Предупреждение б/н Предупреждение 02-15/2022 от 7 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 02-15/2022

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Курское УФАС России поступило заявление "..." о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области и Администрации Октябрьского района Курской области при предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10.

В ходе рассмотрения заявления "...", документов и сведений, представленных Администрацией Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области и Администрацией Октябрьского района Курской области, Курским УФАС России установлено следующее.

В своем заявлении "..." указывает, что Администрацией Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области и Администрацией Октябрьского района Курской области неправомерно, без проведения торгов заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10 с ООО «Торговый дом «Курский бетон».

В соответствии со сведениями и документами, представленными Администрацией Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области и Администрацией Октябрьского района Курской области, государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10 не разграничена.

Земельные участки с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и №46:17:111202:10 не разграничена отнесены к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; виды разрешенного использования - для производственных целей и для устройства карт намыва по складированию полезного ископаемого -строительного песка соответственно.

Как установлено ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Законом Курской области от 02.06.2020 г. № 32-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено», а также, согласно письменных пояснений Администрации Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области, предоставление земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10 в аренду отнесено к полномочиям Администрации Октябрьского района Курской области.

На запрос Курского УФАС России Администрацией Октябрьского района Курской области были представлены письменные пояснения и документы по фактам предоставления земельных участков с кадастровыми номерами №46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10 в аренду.

 

1. Из представленных Администрацией Октябрьского района Курской области документов и сведений следует, что между Администрацией Октябрьского района Курской области и ООО «Торговый дом «Курский бетон» 13.05.2022 г. заключен договор № 10 аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:1 без проведения торгов.

В своих пояснениях Администрация Октябрьского района Курской области указывает, что земельный участок с кадастровым номером № 46:17:111202:1: предоставлен обществу на праве аренды без проведения аукциона по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю. ООО «Торговый дом «Курский бетон» имеет лицензию на пользование недрами. Согласно Техническому проекту разработки и рекультивации карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого - песка на месторождении «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» в Октябрьском районе Курской области, согласованным с Комиссией по СТП Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области 24.05.2018 г., породы основной вскрыши и зачистки перевозятся и складируются ООО «Торговый дом «Курский бетон» на земельном участке с кадастровым номером № 46:17:111202:1, в связи с чем данный участок является необходимым для работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» Земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

В соответствии с п. 20 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Таким образом, действующее законодательство РФ предусматривает возможность заключения договора аренды земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю без проведения торгов.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.

Согласно ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.

Курским УФАС России установлено, что в Государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, содержащими общераспространенные полезные ископаемые на территории Курской области, зарегистрирована лицензия КРС 80139ТЭ от 27.09.2017 г. на пользование участком недр месторождения «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» со сроком действия до 01.10.2029 г., выданная ООО «ТД «Курский бетон».

Как следует из содержания лицензии КРС 80139ТЭ от 27.09.2017 г., выданной ООО «ТД «Курский бетон», технического проекта разработки и рекультивации карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого - песка на месторождении «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» в Октябрьском районе Курской области, горный и земельный отводы, площадью 24,85 га, находятся в границах земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:11 и № 46:17:111202:20. Сведения об осуществлении работ, связанных с недропользованием в границах земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:1, отсутствуют.

Иных документов, подтверждающих право ООО «ТД «Курский бетон» на осуществление деятельности, связанной с недропользованием, в границах земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:1 Администрацией Октябрьского района Курской области не представлено.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

В соответствии с Письмом Федерального агентства по недропользованию от 02.12.2014 г. № ЕШ-01-29/13650 «О границах горных отводов» добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке.

Таким образом, ООО «ТД «Курский бетон» выдана лицензия КРС 80139ТЭ от 27.09.2017 г. на пользование участком недр месторождения «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» со сроком действия до 01.10.2029 г. в границах земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:11 и № 46:17:111202:20. Осуществление вышеуказанной деятельности в границах земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:1 в лицензии не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, у Администрации Октябрьского района Курской области отсутствовали правовые основания для заключения 13.05.2022 г. с ООО «ТД «Курский бетон» договора № 10 аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:1 без проведения торгов, на основании п. 20 ч. 2 ст. 36.6 ЗК РФ.

 

2. Администрацией Октябрьского района Курской области, 17.04.2020 г. без проведения торгов был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:10.

В своих пояснениях Администрация Октябрьского района Курской области указала, что 17.04.2006 г. года земельный участок с кадастровым номером № 46:17:111202:10 был предоставлен в аренду ОАО «Курскгидромеханизация» без проведения торгов на основании договора № 3 на срок с 17.04.2006 г. до 16.04.2020 г.

20.12.2018 г. ОАО «Курскгидромеханизация» переуступило ООО «Торговый дом «Курский бетон» земельный участок с кадастровым номером № 46:17:111202:10 на основании договора уступки прав аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по договору аренды от 17.04.2006 г. №3, в пределах срока действия договора аренды, т.е. до 16.04.2020 г.

17.04.2020 г. Администрацией Октябрьского района Курской области с ООО «Торговый дом «Курский бетон» без проведения торгов был заключен новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:10.

Согласно пояснениям Администрации Октябрьского района Курской области, новый договор аренды земельного участка № 46:17:111202:10 был заключен с обществом в соответствии с положениями п. 20 ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст.39.6 ЗК РФ.

Вместе с тем, ч. 3, ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для предоставления участка в собственность или в аренду, в том числе для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю, без проведения торгов.

Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.03.2015 г., изменен ранее существовавший порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ после 01.03.2015 г. предоставление земельных участков в аренду осуществляется по результатам аукционов (конкурентных процедур), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, установлены ч. 3 ст. 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - ч. 4 данной статьи.

При отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение договора аренды на новый срок (на пролонгацию) без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.4 ст.39.6 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Как ранее было установлено Курским УФАС России, ООО «ТД «Курский бетон» выдана лицензия КРС 80139ТЭ от 27.09.2017 г. на пользование участком недр месторождения «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» со сроком действия до 01.10.2029 г. в границах земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:11 и № 46:17:111202:20. Осуществление вышеуказанной деятельности в границах земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:10 в лицензии не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, у Администрации Октябрьского района Курской области отсутствовали правовые основания для заключения 17.04.2020 г. с ООО «ТД «Курский бетон» договора аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:17:111202:10 без проведения торгов, на основании п. 20 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Действующее земельное законодательство РФ, в том числе ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, ч.1 ст. 39.6 ЗК РФ, закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах. 

При этом ч. 2 ст. 39.3, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для предоставления участка в аренду, в том числе для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю, без проведения торгов.

Предоставление Администрацией Октябрьского района Курской области в аренду ООО «Торговый дом «Курский бетон» земельных участков с кадастровыми номерами №46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10, находящихся в государственной собственности, не попадает под перечень исключений, предусмотренных ч. 2 ст. 39.3, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 39.6 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, передача в аренду земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и №46:17:111202:10, находящихся в государственной собственности, ООО «Торговый дом «Курский бетон» без проведения торгов противоречит требованиям ЗК РФ.

Фактически названные действия Администрации Октябрьского района Курской области привели к передаче прав пользования земельными участками с кадастровыми номерами №46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10, находящихся в государственной собственности, ООО «Торговый дом «Курский бетон» в обход предусмотренной законом процедуры торгов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 г. № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, передача прав пользования земельными участками с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10, находящихся в государственной собственности, ООО «Торговый дом «Курский бетон» без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права.

Указанные обстоятельства создают для ООО «Торговый дом «Курский бетон» преимущественные условия деятельности и ограничивают иных хозяйствующих субъектов в праве на получение указанных земельных участков по результатам проведения торгов, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из положений действующего законодательства, законным способом предоставления в пользование земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10, находящихся в государственной собственности, является проведение торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанных земельных участков.

В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Непроведение конкурентных процедур на приобретение прав на указанные земельные участки создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, не имеют возможности принять участие в конкурентных процедурах.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 г. № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, совокупность установленных в рамках рассмотрения заявления гр. Зиборова В.А. обстоятельств и фактов, свидетельствует о том, что спорные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, были переданы Администрацией Октябрьского района Курской области для осуществления предпринимательской деятельности ООО «Торговый дом «Курский бетон»  без проведения торгов с нарушением установленного вышеизложенными нормами материального права порядка, в отсутствие публичного информирования о предоставлении земельных участков, что привело к созданию необоснованных преимущественных условий осуществления деятельности ООО «Торговый дом «Курский бетон», к ограничению возможности иным хозяйствующим субъектам конкурировать за получение вышеуказанных земельных участков, и как следствие, осуществлять деятельность с их использованием.

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Администрацию Октябрьского района Курской области (ИНН 4617004683, ОГРН 1054603020053, 307200, Курская Область, р-н Октябрьский, п. Прямицыно, ул. Октябрьская, д. 134) о необходимости прекращения нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. Принять меры по расторжению действующих договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами № 46:17:111202:1 и № 46:17:111202:10, находящихся в государственной собственности.

 

 2. Неукоснительно исполнять требования ЗК РФ при передаче в пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности.

 

Срок исполнения настоящего предупреждения – 21 ноября 2022 года.

Срок исполнения предупреждения может быть продлен по письменному мотивированному ходатайству.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок в полном объеме, будет считаться неисполнением предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны