Предупреждение №03-2/2020 Предупреждение 03-2/2020 от 24 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/02-2020

об изменении акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС России) в рамках контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства и законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц был проведен анализ закупочной деятельности АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» (далее – АО «САБ по уборке г. Курска») и установлено следующее.

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Соглашением между Комитетом ЖКХ Курской области и АО «САБ по уборке г. Курска» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории Курской области по Северо-восточной зоне, АО «САБ по уборке г. Курска» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО. 

 

Согласно выписки из ЕГРЮЛ единственным учредителем АО «САБ по уборке г. Курска» является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска, 100 процентов акций общества принадлежит муниципальному образованию «Город Курск».

 

Ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг  государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, в связи с осуществлением деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также поскольку доля участия муниципального образования «Город Курск» в уставном капитале общества превышает пятьдесят процентов, при закупке товаров, работ, услуг АО «САБ по уборке г. Курска» руководствуется нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках…»).

 

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках…» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений настоящего закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ «О закупках…» Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

 

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «О закупках…» конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 ФЗ «О закупках», с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 ФЗ «О закупках…».

 

В соответствии с ч. 3.1. ст. 3 ФЗ «О закупках…» конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

 

Согласно ч. 3.2. ст. 3 ФЗ «О закупках…» неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 ФЗ «О закупках…». Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ «О закупках…» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках…» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами - информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Из проведенного анализа закупочной деятельности АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» и Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» установлено следующее.

 

В соответствии с ч. 1.1.2. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» Положение устанавливает полномочия Заказчика, комиссии по осуществлению конкурентных закупок, порядок планирования и проведения закупок, требования к извещению об осуществлении конкурентных закупок, документации о конкурентных закупках, порядок внесения в них изменений, размещения разъяснений, требования к участникам таких закупок и условия их допуска к участию в процедуре закупки, порядок заключения, исполнения договора и изменения его условий, способы закупки, условия их применения и порядок проведения, а также иные положения, касающиеся обеспечения закупок.

 

Согласно ч. 1.3.1. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» закупки могут быть конкурентными и неконкурентными.

 

В соответствии с ч. 1.2.1. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» закупки осуществляются в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для коммерческого использования, с установленными им показателями; реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика; обеспечения гласности и прозрачности деятельности Заказчика; обеспечения целевого и эффективного использования средств; предотвращения коррупции и других злоупотреблений; развития и стимулирования добросовестной конкуренции.

 

Согласно ч. 1.3.2. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» конкурентные закупки осуществляются следующими способами: конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс); аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос предложений (открытый запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); запрос котировок (открытый запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок).

 

Таким образом, в части установления перечня способов конкурентной закупки Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» не противоречит нормам ФЗ «О закупках…».

 

Вместе с тем, Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» предусматривает необоснованно широкий и фактически неограниченный (открытый) перечень случаев проведения неконкурентных закупок.

 

В соответствии с ч. 1.3.3. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» неконкурентной признается закупка, осуществленная у единственного поставщика. 

 

Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» предусматривает 2 перечня товаров, работ, услуг, закупка которых допускается с единственным поставщиком без учета стоимости закупок (т.е. на любую сумму).

 

Такие перечни установлены ч. 1.3.8. и ч. 7.3. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска».

 

Кроме того, в соответствии с п. 1.3.3. Положения о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, не входящих в 2 указанных перечня, предусмотренные в ч. 1.3.8. ч. 7.3. Положения, также допускается заключение договора с единственным поставщиком, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 12 000 000 рублей с учетом налогов (т.е. любые закупки на сумму менее 12 000 000 рублей).

 

Так, Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» предусматривает следующие случаи неконкурентных закупок.

 

1. Согласно ч. 1.3.8. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» установлен перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых допускается проведение закупок без проведения торгов:

1. периодические издания (в т.ч. по подписке на газеты, журналы);

2. сувенирная продукция;

3. услуги по уборке, охране помещений Общества, территории полигона твёрдых бытовых отходов и площадок временного накопления твердых коммунальных отходов;

4. полиграфические услуги и услуги по выпуску журналов, буклетов, годовых отчетов;

5. услуги по мониторингу средств массовой информации;

6. права на использование результатов интеллектуальной деятельности; экземпляры и/или обновления информационных систем, баз данных, программных средств и программных продуктов;

7. услуги оператора электронной торговой площадки в случае, предусмотренном п.5.2. настоящего Положения;

8. услуги по техническому обслуживанию, поддержке и сопровождению: информационных систем, программных средств и программных продуктов, оборудования сетевой инфраструктуры, структурированных кабельных систем (СКС), серверного оборудования, оборудования телефонной связи, аудио/видеоконференцсвязи, средств электронно-вычислительной техники, технических систем обеспечения безопасности объектов Общества (в т.ч. охранной сигнализации и видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом), включая услуги по физическому перемещению указанного оборудования;

9. юридические услуги, в том числе услуги нотариусов и адвокатов;

10.  услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения/гостиницы, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

11. услуги по:

- обучению, повышению квалификации работников Общества (семинары, конференции, дополнительное обучение);

- проведению дополнительных и периодических медицинских осмотров работников Общества;

- участию работников Общества в различных мероприятиях, в том числе форумах, конгрессах, съездах;

12. услуги по размещению материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет;

13. услуги по созданию видеороликов, видеофильмов, теле-радиопрограмм;

14. услуги по разработке концепций стендов для выставок и услуг по производству этих стендов;

15. услуги по созданию и поддержанию сайта Общества или информационных сайтов в интересах Общества;

16.  услуги по организации фотосессий для нужд Общества;

17. услуги по осуществлению письменных и устных переводов в интересах Общества;

18.  услуги по аренде оборудования и специализированной техники.

19. закупаемые товары, работы, услуги предназначены для выполнения неотложных работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния в границах муниципального образования «город Курск», в границах Северо-Восточной зоны Курской области, попадающей под сферу деятельности регионального оператора по обращению с ТКО;

20.  услуги банков, кредитных организаций и лизинговых компаний;

21.  мебель и бытовая техника;

22.  услуги связи, в том числе услуги по предоставлению в пользование каналов связи;

23. вычислительная техника, телефонные аппараты, копировально-печатающая и другая оргтехника, а также услуги по ее диагностике, ремонту, обслуживанию, утилизации и расходные материалы к ней;

24. товары, работы, услуги (дополнительная закупка), когда смена поставщика (подрядчика, исполнителя) не целесообразна (по соображениям стандартизации; ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, работами, услугами; эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Общества; непригодности товаров, работ или услуг, альтернативных рассматриваемым);

25. услуги доступа к сети Интернет;

26. сопровождение программы «1-С бухгалтерия», «Стек-ЖКХ», «Дело»;

27. информационно-консультационные услуги;

28. услуги по проведению государственных и негосударственных экспертиз проектной документации.

 

При этом такие товары (работы, услуги) как:

- услуги по уборке, охране помещений, территории полигона твёрдых бытовых отходов и площадок временного накопления твердых коммунальных отходов;

- полиграфические услуги и услуги по выпуску журналов, буклетов, годовых отчетов;

- услуги по техническому обслуживанию, поддержке и сопровождению: информационных систем, программных средств и программных продуктов, оборудования сетевой инфраструктуры, структурированных кабельных систем (СКС), серверного оборудования, оборудования телефонной связи, аудио/видеоконференцсвязи, средств электронно-вычислительной техники, технических систем обеспечения безопасности объектов (в т.ч. охранной сигнализации и видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом), включая услуги по физическому перемещению указанного оборудования;

- юридические услуги;

- услуги по обучению работников;

- проведению дополнительных и периодических медицинских осмотров работников;

-  услуги по аренде оборудования и специализированной техники;

- товары, работы, услуги для выполнения неотложных работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния в границах муниципального образования «город Курск», в границах Северо-Восточной зоны Курской области, попадающей под сферу деятельности регионального оператора по обращению с ТКО;

-  услуги банков, кредитных организаций и лизинговых компаний;

-  мебель и бытовая техника;

-  услуги связи, в том числе услуги по предоставлению в пользование каналов связи;

- вычислительная техника, телефонные аппараты, копировально-печатающая и другая оргтехника, а также услуги по ее диагностике, ремонту, обслуживанию, утилизации и расходные материалы к ней;

- информационно-консультационные услуги;

- услуги по проведению негосударственных экспертиз проектной документации,

 

широко представлены на конкурентных рынках, предлагаются большим количеством продавцов на конкурентных условиях. Следовательно, объективные причины, препятствующие проведению состязательных закупочных процедур для закупки данных товаров (работ, услуг), либо делающие их экономически невыгодными, отсутствуют. Закупки данных товаров (работ, услуг), представленных на конкурентных рынках, без проведения конкурентных процедур, у единственного поставщика без ограничения суммы соответствующего договора (закупки), вступают в противоречие с принципами, установленными ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках…»: отсутствие необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

 

2. В соответствии с п. 7.3. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» решение о заключении договора поставки, купли-продажи (с целью приобретения обществом товаров), договоров на выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается Комиссией без учета стоимости закупок в случаях, если:

1. подана только одна конкурсная заявка или предложение; для участия в аукционе не явился ни один участник закупки; не подана ни одна конкурсная или аукционная заявка, котировочная заявка или предложение; ни одна из конкурсных заявок не соответствует конкурсной документации; ни одно из предложений не соответствует требованиям извещения о проведении запроса предложений; ни одна их котировочных заявок не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок; принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупок; конкурс или аукцион признан несостоявшимся и договор не был заключен с единственным участником закупок или с участником закупок, который подал единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора;

2. закупаются услуги водоснабжения, энергоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

3. закупаются товары, работы, услуги, относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

4. приобретаются товары, работы, услуги в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий или для удовлетворения срочных потребностей Общества вследствие чрезвычайного события, в связи с чем применение других процедур закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

5. возникла срочная потребность в определенном товаре, работе, услуге, а применение иных процедур закупки нецелесообразно ввиду их длительности, поскольку отсутствие товара, работы, услуги может повлечь негативные последствия для производственного процесса Общества и/или причинение обществу убытков. При этом, объем закупаемой продукции должен быть не больше минимально необходимого для предотвращения неблагоприятных для Общества последствий;

6. при закупке продукции по существенно сниженным ценам, значительно меньшим, чем обычные рыночные цены (в том числе распродажи, приобретение у поставщика, ликвидирующего свою хозяйственную деятельность, реализация имущества конкурсными управляющими при банкротстве и т.п.), когда такая возможность существует в течение короткого промежутка времени, в связи с чем, применение иных процедур закупки нецелесообразно ввиду их длительности;

7. продукция может быть приобретена только у одного поставщика и отсутствует ее равноценная замена (в том числе товары (работы, услуги) производятся по уникальной технологии, либо обладают уникальными свойствами; поставщик является единственным поставщиком, покупателем, подрядчиком в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

8. приобретаются услуги, связанные с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, и выделенных помещений;

9. приобретаются услуги в целях реализации актов органов власти, в том числе для выполнения мероприятий по внесению Российской Федерацией активов в уставный капитал Общества;

10. возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными Обществами, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

11. приобретаются материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности определенных авторов в случае, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу;

12. закупается дизельное топливо для заправки автотранспорта Общества только у оптовых поставщиков, т.к. заправка на заправочных станциях нецелесообразна, ввиду наличия собственной топливно-раздаточной колонки;

13. закупается бензин для автотранспорта Общества на ближайших к местонахождения Общества заправочных станциях с целью экономии времени и средств;

14. закупаются услуги почтовых организаций, в том числе по приёму от населения платежей за услуги Общества;

15. закупается спецодежда для работников предприятия;

16. закупается бумага для офисной техники;

17. закупаются товары, работы, услуги для целей коммерческого использования.

 

При этом Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» не содержит определения таких понятий, как срочная потребность, закупка продукции по существенно сниженным ценам, условий их определения, что допускает закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика без учета стоимости в произвольном порядке по усмотрению АО «САБ по уборке г. Курска».

 

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об акционерных обществах») акционерное общество является коммерческой организацией.

 

В ч. 7.3.17. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» установлено, что допускается закупка товаров, работ, услуг для целей коммерческого использования у единственного поставщика без учета стоимости закупок, что фактически допускает любой закупки у единственного поставщика, так как АО «САБ по уборке г. Курска» является коммерческой организацией и использует свои активы (в том числе приобретаемые товары, работы, услуги) для предпринимательской деятельности, т.е. «для коммерческого использования».

 

Оптовые закупки дизтоплива для собственной топливо-раздаточной колонки общества объективно могут осуществляться на конкурентном рынке нефтепродуктов, основания для прямых закупок у единственного поставщика отсутствуют.

 

3. В соответствии с п. 1.3.3. Положения о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, не входящих в 2 указанных перечня, предусмотренные в ч. 1.3.8. ч. 7.3. Положения, также допускается заключение договора с единственным поставщиком, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 12 000 000 рублей с учетом налогов.

Таким образом, неконкурентными являются любые закупки общества на сумму менее 12 000 000 рублей.

 

По результатам анализа вышеуказанных норм Положения о закупках, Курским УФАС России установлено, что в Положении о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» (ч. 1.3.3., ч. 1.3.8., и ч. 7.3.):

- установлен необоснованно широкий перечень закупок конкретных товаров, работ, услуг у единственного поставщика;

- закупка у единственного поставщика является преимущественным способом закупки, перечень случаев закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, без конкурентных процедур, является фактически открытым;

- заказчик имеет возможность принимать решение о неконкурентных закупках по своему усмотрению, произвольно, без наличия объективных оснований, препятствующих конкурентной закупочной процедуре.

 

Данный вывод Курского УФАС России подтверждается следующими фактами, установленными при анализе закупочной деятельности АО «САБ по уборке г. Курска».

 

В период с 01.01.2017 г. по 01.12.2019 г. АО «САБ по уборке г. Курска» было проведено 367 закупок, из которых только 19 конкурентных закупок, а 348 закупок у единственного поставщика.

 

При этом 3 конкурентные закупки (на общую сумму 652 594 314 руб.) из 19 конкурентных закупочных процедур проведены только во исполнение представления Прокуратуры г. Курска от 03.05.2018 г. № 83-2018. Сумма остальных 16 конкурентных закупок составила 300 498 968 руб. 79 коп.

 

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что доля конкурентных закупок АО «САБ по уборке г. Курска» составляет всего 5 % от общего числа закупок общества.

 

АО «САБ по уборке г. Курска» в период за 2017-2019 гг. было проведено 348 закупок у единственного поставщика, в том числе таких, как:

- 23.04.2019 г.  закупка № 31907804081 (Услуги лизинга) на сумму 20 123 013 руб. 22 коп.

- 14.01.2019 г. закупка № 31907411291 (Поставка запасных частей для ремонта автотранспорта) на сумму 10 000 000 руб. 00 коп.

- 11.01.2019 г. закупка № 31907408064 (Поставка нефтепродуктов) на сумму 45 000 000 руб. 00 коп.

- 27.11.2018 г. закупка № 31807209767 (Аренда транспортных средств) на сумму 79 533 090 руб. 00 коп.

- 07.09.2018 г. закупка № 31806901648 (Поставка запасных частей для ремонта автотранспорта) на сумму 15 081 853 руб. 00 коп.

- 27.08.2018 г. закупка № 31806857068 (Услуги лизинга) на сумму 140 001 180 руб. 00 коп.

- 18.07.2018 г. закупка № 31806728364 (Поставка спецтехники) на сумму 135 605 000 руб. 00 коп.

- 29.06.2018 г. закупка № 31806673722 (Поставка грунта технического) на сумму 29 084 368 руб. 17 коп.

и другие.

 

Всего в рассматриваемый период АО «САБ по уборке г. Курска» были проведены закупки у единственного поставщика:

- в 2017 г. на сумму более 164 млн. рублей,

- в 2018 г. на сумму более 2 млрд. рублей,

- в 2019 г. на сумму более 500 млн. рублей.

 

Неконкурентные закупки

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки во исполнение представления Прокуратуры г. Курска

Кол-во

Сумма

(млн. руб.)

Кол-во

Сумма

 (млн. руб.)

Кол-во

Сумма

(млн. руб.)

348

2 664

19

300 

3

652  

 

Приведенные факты свидетельствуют о том, что Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска», хотя формально и содержит перечень конкурентных закупок, однако в то же время устанавливает такой перечень условий для проведения закупки у единственного поставщика, который фактически исключает (сводит к минимуму) проведение конкурентных процедур.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ «О закупках…» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках…» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами - информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Таким образом, Положение о закупках видов юридических лиц, указанных в ФЗ «О закупках…», должно быть разработано с учетом обязательных требований ФЗ «О закупках…» об обеспечении конкуренции.

 

Системное толкование Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» и норм ФЗ «О закупках…» свидетельствует о том, что нормы Положения носят формальный характер, фактически исключают проведение конкурентных процедур, доля которых ничтожна и составляет всего 5 % от всех закупок общества, что противоречит целям и принципам закупочной деятельности, не обеспечивает эффективное использование денежных средств, ограничивает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика, создает условия для ограничения конкуренции, не обеспечивает гласности и прозрачности закупок, создает условия для возможности коррупции и других злоупотреблений, не обеспечивает мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

 

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.03.2016 г. № Д28и-494 хозяйственное общество вправе заключать договоры по результатам закупки у единственного поставщика в случае установления порядка закупки указанным способом в положении о закупке, утвержденном в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках…», при этом, с целью обеспечения соблюдения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки следует проводить конкурентные закупки.

 

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.10.2015 г. № Д28и-3118 осуществление закупок конкурентными способами способствует реализации принципов, указанных в ФЗ «О закупках…», тогда как злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может повлечь нарушение норм ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно ч. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г., закрепление в положении о закупке условий, позволяющих осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. При этом суд отметил, что указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам.

 

Кроме того, в силу специфики деятельности АО «САБ по уборке г. Курска» как регионального оператора по обращению с ТКО, издержки (расходы) АО «САБ по уборке г. Курска» оказывают прямое влияние на тариф на услугу регионального оператора, плательщиками которого являются непосредственно граждане г. Курска и Курской области.

 

Так, согласно ч. 3 ст. 29.4. ФЗ «Об отходах…» в отношении региональных операторов устанавливается тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

В соответствии с ч. 7 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Постановление Правительства РФ № 484) размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

 

Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 20.12.2018 г. № 309 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Спецавтобаза по уборке г. Курска» на 2019-2021 г. был установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием метода индексации.

 

В соответствии с ч. 14 Постановления Правительства РФ № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные в том числе с учетом следующих данных: цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

 

Согласно ч. 15 Постановления Правительства РФ № 484 при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

 

Таким образом, расходы АО «САБ по уборке г. Курска» оказывают влияние на установленный Комитетом по тарифам и ценам Курской области тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Учитывая изложенное, антимонопольным органом установлено, что ч. 1.3.3., ч. 1.3.8., и ч. 7.3. Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» вступают в противоречие с целями и принципами ФЗ «О закупках…», создают условия для ограничения конкуренции при осуществлении закупок для нужд АО «САБ по уборке г. Курска», их применение обществом в период с 2017 по 2019 год включительно привело к ограничению конкуренции при осуществлении закупок  АО «САБ по уборке г. Курска», что может в свою очередь привести к росту издержек общества и повышению тарифа регионального оператора по обращению с ТКО.

 

Согласно выписки из ЕГРЮЛ функции учредителя АО «САБ по уборке г. Курска» осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – КУМИ г. Курска).

 

В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»,  Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Курска, Постановлением Администрации г. Курска от 07.12.2015 № 3716 «О проведении мероприятий по преобразованию муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по уборке города Курска» МУП «Спецавтобаза по уборке города Курска» было приватизировано путем преобразования в АО «САБ по уборке г. Курска».

 

В соответствии с Постановлением Администрации г. Курска от 07.12.2015 № 3716 «Об условиях приватизации МУП «Спецавтобаза по уборке г. Курска» доля принадлежащих муниципальному образованию «Город Курск» акций в общем количестве акций акционерного общества «Спецавтобаза по уборке города Курска» составляет 100%.

 

В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» права акционеров акционерных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «О закупках…» положение о закупках утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество.

 

Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» утверждено Советом директоров общества.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - ФЗ «Об акционерных обществах») Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

 

Согласно ч. 1 ст. 66 ФЗ «Об акционерных обществах» члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров.

 

При  этом в соответствии с ч. 2 ст 39 ФЗ «Об акционерных обществах» в случае, если в государственной или муниципальной собственности находятся не закрепленные за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями 100 процентов акций акционерного общества, полномочия высшего органа управления общества осуществляются от имени соответствующего собственника акций акционерного общества в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные ФЗ «Об акционерных обществах» процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров, общего собрания участников общества не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров, общего собрания участников общества.

 

Таким образом, КУМИ г. Курска, осуществляя функции учредителя АО «САБ по уборке г. Курска», осуществляет полномочия высшего органа управления общества от имени собственника акций – муниципального образования «город Курск».

 

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

В соответствии с ч. 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – Положение о КУМИ г. Курска) КУМИ г. Курска является отраслевым органом Администрации города Курска с правами юридического лица, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной собственности города Курска, т.е. является органом местного самоуправления.

 

Согласно ч. 2.1. Положения о КУМИ г. Курска одними из основных задач Комитета являются осуществление от имени муниципального образования «Город Курск» прав собственника, не отнесенных к компетенции иных отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации г. Курска и других организаций, в отношении муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством, обеспечение эффективного использования имущества, управление и распоряжение имуществом, являющимся собственностью муниципального образования «Город Курск» (далее - имущество), в пределах, установленных действующим законодательством.

 

В соответствии с ч. 2. 2. Положения о КУМИ г. Курска Комитет на основании решений органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, от имени муниципального образования «Город Курск» выступает учредителем хозяйственных обществ за счет внесения муниципального имущества в качестве вклада в их уставные капиталы, приобретает доли, акции акционерных обществ, представляет интересы города по закрепленным в муниципальной собственности акциям, в установленном порядке осуществляет от имени муниципального образования «Город Курск» права акционера (участников) хозяйственных обществ.

 

КУМИ г. Курска, как учредителем и высшим органом управления АО «САБ по уборке г. Курска», не были приняты необходимые и достаточные меры по утверждению Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» в соответствии с нормами ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О закупках…».

 

Таким образом, антимонопольным органом в действиях (бездействии) КУМИ г. Курска установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в том, что КУМИ г. Курска, как учредителем и высшим органом управления АО «САБ по уборке г. Курска», представляющим интересы собственника – муниципального образования «город Курск», не были приняты необходимые и достаточные меры по контролю соответствия Положения о закупках АО «САБ по уборке г. Курска» нормам Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что приводит к ограничению конкуренции при осуществлении закупок для нужд регионального оператора по обращению с ТКО - АО «САБ по уборке г. Курска».

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска (ИНН 4632001084, ОГРН 1024600957853) о необходимости прекращения нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приведения Положения о закупках АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» в соответствие с требованиями статей 1, 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», путем внесения изменений в Положение о закупках АО «САБ по уборке г. Курска», а именно - в ч. 1.3.3., ч. 1.3.8., и ч. 7.3.,  с целью исключения случаев необоснованных неконкурентных закупок у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур.

 

            Срок исполнения настоящего предупреждения – 02 марта 2020 года.

            Срок исполнения предупреждения может быть продлен по письменному мотивированному ходатайству.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок в полном объеме, будет считаться неисполнением предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны