Решение б/н решение по делу №046/01/16-784/2020 от 2 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/01/16-784/2020

Резолютивная часть объявлена 25.03.2021г.

Решение в полном объеме изготовлено 02.04.2021г. г.Курск

рассмотрев дистанционно, с использованием системы видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/9842129384, дело №046/01/16-784/2020 по признакам нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны муниципального заказчика – Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Роговская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области (далее – МКОУ «Роговска СОШ») и индивидуального предпринимателя Антонова Андрея Николаевича, выразившегося в осуществлении соглашения, направленного на заключение контрактов с единственным поставщиком в обход установленной законом процедуры торгов, на общую сумму, превышающую предельный размер закупки у единственного поставщика, предусмотренный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», в присутствии представителей МКОУ «Роговская СОШ» (личности удостоверены), в отсутствии представителя ИП , в отсутствии представителя прокуратуры Горшеченского района Курской области, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Горшеченского района Курской области в Курское УФАС России представлены материалы проведенной проверки соблюдения законодательства РФ, МКОУ «Роговская СОШ», по результатам которой Прокуратурой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении соглашения между заказчиком – МКОУ «Роговская СОШ» и хозяйствующим субъектом ИП , направленного на заключение контрактов с единственным поставщиком в обход установленной законом процедуры торгов.

По результатам рассмотрения представленных Прокуратурой Горшеченского района Курской области документов и сведений, а также дополнительно представленных заказчиком письменных пояснений и документированной информации, установлено следующее.

12 августа 2020г. МКОУ «Роговская СОШ» с ИП был заключен договор №67. Предметом договора являлся «Ремонт в учебных кабинетах здания МКОУ «Роговская СОШ» по адресу: с.Старое Роговое, ул.Центральная б/н.

Срок выполнения работ – 28.08.2020г. Стоимость договора составляла 428 737,75 рублей.

19 августа 2020г. МКОУ «Роговская СОШ» с ИП  был заключен договор №71. Предметом договора являлся «Ремонт в помещении столовой здания МКОУ «Роговская СОШ» по адресу: с.Старое Роговое, ул.Центральная б/н.

Срок выполнения работ – 28.08.2020г. Стоимость договора составляла 322 196,36 рублей.

Общая сумма договоров, заключенных МКОУ «Роговская СОШ» с ИП  составила 750 934,11 рублей.

Согласно актов приемки выполненных работ от 28.08.2020г., работы были выполнены подрядчиком в срок.

04.09.2020г. приемочной комиссией в составе представителей Администрации Горшеченского района Курской области и МКОУ «Роговская СОШ», был составлен единый акт о приемке работ в помещении столовой и кабинетах МКОУ «Роговская СОШ».

17.09.2020г. МКОУ «Роговская СОШ» осуществлена оплата работ по договору №67 от 12.08.2020г. в размере 421 505,35 рублей.

18.09.2020г. МКОУ «Роговская СОШ» осуществлена оплата работ по договору №71 от 19.08.2020г. в размере 322 196,36 рублей.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела, договоры от 12.08.2020г., 19.08.2020г. были заключены сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика, предусмотренных ст.24 ФЗ от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из содержания договоров, основанием их заключения с единственным поставщиком указан п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», согласно которого (в ред., действовавшей на даты заключения контрактов), допускается осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей.

Согласно указанной правовой норме закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.

Однако ч.5 ст.24 ФЗ «О контрактной системе...» определено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. Конкурентными способами определения поставщиков являются конкурс, аукцион запрос котировок, запрос предложений, неконкурентным - закупка у единственного поставщика. Выбирая способ определения поставщика, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Принимая во внимание единую цель договоров, тождественность предметов договоров, временной интервал, в течение которого были заключены договоры и заключение договоров с одним подрядчиком, - фактически договоры, заключенные МКОУ «Роговская СОШ» с ИП образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 2 самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.

Действия заказчика по заключению договоров с ИП  без проведения торгов, как с единственным поставщиком, привели к необоснованному сокращению числа подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

В результате заключения договоров с ИП  как с единственным поставщиком, хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Указанные действия МКОУ «Роговская СОШ» и ИП , содержали признаки нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.

В этой связи, 30.11.2020г. Курским УФАС России был издан приказ о возбуждении производства по делу №046/01/16-784/2020 по признакам нарушения МКОУ «Роговская СОШ» и ИП , статьи 16 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, Комиссией было установлено, что лимиты бюджетных обязательств, для целей выполнения ремонта в помещениях школы, на основании которых МКОУ «Роговская СОШ» была вправе принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи по оплате ремонтных работ в помещениях школы, были доведены до МКОУ «Роговская СОШ» как до распорядителя (получателя) бюджетных средств 08.09.2020г., то есть позднее даты заключения договоров на выполнение ремонта с ИП 

С учетом указанного обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что в период заключения вышеуказанных договоров, МКОУ «Роговская СОШ» и ИП  не располагали достоверными сведениями о размере лимитов бюджетных обязательств, которые позднее были доведены до МКОУ «Роговская СОШ», а также об одномоментном порядке их выделения.

При этом, в соответствии с ч.5 ст.161 БК РФ, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Таким образом, заключение МКОУ «Роговская СОШ» договоров в отсутствие выделенных лимитов бюджетных обязательств противоречило БК РФ.

Кроме того, данные действия МКОУ «Роговская СОШ» явились причиной создания преимущественного положения единственному поставщику – ИП и ограничения конкуренции, в частности, ограничения доступа на товарный рынок потенциальным участникам торгов на выполнение ремонтных работ, которые должны были быть проведены, при надлежащем соблюдении МКОУ «Роговская СОШ» требований БК РФ, ФЗ «О контрактной системе…», ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В действиях МКОУ «Роговская СОШ» Комиссией были установлены признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении договоров №67 от 12 августа 2020г., №71 от 19.08.2020г. на выполнение ремонтных работ в помещениях школы, с единственным поставщиком - ИП , до выделения лимитов бюджетных обязательств на данные цели, без проведения предусмотренных законом публичных конкурентных процедур, что привело (могло провести) к ограничению конкуренции на рынке и создало необоснованные преимущественные условия деятельности ИП .

В силу п.1 ч.1.1 ст.47 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с обнаружением в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело.

Согласно ч.1 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В соответствии с ч.2 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение выдается лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно ч. 3 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании ч.7 ст.39.1 ФЗ «"О защите конкуренции». В случае неисполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит дальнейшему рассмотрению.

20.02.2021г. Комиссией МКОУ «Роговская СОШ» было выдано предупреждение №02-02/2021 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», путем осуществления действий (издание актов организационно- распорядительного характера, повышение квалификации сотрудников учреждения, иных действий), направленных на пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, ущемления интересов лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, при заключении договоров на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МКОУ «Роговская СОШ».

22.03.2021г. в Курское УФАС России поступили сведения об исполнении МКОУ «Роговская СОШ» указанного предупреждения.

В этой связи, руководствуясь ч. 3, ч.7 ст. 39.1, п. 3 ч. 1.1, ч. 1 ст. 45, ч.1.1 ст. 47 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №046/01/16-784/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКОУ «Роговская СОШ» и ИП  в связи с отсутствием нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассмотренных Комиссией действиях МКОУ «Роговская СОШ» и ИП 

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции», решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны