Предупреждение №1792 Предупреждение №04-06/02-2020 от 6 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №04-06/02-2020
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ,
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

06 мая 2020 года г. Курск

 

Курским УФАС России при рассмотрении заявления ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России по Западному военному округу» (в лице Жилищно-коммунальной службы №9) (далее - ФГБУ «ЦЖКУ») с жалобой на действия АО «САБ по уборке г.Курска», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлено следующее.

Между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области и Акционерным обществом «Спецавтобаза по уборке города Курска» по результатам проведенного конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами 09 октября 2017 г. подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории Курской области по Северо-восточной зоне, в соответствии с которым Акционерное общество «Спецавтобаза по уборке города Курска» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО (далее — Региональный оператор).

Основной задачей Регионального оператора является организация и осуществление деятельности по обращению с ТКО (по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению) в зоне своей деятельности  в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Граница зоны деятельности Регионального оператора определяется границами территорий входящих в них муниципальных образований, установленных Законом Курской области «О муниципальных образованиях Курской области» от 21.10.2004 г. № 48-ЗКО, и их части являются источниками образования отходов.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, для Курской области, утвержденной Приказом Комитета жилищно—коммунального хозяйства и ТЭК Курской области №65 от 08.05.2019 г., в Северо-восточную зону деятельности Регионального оператора включаются следующие территории: г. Курск, г. Щигры, Горшеченский район, Золотухинский район, Касторенский район, Курский район, Мантуровский район, Поныровский район, Советский район, Солнцевский район, Тимский район, Черемисиновский район, Щигровский район.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

АО «САБ по уборке г.Курска» направило ФГБУ «ЦЖКУ» проект договора №566-3 от 31.12.2019на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе с крупногабаритными отходами (далее — договор по ОТКО).

В соответствии с пп. «ж» п. 9 проекта договора по ОТКО Региональный оператор вправе ограничивать или приостанавливать в установленном порядке оказание услуг, в случае нарушения Потребителем своих обязанностей, установленных п. 5, п. 5.1, п. 5.2, п. 6, п. 6.1, п. 6.2, п. 6.3, подпунктов «а-к» п. 10 договора, в том числе в случае нарушения Потребителем установленных сроков и порядка оплаты услуг, до полной оплаты.

Пп. «к» п. 10 договора по ОТКО устанавливается обязанность потребителя иметь в наличие контейнер (ы), предназначенные для складирования твердых коммунальных отходов, оборудованные 4 (четырьмя) поворотными колесами, 2 (два) из которых имеют систему торможения, оснащены захватом для мусоровозов с задней загрузкой (под еврозахват), а также оснащен ручками, которые необходимы для перемещения контейнера. Заглубленные контейнеры должны быть объемом не более 5м3, оборудованы многоразовым мешком.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. К такому исключению, в частности, относится публичный договор, а также договоры на товары (работы, услуги), предоставляемые доминирующими хозяйствующими субъектами.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В статье 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

В пункте 25 Правил определено, что существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон.

В пункте 36 Правил определено, что существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

В соответствии с утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области по Северо-восточной зоне от 09 октября 2017 г., АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.

В статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 9 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Согласно пункта 10 Правил, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В пункте 2 Правил определено, что

"контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

"бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов.

Таким образом, действующим законодательством не определены требования к контейнерам, в которые потребитель осуществляет складирование твердых коммунальных отходов, и не предусмотрено право регионального оператора устанавливать в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами технические характеристики контейнера, предназначенного для складирования ТКО, в этой связи, пп. «к» п. 10 проекта договора на ОТКО не основан на правовых нормах.

В связи с тем, что предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязанностью АО «САБ по уборке г.Курска» как регионального оператора независимо от технических характеристик установленных у потребителя контейнеров, пп. «ж» п. 9 договора по ОТКО, предусматривающий право оператора ограничивать или приостанавливать в установленном порядке оказание услуг, в случае нарушения Потребителем обязанностей, установленных пп. «к» п. 10 договора, АО «САБ по уборке г.Курска», также не соответствует требованиям действующего законодательства.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При таких обстоятельствах, на основании имеющихся документов и сведений, в действиях АО «САБ по уборке г.Курска» по направлению ФГБУ «ЦЖКУ» проекта договора №566-3 от 31.12.2019г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе с крупногабаритными отходами, содержащего прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами условия, усматриваются признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

1. АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» (305047, г.Курск, ул.Энгельса, 171, ИНН 4632219475, ОГРН 1164632060361) в срок до 08 июня 2020 года необходимо устранить признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего привести проект договора №566-3 от 31.12.2019г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (в том числе с крупногабаритными отходами), а именно пп. «ж» п. 9, пп. «к» п. 10 проекта договора, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2. АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» (305047, г.Курск, ул.Энгельса, 171, ИНН 4632219475, ОГРН 1164632060361) представить доказательства выполнения предупреждения в Курское УФАС России в срок до 15 июня 2020 года.

Врио руководителя Курского УФАС России

Примечание.

В соответствии со ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении

Связанные организации

Связанные организации не указаны