Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО "Галерея окон" (недобр... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 

Р Е Ш Е Н И Е 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 11 августа 2011 года                                                                                               г. Курск

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено  22 августа 2011 года. 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Волкова М.В. – заместитель руководителя Управления ФАС по Курской области,  председатель Комиссии;

Давыдова А.В. - начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

Шевченко Ж.Н. –  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии,

рассмотрев дело №02/08-98-2011, возбужденное по признакам нарушения ООО «Галерея окон» <…> пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ по заявлению ООО «Интер Окна» <…>, в присутствии представителей ООО «Интер Окна» (по доверенностям) Т., Н., представителя ООО «Галерея окон» (по доверенности) Х., генерального директора ООО «Оконный комбинат «Биплан» Л.,

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступили заявления ООО «Интер Окна» с жалобой на распространение ООО «Галерея окон» на рекламных конструкциях по ул. Энгельса, ул. 50 лет Октября, пр-ту Кулакова в г.Курске и в эфире телеканалов «ТАКТ» и «СТС» рекламной информации следующего содержания: «Впервые! Автомат открыт. Единственный в регионе промышленный оконный автоматический  комплекс. Заказывайте у лидера отрасли! Окна нового поколения. Галерея окон. 740-500». По мнению заявителя, распространение указанной рекламы противоречит ФЗ «О рекламе» и является актом недобросовестной конкуренции, поскольку вводит потребителей в заблуждение относительно характера и способа производства рекламируемого товара, содержит не соответствующие действительности сведения о том, что рекламируемый промышленный оконный автоматический комплекс ООО «Галерея окон» является первым и единственным в регионе (Курской области) и ООО «Галерея окон» является лидером отрасли. Как следует из указанных заявлений, ООО «Интер Окна» и ООО «Оконный комбинат «Биплан» раньше ООО «Галерея окон» начали использовать при производстве оконных конструкций из ПВХ автоматическое оборудование и имеют больший опыт работы на соответствующем товарном рынке, в связи с чем распространение вышеуказанной рекламы ООО «Галерея окон» затрагивает их деловую репутацию и может причинить убытки в результате оттока клиентов и снижения объема продаж их продукции.

            Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе осуществляемую путем  распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а также введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

            Под недобросовестной конкуренцией согласно п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

            Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ООО «Галерея окон» п.п.1, 2 ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, а также введении потребителей в заблуждение относительно характера и способа производства товара (окон из ПВХ) в распространяемой на территории г.Курска рекламной информации.

            На заседании Комиссии  УФАС по Курской области 11.08.2011г. представители ООО «Интер Окна» поддержали заявленные требования, пояснив, что, по мнению заявителя, распространение вышеуказанной рекламы ООО «Галерея окон» вводит в заблуждение потребителей относительно лидирующих позиций данного хозяйствующего субъекта на рынке и содержит недостоверную информацию о том, что используемый ООО «Галерея окон» промышленный автоматический комплекс по производству окон из ПВХ является первым и единственным в регионе. В этой связи, по мнению заявителя, распространение данной рекламы является актом недобросовестной конкуренции, а также противоречит ФЗ «О рекламе», запрещающему распространение недостоверной и недобросовестной рекламной информации. 

            Представитель ООО «Галерея окон» требования заявителя не признал, пояснил, что при размещении спорной рекламы ООО «Галерея окон» исходило из наличия у данного юридического лица автоматического промышленного оборудования, позволяющего производить окна из ПВХ комплексно (т.е. и ПВХ-конструкции, и стеклопакеты производятся ответчиком на рекламируемом автоматическом оборудовании), в то время как используемые конкурентами автоматические линии по производству окон обеспечивают изготовление либо только пластиковых конструкций, либо только стеклопакетов, но не комплексное их производство. Представитель ООО «Галерея окон» также пояснил, что используемое в рекламе выражение «лидер отрасли» в понимании рекламодателя относится исключительно к наличию у него автоматического промышленного комплекса по производству окон из ПВХ и не характеризует деятельность ООО «Галерея окон» по объемам продаж, опыту работы, ценам  реализуемой продукции и т.п.

            Генеральный директор ООО «Оконный комбинат «Биплан» по существу рассматриваемого дела пояснил, что ООО «Оконный комбинат «Биплан» входит в группу лиц с ООО «Биплан+», которым автоматическое промышленное оборудование по производству окон из ПВХ используется на территории Курской области с 2008 года. В настоящее время данное оборудование используется ООО «Оконный комбинат «Биплан». Руководитель ООО «Оконный комбинат «Биплан» поддержал требования заявителя, пояснив, что, по мнению ООО «Оконный комбинат «Биплан», распространение ООО «Галерея окон» вышеуказанной рекламной информации способно ввести в заблуждение потенциальных потребителей относительно лидирующих позиций ООО «Галерея окон» на соответствующем товарном рынке и причинить убытки конкурентам, также использующим автоматическое оборудование по производству окон из ПВХ.

            Участвующие в рассмотрении дела лица также пояснили Комиссии, что спрос на производство окон из ПВХ носит сезонный характер и увеличивается в весенне-летний период.  В то же время, на перераспределение потребительского спроса между участниками рынка могут влиять такие факторы, как реклама.

            Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Частью 1 ст.3 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением  недобросовестной конкуренции.

            Согласно ст.4 данного Федерального закона недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Частью 1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе осуществляемую путем распространения неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а также введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства товара или в отношении его производителей.

            ООО «Галерея окон», ООО «Интер Окна», ООО «Оконный комбинат «Биплан», входящий в одну группу лиц с ООО «Биплан+»,  как хозяйствующие субъекты, действующие на одном товарном рынке (рынок реализации оконных и дверных конструкций из ПВХ) на территории Курской области, являются конкурентами, а потому в силу требований ФЗ «О защите конкуренции» обязаны использовать добросовестные методы соперничества на соответствующем товарном рынке, не ущемляя интересы друг друга.

            В соответствии с п.п.1, 2 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, работам, услугам, а также продавцу или производителю товара, работ, услуг), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Таким образом, распространение хозяйствующим субъектом информации рекламного характера (рекламы) является действием, направленным на получение преимуществ в предпринимательской деятельности за счет привлечения внимания потенциальных потребителей к рекламируемым объектам. 

Ст. 5 ФЗ «О рекламе» установлен запрет на недостоверную рекламу, в том числе содержащую не соответствующие действительности сведения об официальном или общественном признании, об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара, а также о самом изготовителе или продавце рекламируемого товара.

В июле 2011 года ООО «Галерея окон» (рекламодателем) на основании договоров с ИП Никулиным К.Н., ООО «Телекомпания «ТАКТ», ООО «Телерадиокомпания «Наш канал» осуществлялось распространение рекламы следующего содержания: «Впервые! Автомат открыт. Единственный в регионе промышленный оконный автоматический  комплекс. Заказывайте у лидера отрасли! Окна нового поколения. Галерея окон. 740-500» на рекламных конструкциях, установленных на территории г.Курска (пр-т Кулакова, ул.Энгельса, ул. 50 лет Октября), а также в эфире телеканалов «ТАКТ» и «Наш канал» («СТС»).

Учитывая, что ООО «Галерея окон» в ходе рассмотрения дела не представлено на запрос УФАС по Курской области документов, подтверждающих официальное или общественное признание данного лица (рекламодателя) в качестве «лидера отрасли», а также подтверждающих, что используемый ООО «Галерея окон» автоматический промышленный оконный комплекс является единственным  в регионе (городе Курске либо Курской области), соответствующая информация в рассматриваемой рекламе не может быть признана достоверной. Кроме того, в тексте рекламы отсутствует информация о том, по каким конкретным критериям (объем производства, объем продаж, наличие современного оборудования, уровень цен и т.п.) ООО «Галерея окон» является лидером отрасли, что может ввести в заблуждение потенциальных потребителей рекламируемой продукции и за счет этого привлечь новых клиентов и создать для рекламодателя  преимущества в коммерческой деятельности. 

Материалами дела установлено, что автоматическое промышленное оборудование для производства конструкций из ПВХ (окон, дверей) используется группой лиц  «Биплан» с 2008г., в том числе ООО «Оконный комбинат «Биплан» с 02.03.2009г.  При этом, ООО «Оконный комбинат «Биплан» производит только ПВХ-конструкции (окна и двери), а стеклопакеты для них изготавливаются на автоматическом и полуавтоматическом оборудовании ЗАО «СтиС-холдинг». ООО «Биплан+» в 2007 году, ООО «Оконный комбинат «Биплан» в 2009 году, ИП Шиманский А.Е. (входит в группу лиц с ООО «Биплан+» и также производит и реализует товары под товарным знаком «Биплан») в 2010 году признаны победителями регионального конкурса «Лидер малого и среднего бизнеса Курской области», что подтверждается соответствующими дипломами за подписью Губернатора Курской области. Таким образом, лидирующие позиции группы лиц «Биплан» на соответствующем товарном рынке подтверждены документально по результатам официальных  конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

ООО «Интер Окна», согласно представленной в рамках рассмотрения дела документированной информации, использует при производстве оконных и дверных конструкций из ПВХ автоматическое промышленное оборудование с июня 2011 года.

Таким образом, по состоянию на период распространения вышеуказанной рекламы (июль 2011 года) ООО «Галерея окон» не является первым и единственным в регионе производителем оконных конструкций из ПВХ, использующим  в процессе производства автоматическое промышленное оконное оборудование.

В этой связи, используемая в рекламе ООО «Галерея окон» фраза «Впервые! Автомат открыт. Единственный в регионе промышленный оконный автоматический  комплекс» без указания на то, что данное оборудование совмещает производство как стеклянных, так и пластиковых комплектующих оконных конструкций, содержит неточные и искаженные сведения о рекламодателе как о первом из участников соответствующего товарного рынка Курской области, использующем при производстве пластиковых окон автоматическое промышленное оборудование.  

Как следует из документов, представленных ООО «Галерея окон» и другими лицами, участвующими в рассмотрении дела, в июле 2011 года у всех указанных лиц произошло увеличение количества заключенных договоров на производство оконных и дверных конструкций из ПВХ относительно июня 2011 года, при этом наибольший рост числа заказов (заключенных договоров) имел место у ООО «Галерея окон».

Согласно пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, потребительский спрос на оконные конструкции из ПВХ носит сезонный характер и увеличивается в летние месяцы. В то же время, материалы дела свидетельствуют не только об увеличении количества заказов на изготовление окон и дверей из ПВХ в мае-июле 2011 года относительно апреля того же года у всех участвующих в рассмотрении дела лиц, но также о существенном росте количества заказов у ООО «Галерея окон» в июле 2011 года (в период распространения рассматриваемой рекламы) по сравнению с маем и июнем 2011 года.  Так, количество заключенных договоров на изготовление оконных и дверных конструкций из ПВХ ООО «Галерея окон» в июле 2011 года по сравнению с июнем увеличилось на 50,7% (с 203 договоров в месяц до 306 договоров), тогда как рост количества заказов у ООО «Оконный комбинат «Биплан» в июле 2011 года относительно июня составил 26,7%, у ООО «Интер Окна» 11,9%. Таким образом, комиссия приходит к выводу о том, что резкое увеличение количества заказов у ООО «Галерея окон» в июле 2011 года  обусловлено не сезонными факторами, а активной рекламной кампанией по продвижению своей продукции, в том числе с использованием фраз и выражений, оспариваемых Заявителем и Третьим лицом по настоящему делу.

            В соответствии с п.9 ст.4, ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией признаются действия, которые не только причинили, но и могли причинить  ущерб деловой репутации и (или) убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам. Таким образом, возможность получения ООО «Интер Окна», ООО «Оконный комбинат «Биплан», а также другими действующими в Курской области производителями оконных конструкций из ПВХ, убытков в форме упущенной выгоды за счет перераспределения спроса потребителей (заказчиков продукции) в пользу ООО «Галерея окон» в результате распространения неточной, искаженной информации в рекламе, является признаком недобросовестной конкуренции по стороны Ответчика.  

При таких обстоятельствах, действия ООО «Галерея окон» связанные с распространением вышеуказанной рекламы, противоречат действующему законодательству (ст.5 ФЗ «О рекламе»), а также требованиям добропорядочности и справедливости, направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности (за счет увеличения количества заказов и, соответственно, прибыли от реализации рекламируемого товара) и могут причинить убытки конкурентам (в частности, ООО «Интер Окна» и группе лиц ООО «Биплан+», ООО «Оконный комбинат «Биплан») в форме упущенной выгоды,  в связи с чем квалифицируются как недобросовестная конкуренция, запрещенная ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции».

            Как следует из материалов дела, срок действия договора на распространение вышеуказанной рекламы ООО «Галерея окон» на рекламных конструкциях г.Курска, заключенного с  ИП Никулиным К.Н., истек 31.07.2011г., в то же время, согласно представленной заявителем документированной информации, распространение данной рекламы на рекламной конструкции по пр-ту Кулакова в г.Курске продолжается по состоянию на 10.08.2011г. Срок действия договоров на распространение рекламы ООО «Галерея окон» на телеканалах «ТАКТ», «Наш канал» («СТС») истекает 31.12.2011г.

            В этой связи, в целях пресечения недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Галерея окон», осуществляемой путем распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия считает необходимым выдать ООО «Галерея окон» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

             На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 23, ст. 41, ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать ООО «Галерея окон»  нарушившим п.1, п.2 ч.1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» в результате распространения на телеканалах «ТАКТ», «Наш канал» («СТС»), а также на средствах наружной рекламы на территории города Курска рекламной информации, содержащей неточные и искаженные сведения о рекламодателе,  которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, а также ввести в заблуждение потребителей относительно характера и способа производства товара (оконных конструкций из ПВХ).

 2. Выдать ООО «Галерея окон» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции путем принятия мер, направленных на  прекращение распространения рекламной информации «Впервые! Автомат открыт. Единственный в регионе промышленный оконный автоматический  комплекс. Заказывайте у лидера отрасли! Окна нового поколения. Галерея окон. 740-500» не территории Курской области.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии  М.В.Волкова 

Члены Комиссии            А.В.Давыдова 

                                     Ж.Н.Шевченко

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении недобросовестной конкуренции

 

11 августа 2011 года                                                                                                           г.Курск 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Волкова М.В.            – председатель Комиссии

Давыдова А.В.          – член Комиссии

Шевченко Ж.Н.         – член Комиссии

на основании своего решения от 11 апреля 2011 года по делу №02/08-98-2011 о нарушении ООО «Галерея окон», расположенным по адресу: <…>, п.п.1, 2 ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Галерея окон» в срок 10 рабочих дней с даты получения настоящего предписания устранить нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция, связанная с распространением рекламной информации, в содержании которой используются неточные и искаженные сведения, которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, а также ввести в заблуждение потребителей относительно характера и способа производства товара (оконных конструкций из ПВХ), для чего принять меры, направленные на прекращение распространения рекламной информации следующего содержания: «Впервые! Автомат открыт. Единственный в регионе промышленный оконный автоматический  комплекс. Заказывайте у лидера отрасли! Окна нового поколения. Галерея окон. 740-500» на средствах наружной рекламы, а также распространяемой  иными способами на территории г.Курска и Курской области.

2. О принятых мерах по исполнению настоящего предписания письменно сообщить в Управление ФАС по Курской области в трехдневный срок с даты его исполнения. 

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена комиссии Давыдову А.В. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.  Привлечение к административной ответственности не освобождает лицо, которому выдано предписание, от обязанности его исполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны