистрировано в системе РИС «Торги Курской области», это исключает возможность его участия в закупках, проводимых через модуль портала «Малые закупки» Курской области. Также Комитет полагает, что доводы заявителя о наличии согласованных действий, послуживших препятствием для его участия в торгах, со ссылкой на ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», не обоснованы.

Комиссией Курского УФАС России данный довод не принимается, по следующим основаниям.

На сайте http://zak.imkursk.ru в модуле портала «Малые закупки» размещена инструкция по регистрации поставщиков, согласно которой срок рассмотрения оператором РИС «Торги Курской области» заявки на регистрацию на портале не превышает три рабочих дня.

При таких обстоятельствах, ООО «М» и любые другие потенциальные участники закупок имели возможность пройти регистрацию на портале для участия в малых закупках Курской области и подавать заявки на участие в закупках.

ООО «М» правовую позицию, изложенную в заявлении, в ходе рассмотрения дела поддержало.

Проанализировав установленные факты и доказательства, документы, устные и письменные пояснения участников дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Осуществление маркшейдерских работ при выполнении Комитетом своих функций органа исполнительной власти Курской области является государственной нуждой Курской области, которая финансируется из бюджета Курской области.

При таких обстоятельствах, для выполнения работ по маркшейдерии, финансируемых за счет средств бюджета, хозяйствующие субъекты должны привлекаться Комитетом по результатам открытых конкурентных процедур.

Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд установлен Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно ст. 8 ФЗ "О контрактной системе…» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п.4 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе…» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

В целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности, экономии средств бюджета при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Курской области, осуществляемых в случаях, установленных пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе …», Постановлением Администрации Курской области от 10.12.2019 N 1235-па утвержден Порядок организации работы по осуществлению закупок малого объема в региональной информационной системе (РИС) в сфере закупок для обеспечения нужд Курской области "Торги Курской области", а также Регламент осуществления закупок малого объема с использованием программного модуля "Малые закупки" в РИС "Торги Курской области".

Согласно вышеуказанных Порядка и Регламента закупок малого объема с использованием программного модуля "Малые закупки" в РИС "Торги Курской области", если стоимость закупаемого товара, работы, услуги превышает 15 тысяч рублей, Заказчик осуществляет размещение в открытой части Модуля извещения не менее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Подать заявку на участие в закупке имеет право любой участник закупки, зарегистрированный для работы в Модуле. Зарегистрироваться в Модуле может любой участник закупки, не включенный в Реестр недобросовестных поставщиков. По окончании срока подачи заявок, установленного в извещении, заказчику автоматически открывается доступ к заявкам, поданным участниками закупки. Заказчик в срок не более 3 рабочих дней после окончания срока подачи заявок рассматривает поданные заявки и принимает решение о соответствии или несоответствии каждой заявки требованиям, указанным в извещении о проведении закупки.

Заказчик определяет победителя закупки и размещает результаты рассмотрения заявок на участие в закупке в форме протокола, сформированного с применением функционала Модуля, подписанного электронной подписью уполномоченного лица заказчика.

Победителем закупки признается участник закупки, заявка которого соответствует всем установленным в извещении требованиям, предложивший наименьшую цену товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, Постановлением Администрации Курской области от 10.12.2019 N 1235-па предусмотрена обязанность государственных заказчиков размещать малые закупки в РИС "Торги Курской области" для обеспечения возможности конкурентного отбора поставщика (подрядчика) для выполнения работ для государственных нужд.

Согласно ст.6 ФЗ «О контрактной системе…», постановления Администрации Курской области от 10.12.2019 №1235-па контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Комитет, являясь государственным заказчиком, при возникновении в октябре 2020 года государственной нужды по выполнению маркшейдерских работ и проведению экспертиз, обязан был провести процедуру закупки либо в соответствии с ФЗ "О контрактной системе…», либо в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 10.12.2019 N 1235-па.

Согласно сведениям, представленным Комитетом природных ресурсов Курской области о лимитах бюджетных обязательств (вх.5352 от 05.10.2021), денежные средства на проведение малой закупки в октябре 2020 года у Комитета имелись.

Однако указанные требования законодательства Комитетом выполнены не были. В обход требований нормативных актов о закупках для государственных нужд, Комитет письменно обратился к ООО «Э» для выполнения указанных работ без проведения соответствующих закупочных процедур, письменно гарантируя последующую оплату выполненных работ (письма Комитета исх.№05.5-04-07/6515 от 08.10.2020, исх.№05.5-04-07/6510 от 08.10.2020, исх.№05.5-04-07/6513 от 08.10.2020, исх.№05.5-05-11/7188 от 29.10.2020).

В свою очередь, ООО «Э» приступило к выполнению работ в отсутствие договорных отношений с государственным заказчиком.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

В ходе рассмотрения дела установлена совокупность последовательных взаимосвязанных действий, согласованных между государственным заказчиком - Комитетом природных ресурсов Курской области и хозяйствующим субъектом – ООО «Э» (переписка, совместные выезды на объекты).

Согласованные действия обусловлены выражением воли двух или более участников. Согласованность выражения воли означает осведомленность каждого из участников о намерении каждого другого участника действовать определенным образом и согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников.

Комитет природных ресурсов Курской области и ООО «Э» совместно реализовывали единую стратегию поведения. Хронология действий, их последовательность и совокупность была обусловлена интересом каждого из участников указанных согласованных действий, и направлена на взаимовыгодный результат.

Согласованные действия были начаты Комитетом и ООО «Э» после того, как 08.10.2020, в обход требований нормативных актов о закупках для государственных нужд, Комитет письменно обратился к ООО «Э» для выполнения маркшейдерских работ без проведения соответствующих закупочных процедур, письменно гарантируя последующую оплату выполненных работ.

Согласованные действия Комитета и ООО «Э» завершены после достижения целей их участниками 28.12.2020г., когда заказчиком произведена оплата по договору №1198 от 23.12.2020 в сумме 448 965,00 рублей.

Результатом согласованных действий Комитета являлось удовлетворение государственной нужды в проведении маркшейдерских измерений и экспертиз и уклонение от конкурентных процедур отбора исполнителя работ, предусмотренных законодательством.

Результатом согласованных действий для ООО «Э» являлось получение прибыли, избежание конкурентных процедур отбора исполнителя работ для государственных нужд, что исключает ценовую конкуренцию с иными хозсубъектами.

Согласованные действия Комитета природных ресурсов Курской области и ООО «Э» привели к отказу от предусмотренных законодательством конкурентных процедур и к ограничению конкуренции на рынке маркшейдерских работ.

Рынок маркшейдерских работ является конкурентным.

Согласно постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, а также Определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307КГ15-1408, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, согласованные действия Комитета и ООО «Э» по привлечению Комитетом для выполнения маркшейдерских работ в объеме 22,2 га, на сумму 448 965 руб. 00 коп. ООО «Э» без конкурентных процедур отбора, предусмотренных законодательством о закупках для государственных нужд (в том числе нормативным актом Курской области - Постановлением Администрации Курской области от 10.12.2019 N 1235-па), проведению Комитетом закупки №ИМЗ-2020-005313 маркшейдерских работ, с целью придания видимости законности указанным согласованным действиям, участие в данной закупке ООО «Э» с целью получения оплаты ранее выполненных Обществом маркшейдерских работ, привели к исключению возможности конкуренции за выполнение указанных работ, что образует состав нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Состав нарушения является материальным, необходимым квалифицирующим признаком нарушения является возможность недопущения, ограничения, устранения конкуренции вследствие согласованных действий, перечень антиконкурентных последствий является открытым.

В ходе рассмотрения дела установлены все квалифицирующие признаки нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции»:

- осуществление согласованных действий государственным заказчиком - Комитетом природных ресурсов Курской области и хозяйствующим субъектом – ООО «Э»;

- негативные последствия для конкуренции на рынке маркшейдерских работ: создание необоснованных преимущественных условий предпринимательской деятельности ООО «Э»; устранение конкуренции, в частности ограничение возможности иных хозяйствующих субъектов конкурировать за право выполнения данных работ для государственных нужд.

 

Вредные последствия нарушения в данном материальном составе исчерпываются возможностью ограничения конкуренции и не требуют доказательств наличия материального ущерба в качестве квалифицирующего признака нарушения.

По итогам рассмотрения дела, руководствуясь статьями 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать государственного заказчика - Комитет природных ресурсов Курской области и хозяйствующего субъекта – ООО «Э» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения согласованных действий, которые привели к исключению возможности конкуренции за выполнение маркшейдерских работ.

2. В связи с окончанием нарушения на дату принятия решения по делу предписание о прекращении нарушения не выдавать.

3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны