Решение б/н Решение от 23 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 046/01/17-559/2021

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2021 года                                                                                                                                                

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года                                      г. Курск

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

"..." – заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных и финансовых рынков;

Члены комиссии:

"..." – начальник отдела антимонопольного контроля;

"..." – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

 

рассмотрев дело № 046/01/17-559/2021 по признакам нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2. ст. 17 Федерального Закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области, специализированной организации - ООО «Фонд содействия муниципалитетам», Аукционной комиссии, в присутствии члена Аукционной комиссии - Главы  Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области "..." посредством видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/3156934857, в присутствии представителя по доверенности ООО «Фонд содействия муниципалитетам» члена Аукционной комиссии "..." посредством видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/3156934857, в присутствии представителя  ООО «Горшечное-АГРО-Инвест» "..." по доверенности, в присутствии члена Аукционной комиссии – заместителя главы  Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области "..." посредством видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/3156934857,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Курское УФАС России) 16.09.2021 г. поступило заявление ООО «Горшечное-АГРО-Инвест» о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО «Фонд содействия муниципалитетам» при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 (Извещение № 280721/26056978/01).

 

11.10.2021 г. Комиссией Курского УФАС России была рассмотрена жалоба "..." на действия организатора торгов – Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области, специализированной организации – ООО «Фонд содействия муниципалитетам» при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:04:030608:127 по признакам нарушения порядка проведения торгов, установленного ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, в порядке, предусмотренном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решением Комиссии Курского УФАС России от 14.10.2021 г. по делу № 046/10/18.1-512/2021 жалоба "..." была признана обоснованной, Комиссия по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 признана нарушившей ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ.

 

В ходе анализа заявления ООО «Горшечное-АГРО-Инвест», приложенных материалов, а также всей информации, материалов и пояснений, полученных Курским УФАС России при рассмотрении жалобы "...", а также настоящего дела, Курским УФАС России установлено следующее.

 

1. Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован положениями ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ.

 

В соответствии с ч. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

 

Курским УФАС России установлено, что 28.07.2021 г. Администрацией Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области опубликовано Извещение № 280721/26056978/01 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 на официальном сайте в сети Интернет https://torgi.gov.ru.

 

Согласно ч. 11 ст. 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

 

В соответствии с Контрактом № 05А от 26.07.2021 г., заключенном между Администрацией Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО «Фонд содействия муниципалитетам», специализированная организация – ООО «Фонд содействия муниципалитетам» обязалась подготовить и передать Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области для публикации в средствах массовой информации Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127, принимать заявки от участников торгов, проверять правильность оформления документов заявителями.  

 

Вместе с тем, согласно Извещению № 280721/26056978/01 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 организатором аукциона является Администрацией Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области.

 

Согласно Постановлению Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области от 19.01.2021 г. №1 «Об утверждении перечня муниципального имущества муниципального образования «Быковский сельсовет» Горшеченского района Курской области», земельный участкок с кадастровым номером 46:04:030608:127 подлежит предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

В соответствии с п. 1.1. ст. 39.12 ЗК РФ  для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона.

Аналогичные требования установлены Организатором торгов в Аукционной документации.

 

Курским УФАС России проанализированы заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 и установлено следующее.

В соответствии с Протоколом № 280721/26056978/01-01 от 10.09.2021 г. на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 было подано семь заявок, шесть из которых отклонены аукционной комиссией (КФХ «Харитонова», ООО «Вознесеновка», ИП – "...", ИП Шуваев А.М., ИП "...", ООО «Горшечное-АГРО-Инвест»), единственным участником аукциона признан ИП "..."

 

Все не допущенные к участию в аукционе заявители представили в составе заявок на участие в аукционе документы на бумажном носителе, содержащие сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Единственный допущенный участник - ИП "..." представил в составе заявки на участие в аукционе нотариально заверенный документ на бумажном носителе, содержащий сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

При рассмотрении дела № 046/10/18.1-512/2021 представители Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО «Фонд содействия муниципалитетам» пояснили, что Аукционная комиссия при рассмотрении заявок на участие в аукционе руководствовалась тем фактом, что заявителям для допуска к участию в аукционе необходимо было представить нотариально заверенную бумажную копию электронного документа, содержащую сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Однако, Документация о проведении аукциона не содержала положений, обязывающих участников аукциона предоставлять нотариально заверенные копии выписок из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Нормы ЗК РФ также не содержат положений, обязывающих участников аукциона предоставлять нотариально заверенные копии документов, в том числе выписок из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

В ходе рассмотрения дела № 046/01/17-559/2021 Глава Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области, директор ООО «Фонд содействия муниципалитетам», член Аукционной комиссии "..." не смогли указать нормы действующего законодательства, положения Документации о проведении аукциона, обязывающих потенциальных участников аукциона предоставлять в составе заявки на участие в аукционе нотариально заверенные копии выписок из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, требование о необходимости предоставления нотариально заверенных копий выписок из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства является необоснованным.

 

При рассмотрении дела № 046/01/17-559/2021 представитель ООО «Горшечное-АГРО-Инвест» "..." пояснил, что, по мнению общества, требование о предоставлении выписок из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении данного аукциона является излишним и противоречит также требованиям Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги.

 

На официальном сайте Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области в сети Интернет https://быковский46.рф в разделе Главная/Муниципальные правовые акты/Административные регламенты/Утвержденные Административные регламенты размещено Постановление от 10.06.2021 г. № 30 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории сельского поселения, в собственность или аренду на торгах».

 

Таким образом, предоставление Администрацией Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории сельского поселения, в собственность или аренду на торгах, проведение указанных торгов является муниципальной услугой, Администрация Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области является органом, предоставляющим муниципальную услугу.

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги.

 

Согласно ч. 1, 2 ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей, ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

 

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства является открытым общедоступным ресурсом, размещенной в открытом доступе базой данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Любое заинтересованное лицо могло получить необходимую информацию о принадлежности хозяйственных обществ и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства при обращении к данному ресурсу, без дополнительных финансовых и временных затрат, с целью снижения бюрократических барьеров для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Земельным кодексом РФ в ст. 39.12 предусмотрено именно декларирование, а не доказывание субъектами малого и среднего предпринимательства своей принадлежности к данной категории субъектов, для чего достаточным является предоставление документа на бумажном носителе без нотариального заверения.

 

Следовательно, при получении в составе заявок на участие в аукционе документа, содержащего сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае наличия сомнений относительно принадлежности потенциального участника к субъектам малого и среднего предпринимательства у организатора аукциона, аукционной комиссии имелась возможность проверить представленные сведения в электронном информационном ресурсе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».  Более того, требовать документы, подтверждающие принадлежность потенциального участника к субъектам малого и среднего предпринимательства, помимо указанных в ст. 39.12 ЗК РФ, прямо запрещено положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

Таким образом, действия Аукционной комиссии организатора торгов по отклонению участников аукциона привели к отклонению потенциальных участников аукциона и допуску одного единственного участника, признанию аукциона несостоявшимся.

 

2. Как установлено Курским УФАС России, еще одним основанием отклонения в соответствии с Протоколом № 280721/26056978/01-01 от 10.09.2021 г. на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 заявкок ИП "...", ИП "..." и КФХ «"..." явилось неуказание ИНН, ОГРНИП в поле заявки на участие в аукционе «Юридический (почтовый) адрес и банковские реквизиты Заявителя для возврата задатка» заявки на участие в аукционе.

 

Согласно ч. 6 Приложения № 2 к Документации об аукционе установлено требование о необходимости указания в поле «Юридический (почтовый) адрес и банковские реквизиты Заявителя для возврата задатка» для юридических лиц - ИНН, КПП и ОГРН заявителя, для индивидуальных предпринимателей – ИНН и ОГРНИП заявителя.

 

Курским УФАС России установлено, что ИП "...", ИП "..." и КФХ "..." не указали ИНН, ОГРН/ОГРНИП в поле заявки на участие в аукционе «Юридический (почтовый) адрес и банковские реквизиты Заявителя для возврата задатка».

Однако, данными заявителями в составе заявки на участие в аукционе были представлены Выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, которые содержат необходимые для Аукционной комиссии сведения, а именно ИНН и ОГРН/ОГРНИП.

 

Следовательно, при наличии в составе заявок на участие в аукционе Выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, Аукционная комиссия располагала необходимыми сведениями и реквизитами, а именно ИНН и ОГРН/ОГРНИП заявителей, необходимых для возврата задатка, таким образом, необоснованно не допустила к участию в аукционе ИП "...", ИП "..." и КФХ "...".

 

Следовательно, данные обстоятельства не могут являться основанием для отклонения заявок.

 

3. Одним из оснований отклонения заявок потенциальных участников аукциона ООО «Вознесеновка», ООО «Горшечное-АГРО-Инвест» и ИП – "..." явилось внесение изменений заявителем в форму заявки, а именно удаление текстовых пояснений к подлежащим заполнению разделам формы заявки, а также удаление из формы заявки наименования специализированной организации, в адрес которой предоставляются заявки.

 

 Удаление текстовых пояснений к подлежащим заполнению разделам формы заявки, а также удаление из формы заявки наименования специализированной организации, в адрес которой предоставляются заявки, не является нарушением формы заявки на участие в аукционе, заявителями представлена вся необходимая информация, документы и сведения, необходимые для участия в аукционе, указанные в Документации об аукционе, заявки направлены в специализированную организацию - ООО «Фонд содействия муниципалитетам».

 

4. В Протоколе № 280721/26056978/01-01 от 10.09.2021 г. на участие в аукционе указано, что заявитель ИП – Глава КФХ "..." не указал в описи приложений к заявке документ, подтверждающий внесение задатка.

 

Однако, Курским УФАС России установлено, что в составе заявки на участие в аукционе ИП – Глава КФХ "..." представил Платежное поручение № 4 от 01.09.2021 г. о внесении задатка для участия в аукционе на сумму 49498 руб. 00 коп.

 

Следовательно, Аукционная комиссия располагала доказательством внесения ИП – Главой КФХ "..." необходимого для участия в аукционе задатка в размере 49498 руб. 00 коп. и необоснованно не допустила предпринимателя к участию в аукционе.

 

5. В Протоколе № 280721/26056978/01-01 от 10.09.2021 г. на участие в аукционе указано, что ООО «Вознесеновка» в поле заявки «Наименование юридического лица» указало наименование ООО «Вознесеновка», что является нарушением формы заявки на участие в аукционе.

 

Комиссией Курского УФАС России установлено, что в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», отклонение Аукционной комиссией заявки на участие в торгах ООО «Вознесеновка» ввиду указания в поле заявки «Наименование юридического лица» наименования ООО «Вознесеновка» вместо Общество с ограниченной ответственностью «Вознесеновка», является необоснованным.

 

Следовательно, у Аукционной Комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки на участие в аукционе ООО «Вознесеновка», ООО «Горшечное-АГРО-Инвест» и ИП – Главы "..." по указанным основаниям.

Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка проводится для привлечения неограниченного числа потенциальных участников с целью предоставления земельного участка по максимально высокой цене. Однако, действия организатора торгов и аукционной комиссии полностью противоречат данным целям.

 

Под видом формального соблюдения норм действующего законодательства аукционной комиссией ограничено количество допущенных к участию в аукционе заявителей до одного, что привело к заключению договора аренды земельного участка, принадлежащего на праве собственности МО «Быковский сельсовет» Горшеченского района Курской области, и включенного в перечень муниципального имущества МО «Быковский сельсовет» Горшеченского района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, по начальной цене договора, а именно 49 998 руб. 00 коп в год, сроком на 20 лет.

 

 В своих пояснениях Администрация Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО «Фонд содействия муниципалитетам» указывали, что наличие семи заявок на участие в аукционе свидетельствует о том, что у всех заявителей не возникло вопросов по условиям участия в аукционе  и требованиям, предъявляемым к заявителям и документам, а указанные Организатором аукциона в аукционной документации ограничения состава заявителей, являясь законными и обоснованными, не могли привести и не привели к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников торгов.

 

Документация о проведении аукциона действительно не вызвала вопросов со стороны потенциальных участников. В этой связи заявители не обращались к организатору аукциона с запросами документации, шесть из семи заявителей в составе заявки представили идентичные бумажные документы, содержащие сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что свидетельствует о том, что подавляющее большинство потенциальных участников аукциона поняли и трактовали положения Документации однозначно и одинаково. В результате шесть из семи заявителей были не допущены Аукционной комиссией к участию аукционе.

 

Откуда единственному допущенному участнику аукциона – ИП "..." стало известно о необходимости нотариального заверения документа о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, учитывая, что это не является общепринятой деловой практикой, Администрация Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО «Фонд содействия муниципалитетам» пояснить не смогли.

 

Таким образом, Курское УФАС России приходит к выводу, что Аукционной комиссией был необоснованно ограничен круг лиц, допущенных к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127, что привело к признанию аукциона несостоявшимся, несмотря на подачу семи заявок на участие в аукционе, заключению договора аренды земельного участка по начальной цене - 49 998 руб. 00 коп в год.

 

В силу ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

 

Перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе является закрытым, иных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе действующим законодательством не предусмотрено.

 

Комиссия по проведению аукциона, действуя в рамках действующего законодательства, в случае наличия сомнений относительно принадлежности потенциального участника к субъектам малого и среднего предпринимательства, имела возможность проверить принадлежность потенциального участника к субъектам малого и среднего предпринимательства через общедоступный сервис в сети «Интернет» Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, однако данной возможностью не воспользовались.

 

Комиссия по проведению аукциона имела в своем распоряжении Выписки потенциальных участников аукциона из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, таким образом, располагала информацией об ИНН, ОГРН, ОГРНИП потенциальных участников аукциона, однако отклонила шесть из семи заявок на участие в аукционе.

 

Потенциальные участники аукциона, единообразно трактуя положения Документации о проведении аукциона, в своих заявках представили все документы, необходимые для участия в аукционе, у Аукционной комиссии имелись все возможности для определения соответствия и допуска участников к аукциону.

 

Курское УФАС России приходит к выводу, что у Комиссии по проведению аукциона отсутствовали правовые основания для отклонения участников аукциона.

 

Таким образом, действия Аукционной комиссии привели к ограничению количества участников аукциона, допуску единственного участника, признанию аукциона несостоявшимся, исключению возможности конкуренции за право заключения договора аренды земельного участка, заключению договора по начальной минимальной цене.

 

В соответствии ч. 5.1. ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

 

При составлении краткого отчета (обзора) состояния конкурентной среды в рамках дела Курское УФАС России руководствовалось ч. 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок).

 

По результатам проведении краткого отчета (обзора) состояния конкурентной среды Курским УФАС России установлено, что участие в аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:04:030608:127 могли принять семь потенциальных участников, следовательно, данный рынок является конкуренным.

 

Договор № 1 аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:04:030608:127 заключен между Администрацией Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ИП "..." 21.09.2021 г.

 

В соответствии с  п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

 

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

 

Целью открытого аукциона является привлечение всех заинтересованных лиц и получение Администрацией максимальной цены за пользование муниципальной собственностью. Нарушения, допущенные Аукционной комиссией, привели к отказу от участия в открытом аукционе лиц, заинтересованных в получении в аренду земельного участка, ограничению участников конкурентной процедуры, ограничили доступ потенциальных участников к торгам, что запрещено положениями п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 «О защите конкуренции».

 

Из изложенного следует вывод о том, что потенциальные претенденты были лишены возможности участия в аукционе вследствие необоснованного отклонения заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, что привело к отклонению шести из семи участников.

 

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В соответствии с п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

 

Анализ положений п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 ст. 17 «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные данной статьей, являются безусловными и имеют императивный характер. Правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

 

Открытые торги, к которым относится аукцион на право на заключение договора аренды земельного участка, проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем не предусмотренное законодательством ограничение в доступе к торгам, а равно необоснованный доступ участников торгов, не соответствующих установленным требованиям, ущемляет права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

 

Действия Аукционной комиссии, выразившиеся в необоснованном отклонении шести из семи участников аукциона, предъявлении требований к участникам аукциона, не указанных в Аукционной документации, образуют состав нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с Постановлением Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области от 26.07.2021 г. № 38 «О создании аукционной комиссии» Администрацией была создана Аукционная комиссия в составе: "..." – Глава Быковского сельсовета; "..." – главный специалист-эксперт Администрации; "..." – заместитель Главы Администрации Быковского сельсовета; "..." – генеральный директор ООО «Фонд содействия муниципалитетам»; "..." – заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Фонд содействия муниципалитетам».

 

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе № 280721/26056978/01 от 10.09.2021 г. на заседании Аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе присутствовали и принимали решение: "..." – Глава Быковского сельсовета; "..." – заместитель Главы Администрации Быковского сельсовета; "..." – заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Фонд содействия муниципалитетам».

 

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письмах от 04.09.2017 г. № ИА/60890/17, от 26.02.2018 г. № ВК/12509/18 запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

 

Как установлено судебной практикой при рассмотрении дел, для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду. Антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.

 

Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

 

В связи с тем, что действия Аукционной комиссии привели к ограничению круга потенциальных участников аукциона, Курское УФАС России усматривает факт нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Аукционной комиссии.

 

Доказательств, подтверждающих наличие состава нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО «Фонд содействия муниципалитетам», в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.

 

Таким образом, действия Аукционной комиссии организатора торгов в составе "..." – Главы Быковского сельсовета, "..." – заместителя Главы Администрации Быковского сельсовета, "..." – заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Фонд содействия муниципалитетам», выразившиеся в необоснованном отклонении шести из семи участников аукциона, предъявлении требований к участникам аукциона, не указанных в Аукционной документации, ограничении доступа потенциальных участников к торгам, создании преимущественных условий участия в торгах  ИП "...",  образуют нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В связи с наличием в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях Аукционной комиссии организатора торгов в составе "..." – Главы Быковского сельсовета, "..." – заместителя Главы Администрации Быковского сельсовета, "..." – заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Фонд содействия муниципалитетам», в соответствии со ст. 17, ст. 20, ч.1 ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-3 ст.41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Аукционную комиссию организатора торгов в составе "..." – Главы Быковского сельсовета, "..." – заместителя Главы Администрации Быковского сельсовета, "..." – заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Фонд содействия муниципалитетам» (паспортные данные должностных лиц имеются в материалах дела) нарушившей п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» путем необоснованного отклонения шести из семи участников аукциона, предъявлении требований к участникам аукциона, не указанных в Аукционной документации, ограничении доступа потенциальных участников к торгам, что привело к созданию необоснованных преимуществ ИП "..." при участии в торгах.

 

2. В отношении Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО «Фонд содействия муниципалитетам» производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава нарушения на основании ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. В связи с тем, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером № 46:04:030608:127 заключен, предписание Аукционной комиссии об отмене протокола рассмотрения заявок не выдавать, предписание организатору торгов об аннулировании торгов не выдавать.

 

4. Выдать организатору торгов - Администрации Быковского сельсовета Горшеченского района Курской области предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в соответствии с КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны