Решение б/н Решение и предписание в отношении ОБУССОКО «Обоянский дом-ин... от 8 августа 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №02/08-170-2012 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 августа 2012 года                                                 г. Курск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Комов Ю.А. - руководитель УФАС по Курской области, председатель Комиссии,

Давыдова А.В. – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,

Сошникова М.Ю. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02/08-170-2012 по признакам нарушения областным бюджетным учреждением стационарного социального обслуживания Курской области «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и индивидуальным предпринимателем Л. пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии директора ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» В., представителей ОБУССОКО дом-интернат для престарелых и инвалидов» (по доверенности) М., Г., в отсутствие ИП Л., надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (уведомление №52013580 от 21.07.2012г.),

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области из Обоянского межрайонного следственного отдела Следственного Управления по Курской области Следственного комитета РФ переданы материалы проверки в отношении ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее также - ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат») и ИП Л. по факту закупки продуктов питания в 2011 году в рамках размещения государственного заказа с нарушением требований ст.55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что содержит признаки ограничения конкуренции.

            В процессе рассмотрения представленных материалов Управлением ФАС по Курской области было установлено следующее. 

            В 1-м и во 2-м кварталах 2011 года между государственным заказчиком  ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» и поставщиком ИП Л. в нарушение положений п.14 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов...» заключались договоры поставки одноименных товаров (молочной продукции) на суммы, превышающие установленный Центральным банком РФ размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей) без проведения конкурентных процедур запросов котировок либо торгов. В частности, в 1-м квартале 2011 года у ИП Л. без проведения запроса котировок были закуплены молочные продукты на сумму 260 639 рублей, во 2-м квартале 2011 года - на сумму 106 820 рублей.

            Актом исследования от 23.05.2012г., проведенного отделом по проведению документальных исследований Управления ЭБ и ПК УМВД России по Курской области установлено, что  данные действия привели к созданию необоснованных преимуществ для деятельности поставщика - ИП Л., а также к завышению цен на приобретаемую государственным заказчиком молочную продукцию относительно цен на аналогичные товары, закупленные в тот же период по результатам запросов котировок.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» и ИП Л. ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в согласованных действиях по заключению договоров поставки одноименных товаров (молочной продукции) в 1-м и 2-м кварталах 2011 года на сумму, превышающую установленную ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», без проведения конкурентных процедур закупки (запрос котировок), что привело к ограничению конкуренции при размещении государственного заказа.

            В ходе рассмотрения дела директор ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» признала факт нарушения законодательства о размещении государственного заказа, пояснив, что нарушение произошло по причине незнания требований законодательства, в связи с тем, что государственному заказчику на момент совершения рассматриваемых действий не было известно о вступлении в силу Номенклатуры товаров, работ и услуг для нужд заказчиков, устанавливающей классификацию одноименных товаров по группам.

            Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

             В соответствии со статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» (как в редакции, действовавшей на момент совершения рассматриваемых действий, так и на дату рассмотрения дела) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

            ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат», являясь некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с Уставом функции по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, наделено полномочиями по размещению государственного заказа за счет средств областного бюджета, и реализует полномочия государственного заказчика, предусмотренные ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», т.е. отдельные функции органов власти.

            В 1-м квартале 2011 года между ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» и ИП Л. без проведения торгов и запросов котировок были заключены договоры поставки молочной продукции на общую сумму 260 639 рублей, в т.ч.:

- договоры №1/09, №3/08, №2/07 от 01.01.2011г. на поставку кефира на сумму 21 245 руб., молока на сумму 36 960 руб., творога на сумму 36 068 руб., молока с йодоказеином на сумму 3900 руб., сметаны на сумму 7392 руб.;

- договор №20/90 от 01.02.2011г. на поставку творога на сумму 26 554 руб. и творожную массу на сумму 8000 руб.;

- договор №132 от 01.02.2011г. на поставку молока на сумму 23 760 руб., сметаны на сумму 6720 руб., молока йодированного на сумму 5280 руб.;

- договор №133 от 01.02.2011г. на поставку йогурта на сумму 34320 руб., кефира на сумму 9240 руб.;

- договор №12/58 от 28.03.2011г. на поставку сгущенного молока на сумму 11 832 руб.

            Во 2-м квартале 2011 года между ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» и ИП Л. без проведения торгов и запросов котировок были заключены договоры поставки №21/91 от 01.04.2011г., №134 от 01.05.2011г., № 23/108 от 01.06.2011г.) молочной продукции (молоко, сметана, сгущенное молоко) на общую сумму 106 820 рублей.

            В соответствии со ст.10 ФЗ ««О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При этом, процедуры запроса котировок и приобретение товара на бирже являются конкурентными способами закупки, а заключение контракта с единственным поставщиком - неконкурентным, поскольку при данном способе размещения заказа государственный заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) в отсутствие прозрачной конкурентной процедуры определения такого поставщика и широкого доступа потенциальных участников к участию в размещении такого заказа.

            Ч.2 ст.10 ФЗ «О размещении заказов...» установлено, что во всех случаях, за исключением прямо предусмотренных данным Федеральным законом, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов. Данное требование направлено на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, повышения гласности и прозрачности размещения заказов (ст.1 ФЗ «О размещении заказов...»).

            Действующим законодательством о размещении государственных и муниципальных  заказов (п.14 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») установлено, что заключение государственных контрактов (иных гражданско-правовых договоров) с единственным поставщиком без проведения торгов или запросов котировок допускается в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

            Указанием Центрального банка Российской Федерации №1843-У от 20.06.2007г. данный предельный размер установлен в сумме 100 000 рублей.

            В соответствии со ст.42 ФЗ «О размещении заказов...»  заказчик вправе осуществить размещение заказа путем запроса котировок на одноименные товары, работы, услуги на сумму, не превышающую 500 000 рублей в течение квартала. При этом, победителем запроса котировок признается участник размещения заказа, заявка которого соответствует установленным заказчиком требованиям и содержит предложение о наименьшей цене контракта (т.е. проведение запроса котировок обеспечивает ценовую конкуренцию потенциальных поставщиков за право заключения государственного контракта). 

            Таким образом, заключение государственных контрактов (договоров) на поставку одноименных товаров (работ, услуг) на сумму, превышающую 100 000 рублей в квартал, у единственного поставщика без проведения публичной процедуры запроса котировок (при сумме закупки до 500 000 руб. в квартал) либо торгов в форме аукциона (при сумме закупки свыше 500 000 руб. в квартал), предполагающих широкий доступ и конкуренцию (в т.ч. ценовую) участников размещения заказа за право заключения контракта, является нарушением ст.10 и ст. 55 ФЗ  «О размещении заказов...» и приводит к ограничению конкуренции и созданию необоснованных преимуществ для поставщиков, с которыми заключаются контракты в отсутствие конкурентной борьбы.

            Приказом Минэкономразвития РФ №601 от 01.12.2010г. утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, определяющая группы одноименных товаров, работ, услуг при осуществлении процедур размещения государственного и муниципального заказа. Согласно данной Номенклатуре, действовавшей в 1-м и 2-м кварталах 2011 года (по состоянию на даты заключения вышеуказанных договоров поставки между ОБКССОКО «Обоянский дом-интернат» и ИП Л.), молоко и молочные продукты (код ОКДП 1520000, включающий молоко цельное и сгущенное, йогурт, кефир, сметану, творог и творожные продукты) отнесены к одноименным товарам (позиция Номенклатуры «16»).

            Номенклатура, утвержденная приказом Минрегионразвития РФ №273 от 07.06.2011г.  содержит аналогичные положения (код Номенклатуры «22» молочные продукты соответствует коду ОКДП  1520000 и включает вышеперечисленные наименования товаров).

            При таких обстоятельствах, заключение договоров поставки молочной продукции (молока, сметаны, творога, йогурта, сгущенного молока, сметаны, творожной массы) между ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» и ИП Л. в 1-м и 2-м кварталах 2011 года на суммы, превышающие 100 000 рублей в квартал, является нарушением п.14 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов...» и приводит к ограничению конкуренции на рынке поставки молочных товаров в связи с отсутствием публичных процедур размещения заказа, предполагающих возможность участия широкого круга поставщиков, имеющих возможность претендовать на заключение контракта.

            При этом, как следует из представленных материалов проверки, проведенной  Обоянским межрайонным следственным отделом, и документов, размещенных на официальном сайте государственных закупок  www.zakupki.gov.ru, при проведении ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» запросов котировок на поставку аналогичного товара (молоко и молочные продукты) в феврале и в марте 2011 года в данных процедурах приняли участие по три участника размещения заказа.

            Исходя из изложенного, рассматриваемые действия государственного заказчика ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» и поставщика ИП Л, выразившиеся в заключении договоров поставки молочной продукции в 1-м и 2-м кварталах 2011 года без проведения запросов котировок, предусмотренных ст.42 ФЗ «О размещении заказов...», создают необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта (поставщика товара, с которым заключены договоры в отсутствие публичных процедур и ценовой конкуренции), приводят к незаконному ограничению конкуренции за право заключения контракта и квалифицируются как согласованные действия государственного заказчика и поставщика, направленные на ограничение конкуренции при размещении государственного заказа, противоречащие ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

            Материалами дела, представленными Обоянским межрайонным следственным отделом, в т.ч. письменными объяснениями директора ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» В., установлено, что поставщик молочной продукции, с которым заключались контракты без проведения торгов и запросов котировок - индивидуальный предприниматель  Л является супругом директора ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» В, принимавшей в соответствии со своими полномочиями руководителя организации - государственного заказчика решение о способе размещения заказа (у единственного поставщика), что также свидетельствует о наличии согласованности действий поставщика и заказчика, действующих в общих интересах, обусловленных наличием семейных отношений.

            Материалами дела установлено, что все вышеуказанные договоры поставки молочной продукции, заключенные между ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» и ИП Л. в 1-м и 2-м кварталах 2011 года, своевременно исполнены и оплачены государственным заказчиком за счет средств областного бюджета.

            Таким образом, в результате рассматриваемых согласованных действий, противоречащих требованиям ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», поставщиком товара ИП Л, с которым были заключены договоры поставки в нарушение установленной законодательством о размещении государственного заказа процедуры, получен доход в размере 367 459 рублей, в т.ч. в 1-м квартале 2011 года 260 639 рублей, во 2-м квартале 2011 года 106 820 рублей.

            Учитывая, что ст.55 ФЗ «О размещении заказов...» допускается размещение государственного заказа у единственного поставщика без проведения торгов и запросов котировок на сумму 100 000 в квартал в отношении одноименных товаров, сумма, полученная ИП Л. в результате заключения и исполнения вышеназванных договоров поставки, превышающая 100 000 рублей в течение квартала, является доходом, полученным в результате нарушения антимонопольного законодательства.

            В соответствии с п/п «к» п.2 ч.1 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции» сумма дохода, полученного хозяйствующим субъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

            Размер дохода, полученного ИП Л. вследствие согласованных действий с государственным заказчиком ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат» по заключению договоров поставки молочной продукции без проведения торгов или запросов котировок определяется как сумма дохода, полученного данным поставщиком от заключения и исполнения договоров поставки молочной продукции в 1-м и во 2-м квартале 2011 года за минусом суммы 100 000 рублей в течение каждого квартала, предусмотренной п.14 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов» и рассчитывается следующим образом:

            260 639 руб. - 100 000 руб. = 160 639 руб. - сумма дохода от нарушения антимонопольного законодательства в 1-м квартале 2011г.)

            106 820 руб. - 100 000 руб. = 6 820 руб.  - сумма дохода от нарушения антимонопольного законодательства во 2-м квартале 2011г.

             160 639 руб. +  6 820 руб. = 167 459 руб. - сумма дохода от нарушения антимонопольного законодательства в 1-м и 2-м кварталах 2011г.

           

            На основании изложенного, руководствуясь, статьей 16, частью 1 статьи 23, статьей 41, статьей 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать государственного заказчика - ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и индивидуального предпринимателя Л. нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции» в части согласованных действий по заключению договоров поставки одноименных товаров (молочной продукции) в 1-м и 2-м кварталах 2011 года на сумму, превышающую установленный Центральным банком РФ размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей) без проведения конкурентных процедур, предусмотренных ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

            2. Выдать ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

            3. Выдать индивидуальному предпринимателю Л. предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                        Ю.А.Комов

Члены Комиссии                                                                                                    А.В.Давыдова

                                                                                                                                 М.Ю.Сошникова

                                  

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

Предписание объявлено 02 августа 2012 года

Предписание изготовлено 07 августа 2012 года                                                                                 г. Курск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А.              – председатель Комиссии

            Давыдова А.В.           – член Комиссии

            Сошникова М.Ю.      – член Комиссии

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 02/08-170-2012 о нарушении областным бюджетным учреждением «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и ИП Л. статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1.  ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в целях недопущения нарушений статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» при размещении государственного заказа совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- принять меры по изучению должностными лицами ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ответственными за принятие решений о способе размещения заказа, требований законодательства РФ о размещении государственных заказов, в т.ч. регулирующего заключение государственных контрактов (договоров) с единственным поставщиком;

- обеспечить заблаговременное планирование закупок одноименных товаров, работ, услуг в целях недопущения превышения установленных ФЗ «О размещении заказов...» предельных сумм закупки у единственного поставщика в течение квартала.

            2. Документированную информацию об исполнении настоящего предписания  представить в Управление ФАС по Курской области до 20.12.2012 года.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства

Предписание объявлено 02 августа 2012 года

Предписание изготовлено 07 августа 2012 года                                                                                 г. Курск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А.              – председатель Комиссии

            Давыдова А.В.           – член Комиссии

            Сошникова М.Ю.      – член Комиссии

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 02/08-170-2012 о нарушении областным бюджетным учреждением «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и ИП Л. статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1.  Индивидуальному предпринимателю Л. в срок до 25 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет (код БК 161 1 16 02010 01 6000 140 ИНН 4629015760 КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г.Курск, БИК 043807001, ОКАТО 38401000000) доход в размере 167 459 рублей, полученный вследствие нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в согласованных действиях с государственным заказчиком ОБУССОКО «Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по заключению договоров поставки одноименных товаров (молочной продукции) в 1-м и 2-м кварталах 2011 года на сумму, превышающую установленный Центральным банком РФ размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей) без проведения конкурентных процедур, предусмотренных ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

            2. Документированную информацию об исполнении настоящего предписания  представить в Управление ФАС по Курской области в трехдневный срок с даты его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны