Решение б/н Решение от 9 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №32/2017

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

 

Резолютивная часть объявлена 02 марта 2017 года

Изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года

 

                                                                г. Курск

 

Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(далее – Комиссия):

 

председатель Комиссии

 

член Комиссии

 

член Комиссии

Заявитель

Общество с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее – ООО «Стройинвест», заявитель)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя

Отсутствуют, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом

Заказчик

Администрация Курского района Курской области  (далее – заказчик)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика

 (по доверенности), представлен документ, удостоверяющий личность

Способ определения поставщика

Электронный аукцион

Закупка №

0144300040617000004

Объект закупки

капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения

Начальная (максимальная) цена контракта

36 210 098 руб. 00 коп.

Доводы жалобы:

документация об электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...»), а именно:

1. в нарушение требований ст.34, ст.42, ст.63 ФЗ «О контрактной системе...», извещение о проведении электронного аукциона и проект контракта заказчика содержат противоречивую информацию относительно размера обеспечения исполнения контракта;

2. в нарушение ст.8 ФЗ «О контрактной системе…», заказчиком в п.12 информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении участником закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, одновременно с выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);

3. в нарушение ст.70 ФЗ «О контрактной системе…», в п.14.2 проекта муниципального контракта заказчиком установлено требование о подписании контракта в письменной форме.

Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:

В ходе заседания Комиссии представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, представила устные и письменные пояснения.

При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…» внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколом, размещенным заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона – 03.02.2017 г.;

- дата и время окончания подачи заявок –22.02.2017 г.;

- в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 22.02.2017 г., на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, по результатам рассмотрения которой единой комиссией заказчика было принято решение о соответствии заявки с порядковым номером 1 (ЗАО «Автодор») требованиям аукционной документации и ФЗ «О контрактной системе…». Электронный аукцион признан единой комиссией заказчика несостоявшимся.

 

1. В силу п.8 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе…», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с ч.4 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...», к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации.

Частью 1 ст.34 ФЗ «О контрактной системе...» установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с ФЗ «О контрактной системе…» извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу ч.10 ст.70 ФЗ «О контрактной системе...» контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указан размер обеспечения исполнения контракта: «10863029.40» рублей.

Вместе с тем, в п.24 «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта» информационной карты аукционной документации заказчиком указано: «Обеспечение исполнения государственного контракта устанавливается в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта и составляет 10 863 029 рублей 00 копеек». Кроме того, в п.9.1 проекта муниципального контракта заказчиком указано: «Обеспечение исполнения настоящего Контракта составляет 10 863 029 рублей 00 копеек и предоставляется Подрядчиком до подписания настоящего Контракта».

Представитель Администрации Курского района Курской области пояснила Комиссии, что заказчиком была допущена техническая ошибка (опечатка) при переносе цифровых значений размера обеспечения исполнения контракта в проект муниципального контракта, которая не влияет на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Также представитель заказчика на рассмотрении дела сообщила, что указанная опечатка была устранена заказчиком при направлении победителю закупки проекта муниципального контракта.

При таких обстоятельствах, первый довод жалобы является обоснованным, заказчик нарушил требования ч.1 ст.34, п.8 ч.1 ст.64, ч.10 ст.70 ФЗ «О контрактной системе...».

 

2. Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией).

Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства саморегулируемой организации, закреплены в ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Перечень таких работ определен Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Перечень).

Ч.3 ст.52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 ст.52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Из содержания аукционной документации следует, что объектом закупки №0144300040617000004 является «капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения», то есть выполнение работ по капитальному ремонту, а не работы по организации капитального ремонта.

В п.4.4 проекта муниципального контракта заказчиком указано: «Работы по Контракту выполняются Подрядчиком самостоятельно».

Таким образом, для выполнения работ, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки должен иметь допуск к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки и относящихся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Перечня.

В п.12 «Требования к участникам закупки, установленные Заказчиком» информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования о наличии в составе заявки участника закупки «свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ попадающим под требования приказа № 624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года;

по п.25.1. «Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов, аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек»;

по п.25.2. «Устройство оснований автомобильных дорог»;                     

по п.25.4. «Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами».

При таких обстоятельствах, действия заказчика, установившего в аукционной документации требование о наличии у участника закупки исключительно допуска к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки и относящихся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Перечня, не противоречат нормам п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...».

Таким образом, второй довод жалобы заявителя является необоснованным.

 

3. Статьей 70 ФЗ «О контрактной системе…» установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

 В соответствии с ч.7 ст.70 ФЗ «О контрактной системе…», в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Согласно ч.8 ст.70 ФЗ «О контрактной системе…», с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч.7 ст.70 ФЗ «О контрактной системе…» и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Таким образом, согласно положениям ФЗ «О контрактной системе…» не предусмотрено заключение контракта в письменной форме на бумажном носителе в дополнение к заключенному контракту в электронной форме по результатам электронного аукциона.

В п.14.2 проекта муниципального контракта заказчиком указано: «Контракт составлен на русском языке, подписан в 2 экземплярах, по 1 экземпляру для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу». Данная формулировка, как считает Комиссия, определяет наличие контракта как у заказчика, так и у подрядчика, и предполагает наличие двух экземпляров контракта. Пункт 14.2 проекта муниципального контракта, по мнению Комиссии, изложен заказчиком некорректно, так как по результатам электронного аукциона ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено заключение контракта в одном экземпляре в электронной форме.

 

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:

1. Согласно п.8 ст.42 ФЗ «О контрактной системе…», извещение об осуществлении закупки должно содержать, если иное не предусмотрено ФЗ «О контрактной системе…», размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 ФЗ «О контрактной системе…»).

В соответствии с ч.1 ст.96 ФЗ «О контрактной системе…», заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ФЗ «О контрактной системе…».

Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, заказчиком в п.24 информационной карты аукционной документации и в разделе 9 проекта муниципального контракта установлены требования, предусмотренные ч.1 ст.96 ФЗ «О контрактной системе…».

Вместе с тем, в разделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта» извещения о проведении электронного аукциона заказчиком указано: «Обеспечение контракта».

При таких обстоятельствах, в нарушение п.8 ст.42, ч.1 ст.96 ФЗ «О контрактной системе…», в извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению.

 

2. Согласно п.11 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе…», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В п.11 «Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме» информационной карты аукционной документации заказчиком установлено: «Даты начала и окончания срока предоставления Участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе: Дата начала предоставления разъяснений: с момента размещения извещения».

Таким образом, документация об электронном аукционе заказчика не содержит конкретных календарных дат начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, что не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...».

 

3. Согласно ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Как установлено ч.5 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…», информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с п.12 «Требования к участникам закупки, установленные Заказчиком» информационной карты аукционной документации, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать «копию исполненного контракта (договора);

копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

В п.12 информационной карты аукционной документации заказчиком в силу ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г.): «- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Пункт 2 приложения №1 Постановления Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г. содержит дополнительные требования к участникам закупки о «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Согласно примечанию <*> к списку дополнительных требований, установленных в п.2 приложения №1 Постановления Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г., «Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)».

Таким образом, заказчик, установив в п.12 информационной карты аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки по Постановлению Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г. без указания конкретной группы работ строительных, нарушил требования ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе…» и Постановление Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г.

В то же время, на заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что в аукционной документации должна была быть указана следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Учитывая, что за разъяснениями положений документации об электронном аукционе участники закупки не обращались, а единственный участник закупки в составе заявки представил документы, подтверждающие его соответствие требованиям ФЗ «О контрактной системе...» и документации об электронном аукционе, Комиссия полагает, что допущенные заказчиком нарушения ч.2 ст.31, ч.1 ст.34, п.8 ст.42, п.п.8, 11 ч.1 ст.64, ч.10 ст.70, ч.1 ст.96 ФЗ «О контрактной системе…» не повлияли на порядок отбора участников торгов. В этой связи, Комиссия приняла решение предписание об устранении нарушений ФЗ «О контрактной системе...» заказчику не выдавать.

На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст. 99, 106 ФЗ «О контрактной системе…», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» на действия заказчика – Администрация Курского района Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.1 ст.34, п.8 ч.1 ст.64, ч.10 ст.70 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Признать заказчика – Администрацию Курского района Курской области  нарушившим требования ч.2 ст.31, ч.1 ст.34, п.8 ст.42, п.п.8, 11 ч.1 ст.64, ч.10 ст.70, ч.1 ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

3. В связи с тем, что действия заказчика не повлияли на результат закупки и не повлекли нарушения законных прав и интересов участника электронного аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе Администрации Курского района Курской области не выдавать.

4. Передать материалы дела №32/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Передать материалы дела №32/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

                

Связанные организации

Связанные организации не указаны