Решение б/н Решение по жалобе Курской региональной общественной организа... от 24 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 30/2015
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области
Резолютивная часть объявлена 06 февраля 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев дело № 30/2015 по жалобе Курской региональной общественной организации «Центр общественного контроля в сфере закупок» (далее – КРОО «Центр общественного контроля в сфере закупок», заявитель) на действия заказчика – Бюджетного медицинского учреждения «Курская областная клиническая больница» (далее – БМУ «Курская областная клиническая больница», заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса котировок на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 0344200010615000014), в присутствии представителя заказчика - БМУ «Курская областная клиническая больница» - (по доверенности № 318 от 05.02.2015 г.), в отсутствие представителя заявителя (надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя), личность присутствующего удостоверена на основании документов, удостоверяющих личность,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России (далее – Управление) в форме электронного документа посредством электронной почты на адрес to46@fas.gov.ru 02.02.2015 г. поступила жалоба КРОО «Центр общественного контроля в сфере закупок» (вх. № 497) на действия заказчика – БМУ «Курская областная клиническая больница» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса котировок на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 0344200010615000014), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - ФЗ «О контрактной системе...»).
В своей жалобе заявитель указывает на то, что в извещении о проведении запроса котировок заказчиком предусмотрена возможность подачи котировочной заявки в форме электронного документа на адрес электронной почты заказчика, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям ФЗ «О контрактной системе...».
Кроме того, в извещении о проведении запроса котировок указано, что «форма котировочной заявки прикреплена к извещению, размещенному в виде файла на странице «Сопроводительная документация»», однако файл с формой котировочной заявки заказчиком не размещен на официальном сайте.
Заявитель ссылается на нарушение заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе...», так как в извещении о проведении запроса котировок не установлен перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки в подтверждение соответствия участников закупки требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе...».
Также заявитель обжалует положения документации о закупке в части отсутствия в проекте контракта срока действия контракта, что исключает возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц. На заседании Комиссии представитель заказчика возражал против доводов жалобы заявителя и представил письменное пояснение, из которого следует, что заказчик с жалобой заявителя не согласен.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99, статьи 106 ФЗ «О контрактной системе...» внеплановой проверки определения подрядчика (поставщика, исполнителя), Комиссией УФАС установлено следующее. 26.01.2015 г. в 23 ч. 59 мин. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок № 0344200010615000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 499 500 (четыреста девяносто девять тысяч пятьсот) рублей 00 коп. Как следует из содержания извещения о проведении запроса котировок № 0344200010615000014, заказчиком осуществляется определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку смеси белковой композитной сухой. 1. В пункте «Порядок подачи котировочных заявок» извещения о проведении запроса котировок, сформированном на официальном сайте, заказчик установил возможность подачи котировочной заявки «в форме электронного документа». При этом заказчиком установлено, что «котировочные заявки в форме электронного документа подаются на адрес электронной почты - otdeldogovorov-2015-6@yndex.ru». Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О контрактной системе...» в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе...», допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российский Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС).
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 77 ФЗ «О контрактной системе...» заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок. Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с ФЗ «О контрактной системе...». Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с ФЗ «О контрактной системе...» и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российский Федерации.
Согласно части 5 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе...» Правительством Российский Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию ЕИС. До ввода в эксплуатацию ЕИС информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством Российский Федерации, на официальном сайте, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ «О контрактной системе...».
В настоящее время ЕИС не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
В этой связи в настоящее время, за исключением осуществления закупок путем проведения электронных аукционов, не предусмотрена возможность обмена электронными документами, в том числе подачи котировочных заявок в форме электронного документа.
Согласно пояснений представителя БМУ «Курская областная клиническая больница» на участие в запросе котировок поступили 2 (две) заявки, при этом все заявки поданы в электронной форме.
2. В Разделе «Извещение, документация и иные сопутствующие документы» извещения о проведении запроса котировок № 0344200010615000014, сформированном на официальном сайте, в прикрепленных к извещению документах содержится файл «Запрос котировок смесь белковая». Форма заявки на участие в запросе котировок присутствует во второй вкладке данного файла «Форма заявки на участие».
Таким образом, довод жалобы о неразмещении на официальном сайте заказчиком документа, содержащего форму котировочной заявки, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе…», в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, в том числе, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе…» (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 ФЗ «О контрактной системе…»), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе…», равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе…».
Как установлено пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе…», при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении запроса котировок № 0344200029014000004, сформированном с помощью интерфейса официального сайта, заказчиком установлены требования к участникам: «Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)».
В пункте 21 извещения о запросе котировок заказчиком установлены единые требования к участникам, в том числе, «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки».
В то же время извещение не содержит перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в подтверждение соответствия участника требованию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе…».
Таким образом, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе…», извещение о проведении запроса котировок заказчика не содержит перечень документов, которые должны быть представлены в подтверждение соответствия участника требованию пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе…».
4. В силу части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе...» исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ «О контрактной системе...», или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российский Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключает контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Однако из положений извещения об осуществлении закупки невозможно сделать вывод о минимальном сроке действия обеспечения исполнения контракта. Так, согласно пункту 28 «Порядок предоставления и требования к обеспечения исполнения контракта» извещения о запросе котировок «срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц». Проект контракта в пункте 2.4 предусматривает, что «банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать....срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Закона».
В то же время в пункте 10 проекта контракта установлено, что «Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до момента выполнения обязательств настоящего Контракта обеими Сторонами».
Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет. Таким образом, в проекте контракта отсутствует определенный срок действия контракта, что исключает возможность представления участниками закупки обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и является нарушением требований части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе...».
На основании вышеизложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ «О контрактной системе…», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Курской региональной общественной организации «Центр общественного контроля в сфере закупок» частично обоснованной. 2. Признать заказчика - Бюджетное медицинское учреждение «Курская областная клиническая больница» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73, части 4 статьи 77, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Выдать заказчику - Бюджетному медицинскому учреждению «Курская областная клиническая больница» предписание об устранении нарушений законодательства Российский Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела № 30/2015 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
5. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 30/2015
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
Резолютивная часть объявлена 06 февраля 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:
на основании решения от 06 февраля 2015 года по делу № 30/2015, принятого по результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем запроса котировок на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 0344200010615000014), руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе…»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику – Бюджетному медицинскому учреждению «Курская областная клиническая больница» в целях устранения и недопущения нарушения части 3 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ по результатам запроса котировок на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 0344200010615000014) на этапе заключения государственного контракта привести содержание пункта 10 проекта государственного контракта в соответствие с требованиями пункта 28 извещения о проведении запроса котировок и статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
2. В течение 1 (одного) рабочего дня с даты исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России сведения о его исполнении (заверенную надлежащим образом копию заключенного контракта).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.